В процессе общения мы все время сталкиваемся с трудностями в понимании друг друга, порождаемыми коммуникативными барьерами. Но кто же несет ответственность за успешное взаимодействие?
Часто ошибочно считается, что вся ответственность лежит на говорящем. Мол, он должен уметь привлечь внимание, ясно изложить свои мысли, чтобы быть услышанным и понятым. Однако, успешное общение — это дело двоих. Как говорящий, так и слушающий могут способствовать продуктивному диалогу.
Рассмотрим основные виды коммуникативных барьеров и как их преодолеть, опираясь на классификацию контрсуггестии Б. Ф. Поршнева.
Преодоление избегания:
Первый барьер - избегание, проявление невнимания к собеседнику. Чтобы преодолеть его, необходимо управлять вниманием: как своим, так и вниманием партнера. Для этого существуют различные приемы:
-
Привлечение внимания: Новизна, интенсивность, контрастность, актуальность и значимость информации для собеседника могут помочь привлечь его внимание. Например, нейтральная фраза, начинающая разговор, может быть интересной для всех присутствующих и зацепить их внимание. Или, наоборот, начать с чего-то трудно воспринимаемого, заставляя собеседника сосредоточиться, чтобы понять, что говорится. Важен и зрительный контакт: пристальный взгляд привлекает внимание, в то время как избегание взгляда сигнализирует о нежелании общаться.
-
Поддержание внимания: После того, как внимание привлечено, нужно его удерживать. Для этого существуют приемы изоляции от внешних и внутренних факторов. Важно исключить посторонние шумы и отвлекающие факторы, а также научиться фокусировать внимание на собеседнике, не отвлекаясь на собственные мысли.
- Навязывание ритма также помогает удерживать внимание: изменение темпа, громкости и интонации речи не дает собеседнику заскучать и отвлечься.
- Приемы акцентировки подчеркивают важные моменты в сообщении, делая их более заметными и запоминающимися.
Использование феномена авторитета:
Важным фактором является доверие к собеседнику, которое определяется его авторитетом. Чем больше человек доверяет, тем эффективнее коммуникация. Авторитет складывается из надежности, компетентности, привлекательности, искренности, полномочий и объективности.
- Важно помнить, что авторитет может быть как высоким, так и низким, и его уровень влияет на восприятие информации. Так, в обучении лучше иметь средний авторитет, а при агитации — высокий.
- Свой собеседник, который демонстрирует общность интересов и целей, вызывает больше доверия и, следовательно, имеет более сильное влияние.
Преодоление непонимания:
Фонетический барьер - это трудность в восприятии речи из-за особенностей ее произношения.
- Чтобы его преодолеть, нужно говорить внятно, разборчиво, с оптимальной скоростью, учитывая образование, возраст и индивидуальные особенности собеседника.
- Важно использовать обратную связь, чтобы корректировать скорость и дикцию, в зависимости от реакции слушателя.
Семантический барьер - это непонимание из-за различий в тезаурусах собеседников.
- Чтобы его преодолеть, важно учитывать индивидуальный опыт партнера и говорить простым, понятным ему языком.
- Договариваться о ключевых моментах, чтобы исключить неправильное толкование слов.
Стилистический барьер - это трудность в восприятии сообщения из-за его несоответствующего стиля.
- Чтобы его преодолеть, нужно уметь правильно структурировать информацию, делая ее понятной и запоминающейся.
- Для структурирования информации используются правила рамки и цепи:
- Правило рамки предполагает четкое начало и конец разговора, определение целей, подведение итогов и отражение степени их достижения.
- Правило цепи предполагает логическое выстраивание информации, чтобы она была понятной и запоминающейся.
Слушать, чтобы услышать:
Важнейший элемент успешного общения - умение слушать. Существуют два основных вида слушания:
- Критическое слушание: Сначала проводится критический анализ сообщения, а затем происходит понимание.
- Эмпатическое слушание: Сначала пытаются понять, что говорит партнер, а затем проводится критический анализ. Это более эффективный вид слушания, позволяющий достичь полного взаимопонимания.
Активное слушание предполагает:
- Выяснение: Уточнение смысла сообщения и собственного понимания.
- Перефразирование: Переформулировка смысла сообщения своими словами.
- Отражение чувств: Понимание и выражение эмоционального состояния партнера.
- Резюмирование: Подведение итогов и выяснение смысла сообщения.
В заключение:
Умение строить эффективное общение - это важный навык, который не приходит сам по себе. Важно учитывать как собственные ошибки, так и ошибки партнера, а также быть открытым к новому и учиться непрерывно. В общении нет пассивных сторон, и как говорящий, так и слушающий могут внести свой вклад в повышение эффективности взаимодействия.
Поделиться