Исследования Коры ДюБуа, ученицы Рафаэля Кардинера, показали, что попытка определить единый основной тип личности для общества алорезов, основываясь на анализе материалов Роршаха и биографий, оказалась неудачной. Несмотря на сходство в анализе слепых данных, ДюБуа обнаружила значительную вариативность личности в этой культуре.
Вместо идеи основной личностной структуры, ДюБуа предложила концепцию модальной личности - наиболее распространенного типа личности, определяемого статистически. Это позволило признать наличие множества модальных личностей в каждом обществе, отказавшись от идеи единственного типа личности.
В 1940 году Энтони Уоллес, работая с тускарора, подтвердил выводы ДюБуа, используя статистическую концепцию модальной личности для определения центральной тенденции и вариативности личности в этом обществе. Он показал, что даже в гомогенных обществах присутствует значительное разнообразие типов личности, что стало первым шагом к распределительной модели культуры.
В дальнейшем, в 50-х годах, Уоллес развил эту идею, утверждая, что культуры, скорее, организуют психологическое разнообразие, чем воспроизводят психологическое единообразие. Разные психологические ресурсы, важные для адаптации к изменяющимся условиям, существуют даже в небольших обществах.
Таким образом, психологическая антропология отошла от концепции Рут Бенедикт и Кардинера, которая связывала культурные особенности с определенным типом личности. Более продуктивной оказалась идея Уоллеса о том, что культуры организуют психологическое разнообразие, признавая наличие множества типов личности в каждом обществе.
Поделиться