Совместное обучение топ-менеджеров

В большинстве уважающих себя компаний топ-менеджеры получали профессиональное образование, то есть учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь. Я и сам, еще в бытность свою генеральным директором, не брал на работу топ-менеджеров без бизнес-образования. Но этого недостаточно, и вот почему:

  1. Они учились в разных местах, и пользуются разными системами координат, различной терминологией;
  2. Чаще всего они получали профессиональные знания (например, логисты изучали логистику), а это, хоть и важно, не самое главное для топ-менеджера;
  3. Программы MBA, даже хорошие, редко дают необходимые знания в двух главных для любого топ-менеджера областях – управление людьми и стратегия.

Для чего нужен топ-менеджер компании? Принято считать, что он должен быть главным специалистом в своей теме в компании. Например, финансовый директор должен быть лучшим финансистом. Но это глубокое заблуждение. Чем выше по служебной лестнице поднимается человек, тем меньшую роль в его успехе играют его профессиональные знания, и тем большую – управленческие, менеджерские.

Предназначение топ-менеджера:

  1. Участвовать в разработке и реализации стратегии компании;
  2. Быть архитектором своей системы, то есть выстраивать под собой эффективную структуру – выстраивать процессы, подбирать нужных людей, помогать им стыковать свои процессы с другими отделами и т.д.

Все это требует глубоких познаний в стратегическом менеджменте и в управлении структурами людей. При этом сам топ может и не быть самым компетентным в своем подразделении – главное, чтобы под ним работали компетентные люди. Однако на деле в креслах топ-менеджеров чаще сидят «ведущие специалисты», замыкающие все задачи на себя и занятые, главным образом, операционной работой. Этому способствует и мотивация топов – обычно от операционных результатов.

Чтобы исправить положение, топ-менеджеров нужно учить. При этом отправлять их в бизнес-школы неэффективно. Каждый вернется со своим багажом и своими идеями. Их нужно обучать совместно, при этом само обучение должно быть продолжено во времени. Это не должен быть один большой тренинг, где в головы топ-менеджеров затолкают побольше информации. Это должна быть последовательность коротких, лучше всего однодневных тренингов, в перерыве между которыми слушатели применяют на практике то, что услышали в теории. Услышанное на тренинге на 80% забывается через 3 дня, если слушатели не попробовали сделать это сами.

Когда я проектировал свой курс «Школа директоров», я сразу заложил в него все перечисленные принципы. Это – корпоративный тренинг, ориентированный на сотрудников одной компании. Учащиеся не только решают практические кейсы (все – на примере своей компании) во время обучения. После каждого однодневного модуля они получают «домашнее задание», базирующееся на их насущных управленческих «болячках». Например, если у них сложности с планированием, то в перерыве между модулями они пытаются наладить планирование. Если у них возникают вопросы, они могут задать их по почте или скайпу. Следующий модуль мы обязательно начинаем с разбора «домашнего задания», с ошибок и удач. Модуль «Стратегия» является обязательным модулем курса.

Только такой формат обучения, с моей точки зрения, способен решить важнейшие задачи для любого бизнеса:

  1. Обеспечить «общий язык», общее понятийное поле в менеджменте;
  2. Научить топ-менеджеров мыслить стратегически, то есть выполнять свое предназначение;
  3. Помочь преодолеть застарелые «болезни» управления, характерные для 99% компаний в РФ, например, неумение делегировать и перегруженность топ-менеджеров на фоне расслабленности их подчиненных;
  4. Помочь закрепить полученные знания на практике.

Чтобы узнать больше о курсе «Школа директоров» перейдите по ссылке https://sapcons.ru/treningi/shkola-top-menedzherov/. Там вы сможете также скачать типовую программу курса.

Генеральный директор Sapiens Consulting Святослав Бирюлин

Ключевые слова: 
Рубрика: 

Поделиться