Детская нейропсихология: диагностика и коррекция

В условиях современной жизни многие родители не могут выделить свободное время для общения с детьми и их развития. Так уж вышло, что большинство родителей работают допоздна. В лучшем случае они успевают проверить выполнение домашних заданий, а надеяться, что школа сделает всё остальное за них, по-крайней мере, неразумно. Упуская ребёнка на стадии формирования всех базовых процессов, от которых зависит дальнейшая успешность Вашего чада, надеяться, что всё само-собой сформируется и разовьётся просто глупо… Но вот проходит год, два, три… волшебного превращения не происходит. В результате к пятому классу мы имеем, в лучшем случае, троечника с демонстративным поведением, проблемами с учителями, состоящем на внутришкольном контроле. Тогда родители вспоминают психологов, психиатров и прочих специалистов, но, к сожалению, что-то исправить уже очень сложно!

Таких детей как правило, ведёт школьный психолог, но нет разработок программ факультативных занятий в условиях школы, способствующих целенаправленному и систематическому развитию систем восприятия. Да и группы, как правило, состоят из 10−14 человек.

Уважаемые родители! Если вы действительно беспокоитесь за благополучие и успешность своего ребёнка, вовремя обращайтесь к специалистам. Эти проблемы достаточно легко решаются в 5−6 летнем возрасте. Далее этот путь становится гораздо длиннее и более трудоёмким. Ведь наш мозг активно развивается до 10 летнего возраста, и чем раньше Вы обратитесь к специалистам нейропсихологам, тем эффективнее и дешевле, что немаловажно в условиях современной экономики, будет процесс развития и коррекции функциональных систем головного мозга. Следует отметить, что в большинстве случаев эти проблемы не существуют по отдельности, а образуют целый комплекс.

Прежде всего, нужно понять, из чего же складывается грамотность, и проанализировать каждое звено в отдельности.

Грамотность складывается из трёх основных блоков, подобно пазлам, а из них то и складывается целостная картинка.

Аспекты грамотности:
Первый из них — нейропсихологический. Это функциональная готовность ребёнка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать.
Второй аспект — социально-педагогический, в котором важно учесть характер общения ребёнка с взрослыми, его игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению.
Третий аспект — психологический, то есть уровень мотивации ребёнка к занятиям письмом. Чтение и к обучению вообще.

Все три аспекта являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого.

Что должно насторожить родителей, или ошибки, которые допускают дети:

отсутствие пропусков между словами и предложениями;
не соблюдаются границы полей в тетради, написание слов на другой странице;
повторение одной и той же буквы: пироп вместо пирог;
замена букв: б-д (колодок), ж-х (мужомор), и-у (клумат), т-п (пигр);
ошибки в ударных слогах: учетель вместо учитель;
пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо магазин);
забывание начертания редко встречающихся букв («ъ», «э») или прописных букв;
нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого — к крупному).

Причём тут нейропсихология?

Оказывается, что ребёнок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения на уроках (Соболева, 2002). Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие преимущественно отвечает за целостный образ, какого-либо предмета или слова, а левое за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает так, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано. Именно поэтому довольно часто можно встретить активных школьников с ярким воображением, но абсолютно неграмотных!

Хотите убедиться, что ошибки в русском языке часто происходят не из-за детской лени, а из-за особенностей нейропсихологического развития, характерных для современных детей?
1. Первый блок

Первый блок мозга отвечает за активацию мозга. Если первый блок недостаточно развит, то ребёнок быстро утомляется, то есть, просто энергетического ресурса хватит ненадолго. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность. На самом деле такие дети могут быть очень смышлеными и сообразительными.

Признаки, указывающие на это:

Дети на уроке зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши и ручки, строить рожицы и мешать другим.

Решение проблемы:

Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Это можно сделать с помощью специальной дыхательной гимнастики, специального массажа и двигательной коррекции.

2. Второй блок

Блок приёма, переработки и хранения информации включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые отделы которых расположены в задних отделах больших полушарий. Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентации. Кроме того, второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимые для правильного различения букв.

Признаки, указывающие на это:

Это проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках применения правил грамматики.

Решение проблемы:

Специальные упражнения, дыхательная гимнастика и двигательная коррекция.

3. Третий блок

Третий структурно-функциональный блок мозга — блок программирования и контроля отвечает за протекание психической деятельности. При недостаточном развитии третьего блока — блока программирования и контроля — ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет!

Признаки, указывающие на это:

Во-первых, не соблюдаются учебные правила: ребёнок не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами (правила знает, а пишет всё равно с глупыми ошибками).

Во-вторых, не соблюдает общие нормы поведения. Ребёнок может встать во время урока, играть или наблюдать жизнь за окном, когда все остальные усердно работают

После проведения обследования возможны различные варианты взаимодействия со специалистом: регулярные коррекционные занятия в центре, оказание психологической помощи; взаимодействие в режиме динамического наблюдения, при котором родители регулярно получают соответствующие рекомендации для работы дома, и с определенной периодичностью проводится следящая диагностика для выявления динамики.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий