Как мотивировать сотрудников и не вкладывать в это ни копейки

Положительные эмоции от работы мотивируют лучше денег

В начале прошлого века американский психолог Джордж Элтон Мэйо провёл серию исследований, получивших впоследствии название «хоторнские эксперименты». Учёные меняли условия труда рабочих, чтобы понять, что мотивирует людей работать лучше. В результате оказалось, что на производительность больше повлияло улучшение взаимоотношений в команде, чем повышение зарплаты. 

Учёные сделали вывод, что для мотивации сотрудников нужно обращаться не к фактам и логике, а к чувствам и эмоциям. И это хорошая новость, которая означает, что компания может повысить производительность работников без финансовых затрат. О том, как это сделать — расскажем в этом материале.

Что такое мотивация и какой она бывает

Чтобы понять, как мотивировать сотрудников, определимся с термином «мотивация».

Мотивация — это набор поощрений, которые повышают качество и производительность труда. Её цель — сделать так, чтобы сотрудники выполняли больше задач, причём делали это качественнее и быстрее. Грамотно выстроенная мотивация помогает также уменьшить текучку кадров и привлечь в компанию профессионалов.

Выделяют несколько типов мотивации:

  • прямая и косвенная;
  • внешняя и внутренняя;
  • положительная и отрицательная;
  • материальная и нематериальная.

Прямая мотивация — это любые способы поощрения, которые направлены на самих работников. Косвенная предлагает бонусы для семьи сотрудника. Например, подарки к праздникам, материальная поддержка для обучения детей, ДМС на всю семью и т. д.

Внешняя мотивация выстраивается руководителем, HR-специалистом или специалистом по обучению. Внутренняя мотивация исходит от самого сотрудника. Однако это не значит, что компания никак на неё не влияет. Чтобы у работника появилась внутренняя мотивация, он должен быть лоялен к компании, разделять её ценности и чувствовать себя частью команды.

Положительная мотивация — это бонусы, премии, похвала руководителя и другие желательные для сотрудника вещи. В качестве отрицательной мотивации используют выговоры и лишение бонусов.

Материальная мотивация предусматривает выплату сотруднику премий и процентов от продаж или вручение ценных подарков. Нематериальная мотивация может включать социальный пакет, льготы, подарки, обучение, предоставление гибкого графика работы или похвала. 

Вид мотивации подбирается персонально для каждого сотрудника. Его выбор будет зависеть от возраста, образования, размера дохода, семейного положения и жизненных целей. Чаще всего руководители используют не один, а сразу несколько вариантов мотивации работников.

Как работает нематериальная система мотивации

В российских компаниях традиционно чаще используют материальную мотивацию. Однако выбор таких методов не всегда оправдан. Выплаты и повышение зарплаты могут замотивировать сотрудников на 2-3 месяца. После этого компании либо придётся снова выделять бюджет на премии и бонусы, либо искать нематериальные способы.

Нематериальная мотивация может работать гораздо дольше, так как в отличии от выплат, её можно использовать постоянно, а не время от времени. Она подходит для всех сотрудников и позволяет повысить производительность и эффективность их работы без финансовых вложений. 

Компания может предложить работникам:

  • социальный пакет: ДМС, страхование жизни;
  • обучение и участие в профессиональных мероприятиях;
  • создание условий для развития и карьерного роста;
  • участие в рейтингах и конкурсах, официальное признание заслуг;
  • бесплатное питание и развоз до работы;
  • улучшение условий труда, гибкий график работы;
  • корпоративные мероприятия.

Чтобы эти методы работали, важно сделать их частью корпоративной культуры. При этом система мотивации должна быть максимально прозрачной и понятной сотрудникам. Каждый человек должен понимать, кто в компании и при каких условиях получает нематериальные поощрения.

Как создать систему нематериальной мотивации

Организация системы мотивации сотрудников может быть системной или спонтанной. В первом случае HR-специалист выбирает методы и инструменты и создаёт в компании атмосферу для эффективной работы. Спонтанная организация не предусматривает централизации и проведения предварительной работы. Это может быть ситуативная похвала руководителя или разовая премия. Как правило, в компании действуют оба типа организации мотивации. Но ощутимые долговременные результаты могут принести только системные поощрения. Остановимся на них подробнее.

Для начала нужно понять, что мотивирует сотрудников вашей компании. Это можно узнать в ходе опроса, личной беседы или на основе анализа уже имеющихся способов мотивации.

После этого можно составить список методов мотивации, которые подходят компании и сотрудникам. Пропишите конкретные условия, при которых сотрудники могут получить нематериальные бонусы. А затем донесите эту информацию до команды. Важно, чтобы люди понимали, за что они могут получить поощрение.

В современных компаниях руководители и HR-специалисты стремятся автоматизировать большую часть рутины, связанной с управлением и развитием персонала. Это позволяет встроить нематериальную мотивацию в бизнес-процессы и не тратить на неё время. Кроме того, автоматизация позволяет убрать человеческий фактор и сделать систему поощрения максимально прозрачной и объективной.

Рассмотрим автоматизацию системы мотивации сотрудников на примере LMS-платформы Эквио. В Эквио есть несколько инструментов, созданных непосредственно для мотивации сотрудников.

Рейтинг

Рейтинги вносят элемент соревнования и делают достижения каждого сотрудника заметными для команды. На платформе Эквио есть общий рейтинг, который формируется на основе набранных баллов. Сотрудники могут получить баллы за прохождение курсов и тестов, выполнение заданий и соблюдение KPI. Каждый сотрудник может посмотреть своё место и место коллег в общем рейтинге.

Магазин подарков

Набранными баллами можно не только обеспечить себе место в рейтинге, но оплатить покупки в Магазине подарков на платформе. Руководитель сам решает, какие бонусы предложить сотрудникам. Например, в качестве нематериальных поощрений можно использовать дополнительный выходной или завтрак с топ-менеджментом.

Награды

Руководитель может поощрять сотрудников наградами-бейджами. Их значимость и внешний вид выбирает администратор платформы Эквио. Такие награды также влияют на рейтинг и вносят элемент геймификации в процесс управления персоналом.

Программы обучения

Обучение помогает предотвратить профессиональное выгорание и открывает для сотрудника новые возможности. Поэтому его можно использовать для мотивации людей, ориентированных на развитие и движение по карьерной лестнице. На платформе Эквио можно использовать готовые уроки или создать свои собственные. Также администратор может провести тест или дать практические задания.

Большинство сотрудников хотят, чтобы компания оценила их работу, способности и вклад в общее дело. И если премии и повышение зарплаты повышают мотивацию лишь на короткое время, то возможность чувствовать свою значимость будет постоянно побуждать работника выполнять задачи ещё лучше. Поэтому система нематериальной мотивации работает не хуже материальной. Главное, чтобы она отвечала ценностям и потребностям работников, а условия её получения были понятными и прозрачными. Создать такую систему мотивации и внедрить её в бизнес-процессы компании помогают онлайн-платформы. С их помощью можно добиться регулярности и объективности поощрения сотрудников.

Платформу Эквио можно протестировать абсолютно бесплатно. Для этого достаточно заполнить заявку на сайте https://e-queo.com/ , написать на team@e-queo.com или позвонить по телефону: +7 (495) 928-92-20.

Ключевые слова: 
Рубрика: 
+1
0
-1