Больше, чем работа: как компании делают жизнь сотрудника интересной

Для бизнеса люди — главный и самый ценный капитал. Для их привлечения и удержания прикладываются значительные усилия. Мы выделили 3 направления, которые развивают крупные ИТ-компании, чтобы сделать жизнь своих сотрудников комфортной и интересной.

Ещё несколько лет назад наметился тренд на удержание сотрудников. А теперь, когда экономические и политические события совпали с демографической ямой, для компаний стало критически важным сохранять людей. Для этого необходимо делать работу привлекательной в долгосрочной перспективе. И здесь недостаточно просто белой стабильной зарплаты. В ИТ за сотрудников идёт особенно жёсткая борьба, и в ней выигрывают компании, которые могут предложить дополнительные преимущества — это повод прийти и остаться надолго.

Обучение: развитие в интересах человека и бизнеса

ИТ — это сфера, которая меняется очень быстро, и технологические компании стараются поддерживать желание сотрудников развиваться.

Первый уровень — это создание корпоративной библиотеки, которая постоянно пополняется. В неё могут входить и книги, и статьи по передовым инструментам, и материалы, которые помогут сотрудникам прокачивать soft skills. Среди самых востребованных — коммуникативные навыки, ведение переговоров, лидерство, для сейлз-подразделений — методы повышения продаж. Также библиотеки пополняются видеоматериалами — записями вебинаров и лекций.

Более крупные компании вкладываются в собственные корпоративные университеты, внутри которых проходит обучение и hard, и soft скилам. Одним из лидеров России в этом направлении на протяжении многих лет остаётся Сбер — запустив корпоративный университет 10 лет назад, он развивает и масштабирует программы, предлагая всё новые форматы обучения.

По аналогичному пути развивается и корпоративный университет Softline — сотрудникам доступны очные тренинги на день или два, онлайн-курсы, вебинары, тренажёры для развития навыков. При этом каждый год университет подключает новые программы, которые совпадают со стратегией компании. Например, в этом году фокус был сделан на формирование кадрового резерва — будущие руководители прошли обучение, а потом присоединились к проекту «Среда лидеров», где продолжают обмениваться опытом и решать реальные бизнес-кейсы. 

В компаниях, которые заботятся о развитии сотрудников, чаще всего есть обязательное обучение и программы, к которым сотрудники присоединяются по желанию.

Так, лидеры рынка стараются начинать адаптацию новичков с качественных адаптационных тренингов — они могут проходить как очно, так и  онлайн. Обязательно и обучение по результатам годовых оценок — сотрудники сами видят, какие компетенции у них западают, и осознают важность их развития. При этом большое количество возможностей для обучения существует в течение года — если у сотрудника есть время и желание, он может записаться на курс.

Кстати, во многих компаниях учёба необходима для карьерного роста. Недостаточно просто хорошо выполнять свои обязанности, нужно активно развиваться, чтобы получить повышение.

Дополнительная нагрузка

Для специалистов по продажам, сотрудников техподдержки и ряда инженеров вендоры создают курсы по своим продуктам. Это обучение — обязательное, поскольку без него сотрудники не смогут квалифицированно поддерживать сторонние решения.

Для качественного обучения внутри компании важна общая среда — настроение. Если в команде поощряется стремление к новым знаниям, сотрудники будут охотно учиться и получать удовольствие от того, как растут их личные и профессиональные навыки.

Неравнодушие: активное участие в жизни компании

Вовлечённость, желание оставаться в компании и развиваться внутри неё формируется тогда, когда человек чувствует сопричастность. И бизнес с удовольствием вовлекает людей в принятие решений.

В большинстве компаний считается нормой не менее двух раз в год проводить eNPS-опросы (индекс удовлетворённости), а также опросы по вовлечённости. Они необходимы, чтобы понять, как сотрудники относятся к компании, насколько комфортно им работать, с какими проблемами они сталкиваются. По итогам этих опросов принимаются в том числе и решения о стратегических изменениях.

Помимо анонимных опросов компании запускают платформы, где сотрудник может высказаться открыто — это прямые линии с руководством и мероприятия в формате «Открытый микрофон».

Ещё один формат вовлечения сотрудников в жизнь компании — это опционные программы. В разное время они существовали у многих крупных российских компаний, среди которых Яндекс, Ozon, Тиньков и VK. В Softline в этом году была запущена программа долгосрочного партнёрства LTEPP (Long Term Employee Partnership Program). Программа подразумевает наделение сотрудников опционами, которые при достижении целей компании могут быть конвертированы в акции. Программа формирует культуру собственности, в которой сотрудники интересуются долгосрочными успехами в бизнесе. Главный смысл таких программ в том, что процветание компании напрямую ведёт к повышению благосостояния сотрудников. А значит, сотрудники больше фокусируются на достижении стратегических и финансовых целей.

Мотивация: поощрение и поддержка

Уставший, выгоревший человек не может работать эффективно, поэтому компании уделяют внимание программам Work-Life-Balance, заботятся о физическом и психологическом здоровье сотрудников, поддерживают спортивные мероприятия.

В качестве поддержки сотрудникам полностью или частично покрывают программы добровольного медицинского страхования, финансируют занятие фитнесом. Со времён пандемии стали популярны корпоративные онлайн-тренировки — сотрудники с утра подключаются к программе и под руководством тренера выполняют упражнения.

Многие компании, в том числе в ИТ-отрасли, выставляют команды на городские и всероссийские марафоны: региональные команды участвуют в городских спортивных соревнованиях, столичные — в крупных марафонах, например, в ежегодном благотворительном проекте «Бегущие сердца».

Уже во время пандемии стало понятно, что людям необходима грамотная психологическая поддержка. Крупные компании привлекали психологов и коучей, которые помогали командам справиться со стрессом, решить сложные жизненные ситуации и адаптироваться к новым условиям. Со временем отдельные проекты развернулись в полноценные Well-being программы. Состав таких программ может быть разным, наиболее полные включают психологическую, физическую и финансовую помощь. А события 24 февраля показали, что сотрудникам требуется ещё и юридическая консультация — и компании начали привлекать юристов.

Форматы мероприятий внутри Well-being программ тоже различные. Это тренинги, интерактивные платформы, личные консультации. Один из самых популярных вариантов — вебинары с внутренними и внешними экспертами. Специалисты помогают решить вопросы, с которыми люди сталкиваются чаще всего: как найти опору, когда мир постоянно меняется, как контролировать свои финансы, как подобрать комплекс витаминов и спортивные нагрузки для поддержания здоровья.

Хорошая практика— сохранять записи вебинаров и делать текстовые выжимки для тех, кто не смог поучаствовать. Таким образом получить доступ к полезной информации может значительно больше сотрудников.

Well-being программы для компании — это возможность помочь людям справиться со сложными ситуациями, а здоровый, спокойный, уверенный в будущем сотрудник показывает значительно большую эффективность в работе. Кроме того, сотрудники, видя заботу со стороны работодателя, становятся более лояльными и остаются в одной компании надолго.

Как показало исследование консалтинговой компании «Текарт» и ГК Selecty, проведённое в апреле 2022 года, 72% ИТ-специалистов задумываются о смене работы. Сейчас, когда конкуренция на рынке труда растет вместе с количеством проектов, для компаний особенно важно создавать сотрудникам комфортную и интересную среду — место, где люди не просто работают, а развиваются, чувствуют поддержку и ощущают свою значимость.

Анжелла Татарская, руководитель Департамента обучения и развития ГК Softline

 

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий