Работа в рекламе может быть творческой и интересной, но при этом ее отличает высокая степень личной ответственности, командная работа, постоянные переговоры, зачастую ненормированный рабочий день и частые стрессы. Такая интеллектуально емкая сфера деятельности обуславливает ценность профессиональных и личностных качеств каждого сотрудника, поэтому вопрос привлечения и удержания ценных кадров стоит всегда очень остро. Можно говорить о двух заметных особенностях рынка труда в рекламной сфере — высокий уровень зарплат и постоянное переманивание сотрудников из одних агентств и компаний в другие.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу АКАР провел исследование «Рейтинг рекламных агентств как работодателей». Оценивалась привлекательность РА для соискателей. Тройка самых значимых факторов выглядит так:
Первое место — профессионализм команды (вес привлекательности 10%)
Второе место — уровень зарплат (вес привлекательности 9.6%)
Третье место — перспективы карьерного и профессионального роста, известность клиентов и брендов, статус и известность агентства (факторы получили по 9.2%)
Становится очевидным, что уровень зарплаты в рекламе решает если не все, то почти все. При всей привлекательности этой сферы нагрузки все же должны хорошо оплачиваться. Рассмотрим, сколько же готовы платить в среднем по рынку работодатели и насколько это совпадает с ожиданиями соискателей.
По данным портала mediajobs.ru и экспертов агентства «Штаты.RU» в 2007 году рост зарплат для различных категорий рекламных специалистов составил до 33%. Общий разброс предложений работодателей и ожиданий соискателей выглядит следующем образом:
Генеральному и исполнительному директорам компаний предлагается заработная плата 5000-18000$, тогда как пожелания соискателей варьируются от 10000 до 20000$.
Директора по направлениям могут получать от работодателя от 2500 до 9000$, при этом зарплатные ожидания составляют 3500-10000$.
Руководителям групп, ведущим и старшим менеджерам компании готовы платить от 2000 до 4000$ — при запросах в 3000-5000$.
Зарплатные ожидания работников среднего звена составляют от 1500 до 3000$, тогда как компании предлагают 1200-2700$.
Младшие служащие/ассистенты могут рассчитывать на 800-1200$. Здесь их запросы почти совпадают с реальной оплатой, которая составляет от 600 до 1300$.
Как и везде на рынке труда ожидаемый уровень зарплаты соискателей выше предложения самих работодателей. Исключением являются начальные, ассистентские позиции — работодатель здесь готов платить порой даже выше ожиданий новичка.
Необходимо отметить, что соискателям без опыта работы практически невозможно сразу устроиться на сторону клиента — в рекламный отдел крупной компании. Поэтому новички стремятся в рекламное агентство даже при невысоких зарплатах, зная, что они работают на опыт и повышение своей рыночной стоимости. Ведь никакое профильное образование не позволит начать работу сразу медиапланером, здесь обязательно необходим опыт и прекрасное знание софтов и технологий.
HR-менеджер крупного РА рассказывает, что во время собеседований на начальную позицию кандидаты без опыта работы на вопрос о размере желаемой зарплаты отвечают, что первое время готовы работать бесплатно.
Специализированное кадровое агентство «РИП Персонал» дает более подробные цифры по должностям. Из таблицы видно, что существенный рост заработных плат произошел практически на всех позициях по сравнению с 2006 годом и, безусловно, в течение 2008 года зарплата будет продолжать расти.
2006 год($) | 2007 год($) | Годовой прирост | |
---|---|---|---|
Клиентский отдел (Account) | |||
Эккаунт-директор | 2900 | 4200 | 45% |
Стратегический планер | 3000 | 3700 | 23% |
Директор по развитию | 2500 | 3500 | 40% |
Менеджер по работе с клиентами | 1500 | 2350 | 57% |
Медиа-менеджмент | |||
Медиадиректор | 3000 | 6000 | 100% |
Медиапланер | 1700 | 3000 | 76% |
Менеджер по наружной рекламе | 900 | 1500 | 66% |
Менеджер по полиграфии | 1200 | 2100 | 75% |
Креатив | |||
Креативный директор | 2500 | 2700 | 8% |
Дизайнер | 1700 | 2100 | 23% |
Верстальщик | 900 | 1350 | 50% |
Копирайтер | 1100 | 1300 | 18% |
Сотрудники рекрутинговых агентств и HR-менеджеры компаний отмечают существенный дефицит специалистов среднего звена с опытом работы. Работники именно этого уровня интенсивно растут, меняя клиентов и агентства в среднем раз в два года. Пытаясь удержать ценные кадры и нанять лучших специалистов, компании вынуждены постоянно повышать вознаграждение и формировать более выгодные, чем у конкурентов, компенсационные пакеты. Поиск «готовых» профессионалов осуществляется через переманивание предложением более высокой зарплаты. В этом случае работодатель часто предлагает встречно повысить зарплату, и сотрудник остается.
«Не так давно, — рассказывает HR-менеджер крупного РА, — руководитель медиагруппы сообщил, что увольняется по собственному желанию, объяснив, что в другом РА ему предложили существенно больше, а у него ипотека, маленькие дети и т.д. Причем это был период разгара рекламной компании крупного клиента. Руководство пошло на то, чтобы значительно поднять его оклад, и он остался. И проработал только 3 месяца. При более откровенном разговоре выяснилось, что он просто очень устал от своего клиента, у него возникли разногласия с медиадиректором, т.е. деньги здесь не являлись основным мотивом. Сотрудник все равно ушел, а неприятным последствием стало то, что руководители групп теперь знают, какого уровня оплаты они могут добиться».
Политика вознаграждения персонала в рекламе активно использует систему бонусов и поощрений, например, за выигранный тендер, удачную сдачу проекта. В то же время здесь не наблюдается столь высокой доли переменной части в оплате труда как, допустим, у менеджеров по продажам. Конкурентоспособный компенсационный пакет также способствует уменьшению текучести кадров. Подавляющее большинство рекламщиков имеют медицинскую страховку, возможность обучаться за счет компании, участвовать в корпоративных мероприятиях. Топ-менеджмент имеет медицинскую страховку для членов своих семей, оплачиваемый фитнес-клуб, мобильный телефон и акции компании.
Часто именно заниженный уровень заработной платы становится камнем преткновения в решении сотрудника покинуть компанию, но если вы видите, что оплата труда в вашей организации на должном уровне — значит, искать нужно другие причины.
Поделиться