Управление персоналом – деятельность, с целью обеспечения компании требуемым количеством сотрудников необходимой квалификации.
Рассмотрим различные стороны управления персоналом, их реальность и перспективы:
1. Планирование персонала
Определение потребности в сотрудниках некоторое время назад носило прогнозируемый характер. Расчёты могли вестись в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. На данный момент планирование персонала носит скорее ситуативный характер. Естественно, что тактика и стратегия планирования зависит от отрасли и позиции компании в отрасли. Однако можно отметить общий тренд, что в условиях возросшей неопределенности экономического кризиса все большую роль играет проектный характер работы с малым сроком окупаемости, что вносит в планирование персонала ту же крацикличность подбора. Аутсорс персонала становится более выгодным.
2. Определение способов рекрутирования
Можно смело говорить о том, что каналы общения с потенциальными кандидатами остались те же, что и раньше. Это радио, телеканалы, интернет площадки (работные сайты, доски объявлений, соц. сети), уличная реклама и т.д. Намечается тренд на рынке кадровых агентств: продукт Executive search предоставляется все большим количеством игроков рынка. В условиях недавнего сжатия предложения открытых вакансий, возросло количество приглашений на работу по личным знакомствам. «Клановость» и «кумовство» становятся все более доминирующими в моногородах, ГБУ и гос.службе. В малых и средних коммерческих компаниях становятся все более популярными полулегальные способы привлечения. К примеру, спам-сервис «Катюша» по рассылке предложений работы для вновь зарегистрировавшихся пользователей работных сайтов или полулегальный сервис по использованию сайта hh.ru через чужие аккаунты работодателей (стоимость годового использования hh.ru для работодателя может достигать полумиллиона рублей, использование чужих аккаунтов минимизирует затраты в несколько раз).
3. Маркетинг персонала
Переход к модели бизнеса H2H (human to human) и мориторингу накопления опыта сотрудниками доказывает, что значимость бренда компании в процессе рекрутмента и удержания талантов проявляет себя все сильнее. Ввиду того, что данный тренд на рынке сформировалась достаточно давно, становится все более четким разделение между работодателями с интересным, запоминающимся HR-брендом и с без подобного. Борьба за талантливых, за новые поколения способных работников в самом разгаре.
По мнению М.Притулы, HR-бизнес-партнер (далее – HRBP) минской IT-компании, занимающейся разработкой компьютерных игр (например, WorldOfTanks), в погоне за кадрами победит та компания, которая интереснее предложит публике свои взгляды. По его мнению, «Поколение F» (Фейсбук) изменяет правила взаимодействия работника и работодателя, которое не предполагает господствование компании над личностью работника. Приоритетным становится работник и его интересы, среди которых на первое место ставятся личностный рост, интересные задачи и инновации. Представитель нового поколения делает выбор между потенциальными работодателями, которым все труднее становится привлекать новые кадры денежной составляющей. В современном мире для них больше нет задачи выживать, нет страха голода и нищеты безработицы. Жилье зачастую приобретают родители, необходимый денежный минимум всегда можно заработать на сдельных низкооплачиваемых работах или фрилансе.
Таким образом, действия работодателя в нынешних условиях должны сводиться к изучению принципов «Employment Value Proposition» (далее - EVP) - ценностного предложения работодателя. Согласно данному своду правил, заработная плата является лишь одним из тридцати пяти элементов, которые рассматриваются потенциальными работниками при изучении вакансии. Обязательно необходимо выявить наиболее важные для кандидата ценности, так как именно они позволят его удержать и стимулировать на покорение новых производственных высот. Главный принцип работодателя в борьбе за молодые таланты – продвижение своего отличного от конкурентов EVP и «заражение» им сотрудников.
4. Подбор персонала
Приблизительно 40% представителей бизнеса, опрошенных hh.ru в ноябре-декабре 2016 года, рассказали, что в этом году у них проходили сокращения сотрудников. В начале 2014 года безработный специалист находил в поисках работы до трех месяцев. В 2016 году этот срок вырос до четырех – шести месяцев.
Время закрытия вакансии выросло и у работодателей. Из-за большого количества кандидатов компаниям сложнее сделать выбор, а количество этапов подбора при найме растет. Особенности рынка и демографическая яма 90-х годов заставляют компании смотреть в сторону более опытных и возрастных кандидатов. Особенно сильно тенденция заметна в Москве: за последние два года доля вакансий с опытом работы 3–6 лет увеличилась на hh.ru на 6%.
По прогнозу Минэкономразвития, за 2016–2019 годы количество трудоспособного населения в России сократится на 3,6 миллиона человек.
После кризиса 2014–2015 годов конкуренция среди соискателей выросла в 1,2–2 раза. Но, по мнению работодателей, найти хорошего специалиста по-прежнему тяжело. Компании больше не переманивают заоблачными зарплатами, а кандидаты неохотно меняют место работы и долго думают, прежде чем сделать решительный шаг.
Аналитическое подразделение компании PwC Saratoga по итогам 2015г в своем докладе утверждает, что на 23% снизилась доля нанятых на рынке труда сотрудников, а по итогам 2016г. на 32% сократился коэффициент подбора персонала на рынке труда.
Все еще актуальным в сфере найма персонала является «клановость» и «кумовство» в государственных компаниях типа Мосгортранса или Жилищника.
Интересным является использование запрещенным сервисом LinkedIn (заблокирован Роскомнадзор в ноябре 2016 г.) через луковые маршрутизаторы типа Tor.
5. Адаптация и развитие компетенций сотрудников
Алексей Кирсенко, директор по персоналу «Панавто» (официальный дилер «Мерседес-Бенц»): «За последние два года в нашей компании существенно вырос бюджет на обучение персонала. Мы уделяем внимание повышению личной эффективности сотрудников — совершенствованию навыков тайм-менеджмента, ведения переговоров, управления конфликтами и общения с клиентами. Таким образом обеспечиваем профессиональный рост сотрудников внутри компании: они могут развиваться как в текущих должностях, так и пробовать себя в других направлениях. Если год назад на открытые вакансии из десяти сотрудников «с улицы» претендовал один штатный, то сегодня каждая пятая вакансия закрывается за счет действующего персонала».
По данным исследования аналитического подразделения компании PwC Saratoga, в 2014–2015 годах количество часов обучения на одного сотрудника выросло с 15,2 до 19,2. Нечасто показатель растет за год больше чем на четверть. По итогам 2015г. На 41% увеличилось количество часов обучения на одного сотрудника. По итогам 2016г. на 68% увеличился показатель прибыли в расчете на одного сотрудника. 1,73 руб. принес компаниям каждый рубль, инвестированный в человеческий капитал, на 28% вырос показатель количества часов обучения в расчете на сотрудника.
В сфере подготовки персонала формируется отношение к обучению персонала как к венчурному инвестированию и анализу эффективности капиталоотдачи. При таком подходе HR службы взаимодействуют с риск-менеджерами по составлению наиболее оптимального портфеля обучения, учитывающего получение нужного качества компетенций нужным количеством сотрудников, допускающего потерю инвестиций от последующего возможного увольнения обученных сотрудников.
6. Управление информацией
При этом задача управления персоналом состоит в том, чтобы своевременно получать в оптимальном объеме, распространять нужную и гасить ненужную, а тем более вредную информацию. В этом на помощь приходят технологии машинного обучения и поиска опубликованной информации по ключевым словам. Такие технологии применяют крупные организации или государственные структуры. К примеру, Роскомнадзор осуществляет надзор за активностью основных средств массовой информации с большой аудиторией для соблюдения ими законодательства Российской Федерации. Ресурсов для сканирования всего интернета у них нет, поэтому условный Василий Пупкин их не интересует. У средних и малых компаний акцент управления/гашения информации обычно сводится к «ручному» поиску компрометирующей информации на сайтах, посвященных отзывам работодателей, и работе с возражениями, размещению псевдо-отзывов. Примечательным является относительно недавнее (2015г.) блокирование сайта «orabote.net» по постановлению суда, из-за размещения якобы работником одной из организаций клеветнических высказываний в отношении своего бывшего работодателя. Сайт успешно переехал на другие доменные имена и продолжает свою деятельность.
7. Планирование карьеры
По данным HeadHunter, 58% компаний, которые используют инструменты оценки персонала, в 2017 году применят их для внутреннего найма.
На государственной службе все большее развитие получает институт кадрового резерва, находящегося под патронажем Президента Российской Федерации. Так 7 ноября 2016 года в обновленный состав президентского резерва вошли 135 человек. В течение прошлого года ряд лиц, находящихся в резерве, получили повышение, в том числе в федеральных органах власти.
8. Мотивация персонала
Денежная мотивация все в большем количестве компаний становится гигиеническим фактором. На первый план выходят интересные задачи для кандидата, возможность его самореализации. Но не теряют актуальность старые методы мотивирования (к прим. доски почета, оплата ДМС, фитнес-клуба, вручение грамот, организация питания и т.д.).
9. Руководство персоналом
Руководство персоналом в нашей стране все еще включает как «старое доброе рабство» с избиением сотрудников за плохую работу или неподчинение (армия, низкоквалифицированная рабочая сила в сфере строительства и клининга и т.п.), так и уже прочно вошедшие методологию Agile. Практика применения Lean manufacturing («бережливого производства») достаточно медленно распространяется из крупных компаний в средние вместе с миграцией персонала. По запросу «бережливое производство» hh.ru выдает 374 вакансий на всю Россию (для сравнения на американском сайте monster.com по запросу «Lean manufacturing» выводится больше 1000 результатов).
Количество пенсионеров неуклонно растет. По прогнозу ПФР увеличится с 43,3 млн до 43,9 млн человек. А это означает, что средний возраст управленца и подчиненного будет также неуклонно расти вместе с количеством работающих пенсионеров. Соответственно, с течением времени будет увеличиваться разнообразие стилей управления соответствующих разным поколениям управленцев работающих параллельно. В стране будет развиваться новая управленческая эклектика.
В пресс-выпуске №3096 проведенного исследования ВЦИОМ утверждается, что за 25 лет существенно больше наших сограждан стали полагаться на Бога в своей жизни, их доля выросла с 49% в 1991г. до 67% в 2016г. Появляются компании, которые в процессе своей работы руководствуются религиозными нормами. К примеру сайт halalguide.me помогает соискателям найти «халяльную» работу. Соответственно с усилением религиозности населения страны расширяется круг компаний, в которых управление сотрудниками осуществляется с соблюдением норм шариата или норм каких-либо иных конфессий.
Считаю, стоит упомянуть, что по мере автоматизации бизнес-процессов, формируются своеобразные управленческие информационные экосистемы посредством таких программных продуктов как JIRA, Asana и другие. Примечательно, что в Российских условиях эти управленческие информационные экосистемы начинают проходить не «естественный», а скорее «искусственный отбор». Так в 2015 году по данным, предоставленным аналитической компанией App Annie, WhatsApp стал самым используемым мессенджером на территории Российской Федерации, в уже в 2016 году по данным РБК начались случаи запрета пользования мессенджерами на работе в гос.органах.
10. Управление расходами на персонал
Цель управления расходами на персонал – это связать работу отдела HR со стратегическим планом всей организации. Управлением расходов на персонал в организациях обычно занимаются C&B-менеджеры, экономисты или руководители организации. Для подготовки HR -бюджета собирают информацию об ожидаемом обороте компании, предполагаемой стоимости прироста вознаграждения сотрудникам, ожидаемое количество работников в следующем году, планы программ менеджеров по работе с персоналом на грядущий год (бонусные программы, тренинги, обучения, повышения и прочее), иные изменения в политике компании, ее стратегии, нормах и правилах, которые могут, в свою очередь, повлиять на денежные потоки. C&B-менеджеры формируют систему грейдов и зарплатной сетки, описывают KPI, политику по компенсациям и льготам, а также вместе с линейными руководителями описывают систему по оценки деятельности и многое другое. Зарождающимся трендом становится анализирование BigData - это инструмент для мониторинга текущего состояния и прогнозирования будущих рисков. Если в крупных организациях достаточный объем данных, можно составлять бюджеты по аналогии с предыдущим годом, выявлять закономерности в переменных и более рационально выставлять акценты в инвестициях на персонал.
11. организация рабочего места и обеспечение охраны труда на предприятии
До сих пор в нашей стране не сформировалась культура грамотной организации рабочего места. Я считаю, что это происходит из-за отсутствия должной подготовки среди собственников и руководителей малых и средних предприятий. Так к примеру, спустя месяц с даты формирования организации должна быть проведена спец. оценка условий труда. Рабочее место как место занятости человека предопределяет условия труда (нормальные, тяжелые), режимы труда и отдыха, характер труда работника (разнообразный, монотонный и др.), но в подавляющем количестве компаний малого и среднего бизнеса спец. оценка условий труда не проходит. ТК РФ ст.211, 212, Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ст. 25, а также санитарно-эпидемиологические требования к условиям регламентирующие условия труда зачастую не соблюдаются. Достаточно редким в принципе является соблюдение приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами". К сожалению, большинство аттестованных организаций, проводящих 40-часовое обучение охране труда, делает это весьма формально. А за 2500-4500 руб. можно получить доступ к видеокурсу и заветную корочку прохождения курса по охране труда без полноценного обучения.
12. Обеспечение приемлемого распорядка работы, синхронизирующего графики работы, отпуска, замены на случай болезни или прогулов и т.д.
В соответствии со ст.91 ТК РФ: "Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником". На данный момент этот процесс достаточно автоматизированный. Как правило, для документооборота и оформления распорядка сотрудников применяют продукты компании 1С (ЗиК, ЗУП), SAP, веб-сервисы и др. На данный момент существуют два подхода в регулировании графика работы сотрудников. Назовем их условно мягкий и жесткий. Так в некоторых компаниях время работы жестко регламентировано. За каждую минуту опоздания на работу могут начислять штраф от 20 до 200 рублей (преимущественно этим «грешат» колл-центры). В других компаниях, в противовес этому подходу, время прихода и ухода с работы не регламентировано вообще. Главное отработать приблизительно 8 часов времени. По-прежнему в компаниях существуют случаи ночевки на работе из-за больших объемов поставленных задач. Сотрудники в таких ситуациях используют smart drug (Модафинил, Фенибут, Фенотропил, Семакс, Ноопепт, Депренил, Гидергин и другие). Трендом является переход сотрудников из офисов на удаленную работу из дома, так в исследовании J’son & Partners Consulting, сделанном по заказу сервиса «Битрикс24», к 2020 году 20% рабочих мест в России будут виртуальными. Переход на удаленку сэкономит работодателям более 1 трлн руб.
13. Освобождение персонала
Для снижения материальных затрат на оплату труда сотрудников в настоящее время работодатели прибегают к оформлению срочных трудовых договоров под какие-то конкретные проекты. Переводя их на своеобразный аутсорс: есть проект – есть работа. Считаю, что появился тренд на «закручивание гаек» государством, так в 2016 г. был запрещен заемный труд (ст.56.1 ТК РФ). И хотя использование аутстаффинга формально заменили аутсорсингом, настроение у игроков после введения изменений законодательства было достаточно скептическим. В последнее время получило развитие предложения для компаний по аутплейсменту их сотрудников. Так организации могут платить/способствовать тому, чтобы их «нерадивых» сотрудников «захантили» конкуренты или помогать своим работникам адаптироваться к будущему сокращению для сохранения их лояльности. В 2017 г. стоимость базового пакета у компании HeadHunter на 1 человека составляет 4 012 руб.
14. Кадровое делопроизводство
В некоторых СМИ в прошлом году появлялась информация о том, будут упрощены к 2025 году ИНН с СНИЛС. С 1 января 2017 года ФНС России отказывается от использования бланков свидетельств о государственной регистрации и постановки на учет, являющихся защищенной полиграфической продукцией. Свидетельства о государственной регистрации отменяются вовсе. Таким образом можно смело говорить о постепенном упрощении кадрового делопроизводства и делопроизводства как такового. Перехода его на цифровой уровень.
Заключение
Усиливается стратификация в сфере HR. Происходит ярко выраженное разделение на квалифицированных HR и своеобразных «звонилок» (специалистов по подбору низшей квалификации, которых можно скорее назвать специалистами call-центра). Последних начинают заменять программным обеспечением и новыми каналами по привлечению специалистов, кадровыми агентствами по массовому подбору. Среди высшего HR-звена наметился тренд на отслоение из HRD нового вида HRBP. Тренд на геймификацию образования и работы, роботизацию различных функций, математический просчет принятия управленческих решений.
Если мы хотим взглянуть на направление развития будущих отраслей экономики и соответственно развитие управления в них, будет полезным обратиться к прогнозированию Агентства Стратегических Инициатив. Было выделено 13 направлений (начиная с нейробиологии, заканчивая прикладной космонавтикой) в новом формате дополнительного образования детей «Кванториумов». Соответственно акцент и в области формирования управленческого резерва будет постепенно выставляться для этих отраслей.
Использование Теория игр, анализ Big data, расширение задач Deep learning и использование других технологий с течением времени становятся все ближе к рядовому управленцу. Политические риски, а также стремление государства к защите информации является фактором замедления проникновения иностранных информационных технологий и управленческих практик. Объединение людей в своеобразные «информационные экосистемы» превращает нетворкинг в профессию. Несомненно, в отделенном будущем нас будет ждать всеобъемлющая концепция управления, сравнимая по влиянию с идеями Маркса.
Поделиться