Профессиограмма: Машинист-железнодорожный

Машинист подготавливает локомотив к поездке, управляет им во время следования, определяет рациональный режим движения поезда, наблюдает за работой локомотива, при необходимости производит небольшой текущий ремонт; готовит машину для сдачи в депо. Машинист локомотива обязан вести поезд по графику, учитывать сигналы предупреждений на перегонах, следить за семафорами, показаниями приборов, состоянием пути. Большинство машинистов работает на магистральных железных дорогах, некоторое количество этих специалистов востребовано также на различных предприятиях, имеющих собственные подъездные пути.

Получить профессию машиниста можно в специализированных учебно-производственных центрах при железнодорожных депо, в некоторых профессионально-технических училищах. Как правило, сначала проводится обучение на помощника машиниста (оно занимает 6 месяцев); требуется отработать в этой должности определенный период, и лишь потом работник получает право, пройдя дополнительное обучение, получить квалификацию машиниста. Несколько различается подготовка машинистов тепловоза и электровоза, хотя желающие имеют возможность освоить и оба типа локомотивов, и даже паровоз (кстати, даже если реально машинист водит лишь что-то одно, такая подготовка все равно отражается в небольшой прибавке к зарплате). Машинист — это профессия почти исключительно мужская.

Профессия предъявляет повышенные требования к зрению (подсчитано, что за каждую смену представитель этой профессии должен разглядеть около 1300 важных объектов). Еще одно важное требование - быстрота и точность рабочих движений. Например, поезд подходит к очередной станции, на перроне указатель: «Остановка первого вагона». Машинист должен уметь с точностью до нескольких сантиметров рассчитать тормозной путь таким образом, чтобы поезд остановился именно здесь, а не дальше и не ближе.

Кроме того, на железной дороге «нелетной» погоды не бывает. А чтобы вести поезд по графику в непогоду, машинист должен обладать не только большим опытом, высоким мастерством и знаниями, но и личными качествами: самообладанием, осторожностью, сдержанностью, осмотрительностью. Также важные качества для машиниста — хорошее цветоразличение, чувство времени и расстояния, устойчивость к однообразной деятельно-сти, умение быстро оценивать ситуацию и принимать верное решение. Противопоказания: нарушение остроты зрения и слуха, сердечно-сосудистые заболевания, а также болезни, при которых возможна внезапная потеря сознания. Желающие работать машинистами всегда проходят строгий медицинский отбор.

В тех населенных пунктах, где имеются железнодорожные депо, профессия относится к числу весьма востребованных на рынке труда, тем более что в последние годы объем перевозок железнодорожным транспортом в нашей стране постоянно растет. Что немаловажно, успешно окончившие соответствующие училища выпускники автоматически получают рабочие места, в этом плане безработица им не грозит. В небольших населенных пунктах, расположенных у крупных железнодорожных узлов, эта профессия может оказаться едва ли не самой распространенной. Уровень доходов машинистов несколько превышает среднюю зарплату в промышленности, однако перспектив, что по мере накопления опыта работы он возрастет в разы, нет.

Близкая профессия — машинист метрополитена. Эти специалисты трудятся даже в более тяжелых условиях, чем на обычной железной дороге (выше уровень шума и загрязненности воздуха, очень утомительно для зрения постоянное чередование темных туннелей и сияющих огнями станций). В то же время в труде этих машинистов меньше монотонии; кроме того, у них укороченные рабочие смены. В городах, где есть метро, такие вакансии обычно имеются, а обучение можно пройти непосредственно при метродепо, куда и следует обращаться по поводу трудоустройства.

Карьерные перспективы машинистов незначительны, они связаны с повышением класса (их у машинистов четыре), ростом зарплаты за выслугу лет. Однако радикального изменения социального положения и уровня доходов у этих специалистов не произойдет, для этого им необходимо повышать уровень образования, осваивать другие профессии, связанные с железными дорогами.

Вид документа: 
Ключевые слова: 
Рубрика: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий