ИИ для HR: как искусственный интеллект может помочь в управлении персоналом

Внимание HR к искусственному интеллекту не случайно. Практика использования этих технологий показывает, что они могут стать средством повышения эффективности в управлении персоналом, причем в областях, где сложно применять количественные оценки. Отдельное направление – возможности генеративного ИИ, еще более расширяющее масштабы влияния на всю HR-сферу. Меня зовут Николай Рыков, я продакт-менеджер по программным решениям Konica Minolta Business Solutions Russia. Расскажу о возможностях искусственного интеллекта в HR.

Что умеет генеративный искусственный интеллект

Почти половина HR-специалистов считают искусственный интеллект инструментом, позволяющим повысить эффективность их работы. Такие данные содержатся в исследовании компании «Поток», которое было опубликовано весной 2024 года.

При этом 37% российских компаний уже используют ИИ для решения HR-задач, а еще 27% тестируют ИИ-платформы и планируют в ближайшие годы применять их для автоматического подбора и обработки резюме, подготовки вопросов к собеседованиям, составления тестовых заданий для кандидатов и др. 

У генеративных ИИ-инструментов еще больше возможностей, заметно повышающих эффективность работы HR-специалистов. В первую очередь стоит выделить те, которые применяются в рекрутинге.

Так, генеративные нейросети часто используются для составления описания вакансий с учетом специфики компании и требований к кандидатам. Это позволяет HR-специалистам экономить время для решения других задач.

ИИ можно поручить предварительный анализ и сортировку поступивших резюме. Он вполне справится не только с формальным, но и глубоким анализом, сможет выделить ключевые компетенции кандидата, релевантный опыт, который соответствует требованиям вакансии.

ИИ позволит в значительной мере автоматизировать составление графика собеседований: уточнить удобное для кандидата время, назначить встречу в корпоративном календаре и т. п. Важное достоинство современных нейросетей – способность к персонализированному общению, что помогает создать положительный эмоциональный фон. Применима технология и при работе с тестовыми заданиями: ее можно использовать как для составления заданий, так и для оценки выполнения кандидатами.

Стоит отметить такое направление ИИ, как работа с «проблемными» сотрудниками. С его помощью можно прогнозировать предстоящие увольнения путем анализа поведения сотрудников накануне увольнения по группе показателей активности. Он позволит определить закономерности и выработать способы удержания ценных для компании специалистов.

Один из наших проектов, к примеру, предусматривал автоматизацию подбора персонала на основе неформализованного запроса от HR-специалистов компании для квалифицированных сотрудников. Система ведет поиск по базам резюме и составляет структурированный отчет с кратким описанием найденных CV и ссылками на полное представление профиля соискателя. Список ранжирован по релевантности относительно полноты соответствия характеристик соискателя.

На что ИИ (пока) не способен

Целый ряд «навыков», которые приписываются искусственному интеллекту, пока ему недоступен. И в первую очередь здесь нужно отметить эмоциональность.

Рекрутеры хорошо знают, что в отношениях и с кандидатами, и с сотрудниками компании важна «химия». Она формирует настроение, желание работать, повышает мотивацию и вызывает эмоциональные реакции. Эта «химия» чаще всего передается невербально, при помощи мимики, жестов, тональности голоса. Проявления человеческого общения ИИ, и в том числе генеративный, еще не научился распознавать полноценно.

Еще одна область, в которой ИИ пока малоприменим – оценка общих рабочих навыков, soft skills. Он не способен проанализировать такие способности, как командная работа, адаптивность, коммуникабельность. Выявить их можно только при живом общении с соискателем.

Важное место в работе рекрутера занимают опыт и интуиция. Они позволяют уловить тонкости в поведении кандидата, оценить его соответствие корпоративной культуре. Поручать такой анализ кандидата искусственному интеллекту тоже не стоит.

За человеком пока остается и разработка стратегий найма. Конечно, при анализе данных и выявлении трендов, которые сопутствуют стратегическому проекту, вполне логично использовать ИИ-инструменты. Но комплексные стратегии с учетом уникальных особенностей бизнеса искусственный интеллект предложить пока не может.

Как ИИ может повысить эффективность HR

Использование систем искусственного интеллекта в работе HR-подразделений позволяет повысить их операционную эффективность, ускорить процесс подбора персонала. Особенно ярко преимущества ИИ будут выделяться в нескольких аспектах рекрутинга.

В работе HR-специалистов ничуть не меньше рутинных операций, чем в практике специалистов других сфер. И искусственный интеллект может стать хорошим инструментом, позволяющим сократить временные затраты и уменьшить риск выгорания.

ИИ умеет быстро обрабатывать большие объемы данных. Это позволяет применять его в обработке резюме, выявлять наиболее подходящих кандидатов на основе заранее установленных критериев. В результате рекрутер освобождается от выполнения значительных объемов подготовительной работы.

Алгоритмы ИИ могут учитывать множество факторов, которые иногда упускаются при ручной обработке резюме. И это – еще одно преимущество искусственного интеллекта, который позволяет страховать HR-специалистов от возможных ошибок. Также он позволяет избежать предвзятости, которая возможна в работе любого рекрутера.

Еще одно явное преимущество применения ИИ – автоматизация процессов, связанных не только с первичным отбором кандидатов, но и организацией работы с ними: проведение собеседований, назначение встреч, согласование, выполнение протоколов и других формальностей.

Этика использования ИИ

Прежде всего, бизнесу необходимо обеспечить прозрачность использования ИИ в работе с кандидатами, чтобы исключить недоверие и недопонимание. Они должны получить объяснение, как принимаются решения о найме и о том, какие инструменты ИИ используются при этом.

Крайне важно соблюдать справедливость в оценке соискателей. Дело в том, что некоторые системы могут быть обучены на основе данных, в которых имеются исторические предвзятости. Поэтому алгоритмы ИИ необходимо постоянно проверять на корректность тех или иных признаков.

Персональные данные

Порядок работы с персональными данными (ПД) соискателей соответствует требованиям ФЗ-152, но не ограничивается ими. Согласие кандидатов на обработку ПД должно быть понятно составлено и зафиксировано документально. Доступ к уже полученным персональным данным строго регламентируется и предоставляется только тем сотрудникам, которые непосредственно заняты в процессе найма. Это позволит минимизировать риск утечек. Нужно регулярно проводить тренинги для HR-специалистов по соблюдению и обеспечению конфиденциальности данных в частности, и информационной безопасности в целом. Компания должна использовать технические средства защиты, включая инструменты шифрования, регулярно проводить аудиты и проверки систем, используемых для работы с данными.

Проблемы внедрения

Конфиденциальность персональных данных и этика использования ИИ – не единственные проблемы, связанные с его внедрением. Кроме них есть еще несколько серьезных затруднений.

Первое связано с возможной нехваткой качественных данных. ИИ приобретает свои «способности» благодаря обучению, а данные являются в нем основным «учебником». Если источники информации неактуальны, слабо структурированы, то и программный интеллект будет ограниченным. Поэтому внедрению систем должен предшествовать аудит данных, имеющихся в распоряжении компании, их тщательный анализ и обогащение.

Еще одна проблема – скептицизм руководителей бизнеса. Они часто не понимают, как именно ИИ может помочь в решении проблем компании, тем более в таких специфических областях, как управление персоналом и рекрутинг. Преодолеть эту проблему помогут информационные сессии и презентации успешных кейсов из практики других компаний.

Стоимость решения на базе генеративных сетей может оказаться для бизнеса очень высокой. Решением проблемы может быть поэтапное внедрение ИИ-систем, сотрудничество с поставщиками услуг ИИ и использование облачных сервисов.

Нельзя не упомянуть еще один фактор – необходимость обучения персонала работе с ИИ-системами. Взаимодействие с ними требует некоторой подготовки. Поэтому стоит уделить внимание организации тренингов или участия в специальных мероприятиях, где сотрудников компании можно познакомить с логикой работы искусственного интеллекта и научить составлять правильные запросы (промпты) для них.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий