Топ-менеджеры нужны для стратегии

Аватар пользователя Svyatoslav
Для чего компании топ-менеджеры? Собственники и генеральные директора компаний совершают часто большую ошибку, считая, что топ-менеджеры - это люди, «отвечающие за направление». 

Например, HR-директор «отвечает за людей», а директор по логистике «отвечает за логистику». 

Конечно, финансовый директор отчасти отвечает за финансы, а директор по производству - за производство, но это не главная их задача. Как и не главная задача HR-директора «отвечать за людей». Главная задача топ-менеджеров - разработка и реализация стратегии компании. Почему? Да просто потому что:

  1. Стратегия нужна и важна для любого бизнеса;
  2. Кроме как топ-менеджерам разработать и реализовать стратегию некому;

Если топ-менеджер «отвечает за что-либо», как правило это означает поддержку операционной деятельности и некоторые проекты по, например, повышению эффективности (а чаще - латание застарелых пробоин в процессах). Это тоже нужно и важно, но если компания начала терять рынок, оптимизировать документооборот может быть не самой приоритетной задачей. Возможно, компании придется полностью поменять бизнес-модель, и всем топ-менеджерам придётся принять в этом участие (для чего, собственно, они и нужны). 

Но если вдруг возникает такая задача, «топ-менеджеры», к глубокому разочарованию собственников, оказываются неспособны на подобные задачи. Причины следующие:

  1. Возможно, на самом деле это не топ-менеджеры, а руководители среднего звена, которых незаслуженно когда-то повысили;
  2. Топ-менеджеры просто не обучены стратегическому менеджменту;
  3. Отсутствие общей стратегии порождает несогласованность внутри коллектива топов (об этом подробнее напишу в следующий раз). 
  4. Их мотивация нацелена только на операционные результаты. Поэтому стратегия для них - факультативная абстракция. 

Если это так, менеджеров необходимо обучать стратегическому менеджменту, пока не поздно. Это специальность, которой, к сожалению, большинство топ-менеджеров в стране не владеют. В лучшем случае у них за плечами курс в рамках программы MBA, давно забытый и ни разу не применённый на практике. Поэтому блок «Стратегический менеджмент» обязательно входит в мой курс «Школа директоров».

При этом обучать топ-менеджеров стратегии нужно обязательно у одного и того же преподавателя (в одной бизнес-школе). Если каждый из них приобретёт эти знания отдельно, начнётся путаница в терминологии и подходах. Больше времени уйдёт на синхронизацию подходов, чем на стратегию как таковую. 

Святослав Бирюлин, Генеральный директор Sapiens Consulting

Рубрика: 
Ключевые слова: