Складские работники быстро переходят с одного склада на другой, в этой связи удержание людей на одном месте может показаться сложной задачей. Менеджерам действительно приходится сталкиваться со множеством проблем, связанных с персоналом. Как их решать разумно? Перечислим основные проблемы складской отрасли с точки зрения трудовых ресурсов.
Много складов в одном месте
В регионах с высокой плотностью складских помещений существует большая конкуренция за привлечение рабочей силы, будь то рабочие или менеджеры. В таких сферах работники меняют место работы даже при незначительном повышении оплаты или условий труда, которые им обещают на новом месте. Это затрудняет работу менеджеров, которые обычно одновременно выполняют функции менеджеров по персоналу.
Возраст рабочей силы, недоступность молодой смены
Поколение X (термин, применяемый к поколению людей, родившихся примерно с 1965 по 1980 год.) с их навыками, подготовкой и привычкой работать продолжительное время на одном месте, каким бы оно не было, сейчас устарело. Раньше люди, которые часто меняли работу, назывались «летунами» и такая характеристика отнюдь не украшала их профессиональную биографию. Миллениалы (поколение, родившееся в период с 1982 по 2004 год) меняют работу часто и это называется ростом, развитием, стремлением к лучшему. Кроме того, их не особо привлекает складская индустрия. Это пока не очень многообещающая отрасль с точки зрения трудоустройства молодежи. Давайте посмотрим правде в глаза – это совсем не привлекательная работа для них. И отрасль действительно страдает от имиджа, который простирается широко за ее пределами. При этом миллениалы составляют значительную часть складской рабочей силы, но их очень сложно как привлечь, так и удержать.
Статистика количества сотрудников по возрасту в складской и отрасли по данным за прошлый год выглядит так: больше всего работников в возрасте от 25 до 34 лет, далее по убывающей – от 35 до 44, от 45 до 54, от 20 до 24 и замыкает список гвардия предпенсионеров – от 55 до 64 лет.
Непривлекательные часы работы – смены
Классической и до сих пор самой популярной моделью является трехсменная модель. Дело в том, что чем длиннее или неудобнее рабочее время, тем менее привлекательной для людей является работа. Кроме того, сезонный спрос создает дополнительную нагрузку, как на сотрудников, так и на руководителей.
Обучение
Непрофессионализм является большой проблемой менеджеров склада. Сложной задачей является их обучение, особенно когда речь идет о достижениях в области складских технологий, которые в один момент стали неотъемлемой частью складского хозяйства и логистики, продолжают меняться и за ними необходимо успевать.
При этом на менеджере лежит значительная часть ответственности за управление человеческими ресурсами. В тех случаях, когда нанимаются рабочие – мигранты, не владеющие русским языком, работа усложняется.
Итак, вот четыре умные стратегии, которые могут помочь преодолеть вышеперечисленные проблемы.
1. Больше, чем просто денежное вознаграждение
За один месяц в сфере логистики и складирования людей, покидающих свои рабочие места больше, чем в других отраслях. Ирония в том, что люди уходят ради небольшой прибавки к зарплате, однако не только деньги могут заставить их остаться. Правда в том, что денежные стимулы являются важной частью стратегии удержания сотрудников, но они не единственные.
Согласно аналитике, главная причина оттока сотрудников – дискомфорт, связанный с корпоративной культурой компании и отсутствием карьерного роста, а не зарплата.
В этой связи пытаясь привлечь и удержать сотрудников склада, необходимо учитывать:
- актуальную рыночную зарплату в своей отрасли и ее динамику
- привлекательные стимулы, такие как бонусы за производительность, оплачиваемый отпуск, билеты на спортивные матчи, возможность выезда в командировки (многие сотрудники отмечают ее сегодня как преимущество)
- чистоту и безопасность рабочих мест
- медицинские льготы
- доступ к программам обучения и повышения квалификации
- открытое общение по иерархии руководителей
- благодарность или признание за хорошо выполненную работу
- конструктивная обратная связь от руководителей (личные приемы, беседы)
- четко определенный карьерный путь
2. Новый подход к постоянно меняющейся рабочей силе
Менеджеру склада необходимо найти способы адаптации к радикальным изменениям в характере рабочей силы. Настоящее и будущее складской отрасли (будь то производство или электронная коммерция) принадлежит миллениалам. И именно этот фактор способствует кадровому дефициту. Привлекая молодых, необходимо принимать во внимание, что молодежь больше склонна к технологиям и автоматизированным процессам.
Организуйте посещение школ, чтобы рассказать молодежи о складских помещениях, особенно об условиях труда, и разрушить мифы о том, что это тоскливые рабочие места, лишенные инновационных технологий – использование роботов, дронов (если нет, то в будущем), голосовой комплектации заказов.
Внедрите собственные программы обучения через колледжи и курсы переобучения. Таким образом, вы получите будущих сотрудников склада, которые обучены и технически подготовлены.
Рассмотрите возможность найма работников агентством, оно поможет в сезонный пик, когда спрос на персонал особенно высокий, а также в оперативном поиске временного персонала на места отсутствия постоянных работников.
Сделайте рабочий график более гибким, это, вероятно, привлечет много молодой рабочей силы.
3. Увеличьте количество рабочих часов с выгодой для сотрудников и для вас
Классическая трехчасовая смена не так популярна, как раньше, поскольку электронная коммерция требует 24-часовых процессов. Таким образом, значительное количество предприятий перешло на 12-часовую смену и 4 рабочих дня, чтобы иметь возможность обрабатывать заказы круглосуточно.
Дело в том, что эти две модели требуют высокого уровня управления складом. В обоих этих случаях вам необходимо будет обеспечить транспортировку сотрудников, соответствующие перерывы и замену работников в случае отсутствия.
Конечно, более полезная модель — часы в годовом исчислении. Годовые часы дают максимальную гибкость и преимущества. Вы платите сотрудникам одинаковую сумму каждый месяц, но часы варьируются в зависимости от объема работы каждый день.
Таким образом, ваши складские работники будут работать дольше в периоды высокой активности. Но в периоды низкой активности вы можете отправить их домой, как только работа будет завершена.
Эта модель обеспечивает максимальную гибкость и значительно снижает потребность в найме персонала на неполный рабочий день.
Справочно
За установленный в трудовом договоре оклад работник в месяц должен отработать месячную норму рабочих часов. Месячная норма часов определяется, исходя из установленной Трудовым кодексом РФ для конкретной категории работников продолжительности рабочей недели. Для большинства работников она составляет 40 часов.
При сменном режиме работы, когда невозможно обеспечить соблюдение установленной законодательством продолжительности рабочего времени, применяется суммированный учет рабочего времени.
При суммированном учете рабочего времени норма часов, подлежащих отработке за установленную в трудовом договоре заработную плату, определяется за учетный период (месяц, квартал, год).
Поскольку годовой график работы очень гибкий, он также дает вам больше шансов удержать сотрудников, а также улучшить обслуживание клиентов.
4. Начните процесс обучения с анализа
Обучение складских работников – сложный процесс. Чтобы он окупился, необходимо проводить анализ, кого и чему учить. При этом принять во внимание:
- характер работы (к примеру, обучение является обязательным при работе с механическим оборудованием)
- уровень безопасности, необходимый для работы
- физические и умственные способности складского служащего
- требуется ли работнику перекрестное обучение, поскольку его работа может быть тесно связана с другими важными процессами
- языковые барьеры (вы можете рассмотреть возможность изучения языка для мигрантов или найма двуязычных работников)
Привлечение хороших складских работников и их удержание на самом деле может повысить ценность вашего бизнеса. Вот почему важно предпринимать шаги, которые помогут вам нанять лучших специалистов. Эти четыре стратегии управления человеческими ресурсами облегчат вам эту задачу.
Поделиться