Психоанализ, зародившийся как терапевтическая практика и теория личности, оказал значительное влияние на развитие культурной антропологии. Это влияние проявилось как в выборе тем исследований, так и в интеграции теоретических концепций психоанализа в антропологическую методологию.
Взаимодействие психоаналитиков и антропологов
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1859-1939) утверждал, что формирование личности происходит в раннем детстве, когда социальное окружение подавляет нежелательные, в первую очередь, сексуальные импульсы. Это приводит к психическим травмам, которые проявляются в различных формах на протяжении всей жизни. Из этого постулата этнологи сделали вывод, что различия в воспитании детей у разных народов приводят к формированию специфических черт характера, обусловленных общим опытом психических травм.
Фрейд внес значительный вклад в науку, создав учение о структуре человеческой психики. Он выделял бессознательное (недоступное осознанию), предсознание (может быть осознано в определенных ситуациях) и сознание. В другом варианте он описывал оно (id) – хранилище вытесненных импульсов, я (ego) – систему осознанных решений и сверх-я (superego) – систему запретов, усвоенных в раннем детстве. Защитный барьер между оно и я действует как психологическая цензура, препятствуя выходу бессознательных импульсов наружу.
Многие психоаналитики, начиная с самого Фрейда, обращались к антропологическим проблемам. Его работа Тотем и табу (1913) положила начало этому направлению. Другие психоаналитики, такие как Фромм, Рейх, Рохайм, Салливан, Эриксон и Дерево, также исследовали антропологические темы.
Идеи психоанализа в психологической антропологии
Психологическая антропология заимствовала ряд ключевых идей Фрейда, изложенных в Толковании сновидений и других медицинских работах:
- Динамическая концепция личности: предполагает, что психика имеет как сознательный, так и бессознательный пласты, разделенные защитным барьером, который цензурирует и репрессирует импульсы, потенциально конфликтующие с общественными нормами.
- Психосимволический механизм: трансформирует содержание бессознательного (образы, желания, импульсы, воспоминания, фантазии) в доступные для сознания формы, избегая конфликтов.
- Формирование бессознательного: включает в себя вытеснение травмирующего опыта, особенно в первые годы жизни.
Помимо этих идей, в психологическую антропологию проникли концепции трехчастной структуры личности (id, ego, superego) и описание их взаимодействия.
Общее в психоаналитических подходах антропологии
Психоаналитические подходы в антропологии рассматривают личность как относительно стабильную систему, организованную по глубинному измерению от переферии к центру. Осознанные желания, верования, ценности и адаптивные функции находятся на периферии, а более глубокие уровни содержат эгозащитные механизмы, бессознательные желания, конфликты, самовосприятие и архаические формы психического функционирования, которые не были отброшены.
Использование психоаналитических методов
Этнологи используют психоаналитические методы, такие как метод свободных ассоциаций, для исследования бессознательного и его влияния на сознание.
Культура и невроз
Современный антрополог Филипп Бокк отмечает, что С фрейдовской точки зрения, культура относится к обществу, как невроз к индивиду. Общественные институции, подобно невротическим симптомам, могут рассматриваться как компенсаторные механизмы, сформированные в ответ на травмирующий опыт раннего детства.
Дальнейшее развитие
В последующие годы возникло множество концепций, основанных на психоанализе, которые стали частью психологической антропологии. Хотя многие этнологи использовали психоаналитические идеи вольно, вплоть до 80-х годов психологическая антропология была слабо связана с другими направлениями психологии.
В последние годы ситуация изменилась благодаря развитию когнитивной антропологии, культурной психологии и возросшему интересу к работам российской культурно-исторической школы, а также к американской психологии прагматизма.
Современная этнопсихология
Современная этнопсихология, охватывая различные психологические направления, признает значимость фрейдистских идей, особенно теории психологических защитных механизмов, которая является основой этнопсихологии.
Заключение
Психоанализ оказал огромное влияние на развитие этнологических исследований. Он позволил антропологам глубже понять механизмы психической жизни, влияние культурных факторов на формирование личности и роль бессознательного в человеческом поведении.
Поделиться