Чем полезна телемедицина для корпораций в 2024 году?

Вероника Боровлева, директор платформы цифровых медицинских услуг для бизнеса “Мое Здоровье”, разобрала что такое телемед 2024 года, какие тренды сегодня на пике роста в сегменте цифровой медицины, чем хорош телемед для сотрудника и чем - для корпорации.

Состояние рынка телемеда к 2024 году

 

В третьем квартале 2023 года рынок телемедицины в России составил 3,76 млрд рублей, что на 50% больше, чем годом ранее. Большой вклад в рост спроса на телемед внесла пандемия COVID-19, подсветившая ряд острых проблем в современной системе здравоохранения. Сейчас в России телемедицина является крупнейшим сегментом отрасли медицинских технологий. Как отмечают игроки рынка, развитие телемедицины стало одним из ключевых трендов прошлого года. Эксперты отмечают значительный рост рынка телемедицины — как по натуральным показателям (число дистанционных коммуникаций), так и по объему выручки основных провайдеров телемедицины (специализированных платформ для коммуникаций). Согласно исследованиям 2023 года рынок российского телемеда растет в среднем на 25% ежегодно. В 2024 темп продолжит расти, поскольку все больше людей, кто хоть раз использовал телемед - остается регулярным его пользователем.

Что мы в принципе понимаем под телемедом и как он работает?

Базовой особенностью и моделью телемеда является дистанционное взаимодействие между врачом и пациентом либо между несколькими врачами. Первый вариант предполагает проведение в удаленном формате:

  • Консультирования пациентов;

  • Диагностических мероприятий;

  • Биомониторинг;

  • Коррекция схемы лечения;

  • Расшифровка анализов.

Тренды телемеда в 2024 году

В 2024 году основными трендами рынка телемедицинских услуг станут:

  • рост корпоративных клиентов;

  • рост совокупной выручки на 50%;

  • активная поддержка цифровой медицины на уровне государства;

  • активное развитие мобильной телемедицины, m-health и mobile-first-концепций;

  • активное внедрение AI- и ML-технологий в телемедицину, развитие предикции и постоянного мониторинга за пациентами.

Российские компании все чаще выбирают телемедицину в качестве бонуса для немонетарной мотивации и удержания персонала. Впоследствие, компании возьмут тренд на внедрение комплексных, долгоиграющих систем мотивации (LTIP) персонала, основанные не только на телемедицинских услугах, но и на решениях, затрагивающих ментальное и социально-бытовое благополучие сотрудников (это и поддержка здорового питания, занятий спортом, фитнесом, медитации, профессиональный коучинг и программы признания, корпоративные системы психологической поддержки, ментальное здоровье, корпоративная психологическая стабильность и гармония, помощь финансовых и юридических экспертов и даже сексологов, и многое другое).

Кроме того, за последние годы был принят законодательных изменений и инициатив, направленных на развитие этой сферы. Проводятся мероприятия по модернизации медицинской инфраструктуры, нацеленные на цифровизацию медицины в РФ.

Активно развивается сегмент мобильных телемедицинских решений, закрывающих потребность оказания экспертной врачебной помощи пациенту в любом месте, с любого устройства, в любое время.

Компании, развивающие телемедицинские платформы, активно идут в сторону интеграции ML- и AI-решений в свои продукты.  Это позволит организовать обработку огромного количества пациентских данных, внедрить предиктивную медицинскую аналитику и прогнозировать здоровье пациентов, а также оптимизировать диагностику и лечение.

Чем хороша телемедицина? 

  • Снимает барьеры

Она кратно облегчает доступ к медицинской помощи людям, вне зависимости от того где они находятся или проживают. Помимо географического фактора важен также и возрастной, когда пациенту уже тяжело или не хочется лишний раз добираться до очного визита к врачу.

  • Снижает риски

Телемедицинские консультации исключают риски заразиться инфекционными  заболеваниями, что особенно важно в периоды эпидемий да и просто в межсезонье, когда организм страдает от нехватки витаминов. Телемедицинские решения для здравоохранения являются идеальным вариантом, обеспечивающим удаленное лечение и легкий прием пациентов.

  • Расширяет возможности для сложных случаев

Еще телемед крайне выгоден и полезен при мониторинге пациентов с хроническими заболеваниями, тяжелыми заболеваниями или заболеваниями, для которых характерны периоды обострения, когда человек не хочет или даже не может посетить клинику. Такие пациенты получают возможность регулярно консультироваться с врачами, получать своевременное медицинское наблюдение и рецепты. 

  • Помогает в простых ситуациях или с не типовыми вопросами

Кроме серьезных болезней, телемед - это комфортный путь к выздоровлению и поддержке своего здоровья в не экстренных ситуациях - грипп, простуда, аллергия, инфекции. Кроме того, врачи телемеда могут оказывать консультации при выпадении волос, коррекции веса, отказе от курения, планировании беременности или трудностях с зачатием,или по вопросам психологического здоровья.

  • Повышает комфорт

По статистике люди, кто хоть раз прибегал к телемедицинской консультации, становится регулярными пользователями такого формата медицинской помощи. Этому способствует также рост рынка различного рода медицинских гаджетов, они все чаще интегрируются в телемедицинские решения.

  • Оптимизирует управление данными

Управление пациентскими данными - еще одно преимущество, которое предоставляют телемедицинские платформы сотрудникам и компаниям. Обеспечив мониторинг через мобильные или носимые устройства в режиме 24/7, такие платформы могут прогнозировать изменения в состоянии пациентов и досконально фиксировать и сохранять данные об таких изменениях. Медицинские онлайн-приложения экономят огромные объемы данных, поскольку предприятия и пациенты могут хранить свои документы и медицинские файлы в приложении. В то же время врачи используют данные о пациентах для быстрого отслеживания прогресса с помощью простой и наглядной аналитики. 

  • Соответствует современным потребностям

До 90% задач повседневной жизни мы решаем в мобайле - будь то заказ еды, вызов такси, выбор одежды, покупка лекарств. Люди не хотят терять часть своего digital-комфорта и проводить время, стоя в очереди в поликлинике. Мобильная телемедицина - решение, соответствующее современным потребностям пациентов. Телемед облегчает не только жизнь пациентов, но и медицинских работников.

Решение корпоративных задач по здоровью персонала

  • Телемедицина стала отличным решением для огромного числа компаний, обладающих распределенной сетью филиалов в регионах (особенно для удаленных и труднодоступных регионов), с долей сотрудников не удаленке или даже в релокации, да и просто с сотрудниками, не желающими  лишнее время по тем или иным причинам тратить на визиты в клинику - до 70% обращений можно решить онлайн.
  • Телемед также отлично подойдет производственным, добывающим, сырьевым компаниям, где сотрудники работают вахтовым методом и не имеют быстрого ежедневного доступа к медицинским учреждениям.
  • Также цифровой аналог ДМС идеально подойдет всем компаниям, у которых есть доля персонала “синие воротнички”. Как правило, ДМС закуплен только на офисных сотрудников, а линейный рабочий персонал остается без медицинской помощи. Это могут быть сотрудники склада, экспедиторы, водители, строители, продавцы, сотрудники в цехах, операторы машин, монтажники, грузчики и  т.д. Компания может позаботиться о таких сотрудниках и заодно сэкономить бюджет, выбрав телемедицинский сервис.
  • Телемедицина экономит не только время, но и бюджет компании, ведь онлайн-консультация обходится кратно дешевле, чем очный прием, не уступая при этом по качеству: в большом количестве случаев врачу достаточно выслушать пациента и рассмотреть результаты его анализов и инструментальной диагностики для постановки диагноза и назначения лечения. Кроме того, за счет того что пациент может обратиться при симптомах по факту, а не ждать очной записи, то и назначение лечения и процесс выздоровления проходит быстрее. Эпизод болезни, а значит, период экономических потерь для предприятия, сокращается.
  • Сотрудник за счет онлайн-консультаций может быстро решить острую проблему “в моменте” и не ждать записи в клинику, даже в нерабочее время врач в онлайн-консультации окажет поддержку и снимет стресс непонимания, что делать.
  • Телемедицинская поддержка повышает привлекательность работодателя и помогает привлекать и удерживать кадры. Сотрудники, которые ощущают, что о них заботятся, остаются в компании надолго.
  • Цифровая медицина помогает повысить производительность и эффективность персонала. Здоровье сотрудников напрямую влияет на его эффективность на работе. Круглосуточный доступ к медицинской помощи, регулярный мониторинг со стороны лечащих врачей, наблюдение в период восстановления, профилактики и даже в здоровом состоянии позволяет предупредить риски заболеваний, или, если сотрудник уже заболел, максимально сократить длительность эпизода болезни и получить подходящее лечение в кратчайшие сроки.
  • Цифровая медицина в целом соответствует современной повестке на диджитализацию, и подчеркивает то что компания идет в ногу со временем и потребностями пользователя на digital-комфорт. Кроме того, цифровизация медицины происходит и на общегосударственном уровне.
  • Телемед расширяет круг лиц, которым можно оказать заботу и поддержку: не только сотрудник может проконсультироваться, но и его дети или родственники.
  • Наконец, телемед просто необходим крупным промышленным корпорациям, работа которых связана с постоянными повышенными рисками для здоровья сотрудников. Вот некоторые примеры направлений деятельности компаний, сотрудникам которых необходим постоянный тщательный мониторинг за их состоянием:

- производства, имеющие своей целью создание, хранение, обработку, перевозку, ликвидацию вредных веществ;

- производства, использующие в своей работе машины и оборудование, основанное на принципе использования давления, превышающего 0,07 мегапаскаля;

- производства, в постоянном режиме применяющие различные механизмы для подъема грузов, включая фуникулеры, эскалаторы и канатные дороги;

- производства, применяющие механизмы и оборудование для получения, обработки и транспортировки расплавленного металла производственной мощностью свыше 500 килограммов;

- производства, ориентированные на осуществление горных и горнообогатительных работ;

- производства, связанные с получением, переработкой и транспортировкой сельскохозяйственного сырья, в процессе которых образуются твердые или газообразные вещества, склонные к самовоспламенению.

Чем телемедицинские консультации полезны с точки зрения сотрудника?

Можно выделить целый ряд случаев, когда дистанционная консультация с врачом может быть лучшим решением. Например:

  • Вы чувствуете себя плохо. Требуется экспертное мнение и совет по поводу выявленных симптомов и хочется понять, стоит ли обращаться к специалисту на очный прием и к какому именно врачу.

  • Вы хотите подготовиться к очному приему на 100% и предварительно собрать необходимый анамнез, а может даже и пройти анализы и исследования.

  • Вам предстоит какая либо процедура/вмешательство и хотите знать как лучше подготовиться: какие справки собрать, какой диеты придерживаться или что делать непосредственно перед медицинским событием.

  • Вам нужна не постановка диагноза, а подбор или замена лекарства, коррекция плана лечения, подбор аптечки или витаминов, подбор диеты или советы по ЗОЖ.

  • Вы восстанавливаетесь после болезни или медицинской продедуры и вам нужно регулярное наблюдение и поддержка врача.

  • Вы хотите получить второе мнение.

  • Вы хотите продлить или закрыть больничный

  • Вы находитесь в отпуске, в другой стране или в командировке и вам потребовалась помощь врача.

Выводы

Внедрение цифровых продуктов для здравоохранения, и  цифрового ДМС, основанного на базе телемедицинских консультаций - это тренд компенбена, которому будут следовать компании в  2024 году. 

Простой и удобный доступ к помощи врача “в моменте” - это HR решение, соответствующее современному быстрому темпу жизни, высоким современным потребностям сотрудников и соблюдение их digital-комфорта. Сотрудник сможет обезопасить себя от рисков, сопряженных с посещением общественных мед.учреждений, сэкономить время на поездку по клиникам и оптимизировать свой путь к выздоровлению.  Благодаря предиктивному подходу, сотрудник может сократить количество и длительность эпизодов болезни, находясь под мониторингом врачей 24/7.

HR внедряя цифровой ДМС, может не только сократить затраты на корпоративное медицинское обслуживание, но и повлиять на такие важные для бизнеса метрики, как абсентеизм, презентеизм, общую стоимость отгулов, эффективность персонала и укрепить внутреннюю корпоративную культуру, основанную на ценности заботы о себе.

Телемед полезен, а для некоторых компаний - просто незаменим, когда речь заходит об оперативном и качественном сопровождении сотрудника на его пути к выздоровлению.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий