Визитка соискателя, или Как оценивают резюме представители работодателя

Резюме — это визитная карточка человека, который претендует на новую работу. Оно расскажет о вас все, или почти все. Даже если в нем будет всего три фразы. Какую информацию мы получаем из резюме? Не только и не столько — очевидную, из текста. Гораздо больше можно узнать «между строк»…

Многие мультинациональные компании отказались рассматривать резюме соискателей, предпочитая использовать собственные формы (Application Form). Это и понятно. Сейчас любой из соискателей при желании найдет наилучшую рекомендацию по составлению резюме. Кроме того, кадровые агентства быстро освоили новую услугу по составлению резюме, и с завидной плодовитостью штампуют шаблоны, скрывающие индивидуальность кандидата на вакансию. Согласно этим шаблонам все кандидаты, которые ищут работу — целеустремленные, коммуникабельные суперпрофессионалы, владеющие ПК. На самом деле, указание в резюме положительных личностных качеств совсем не гарантирует их присутствия в человеке. Да и уровень владения компьютером может ограничиваться способностью найти клавишу «Пуск». Дезинформацией грешат многие резюме, выполненных в шаблонах.

Тем не менее, более 90% компаний делают первичный выбор нужных им специалистов на основании резюме, которые скачивают из Интернет, получают по электронной почте или по факсу. К счастью, не все соискатели склонны использовать шаблоны из офисных приложений на компьютере.

Принято считать, что профессионально составленное резюме обычно содержит следующие разделы (и это можно прочитать в строках резюме):

  • общие данные о кандидате — возраст, адрес проживания, контактная информация;
  • образование — как основное, так и дополнительное;
  • профессиональные умения и навыки;
  • фактический опыт работы в обратном хронологическом порядке (последнее место работы — сначала);
  • личные данные о кандидате, его увлечения;
  • пожелания кандидата относительно будущей должности, уровня компенсации, возможного района или региона работы.

Что можно прочитать в резюме между строк?

Очень многое:

  1. Насколько хорошо соискатель осознает свою цель (если он пишет в личных качествах: «целеустремленный», а в разделе «Цель» указывает с десяток позиций, которые рассматривает: от коммерческого директора до экономиста, то, очевидно, с целями у него еще сильно напутано).
  2. Тип мышления: системное, структурированное (и это отражается в резюме последовательностью и соразмерностью блоков информации), либо бессистемное; конкретное или абстрактное.
  3. Наличие или отсутствие творческого потенциала: творческий человек создает оригинальное резюме, человек не склонный к творчеству использует чужой шаблон.
  4. Адекватность мировосприятия: в конце статьи вы увидите яркие примеры неадекватности, когда то, что человек о себе пишет, совсем не соответствует тому, чем он является.
  5. Некоторые профессиональные навыки: письменная презентация (в данном случае — презентация себя как специалиста), стилистически грамотное написание текста и др.

Создавая резюме, кандидат старается создать положительный образ себя как профессионала и интересной личности в глазах потенциального работодателя. Вольно или невольно в резюме отражаются подчас многие индивидуальные особенности личности кандидата, его профессиональные умения и навыки.

Пример. Мне часто приходилось получать резюме на английском языке, в которых кандидат уверенно сообщает, что он свободно владеет этим языком, но, тем не менее допускает в тексте одну или несколько ошибок, либо употребляет термин, который уже много лет не используется в современном английском языке. Эти факты могут свидетельствовать о невнимательности и небрежности кандидата при подготовке документов, о недостаточных языковых навыках.

Другой пример. Кандидат сообщает, что имеет развитые навыки и умения в работе с современными компьютерными программами, а текст резюме не отформатирован надлежащим образом, шрифт разного размера, имеются вставки от руки, зачеркивания и исправления. Эти факты опровергают информацию, изложенную выше. Опытный специалист по подбору персонала, изучая резюме, расставляет для себя «минусы» — признаки не идеального кандидата.

Существуют различные проявления этих «минусов»:

  • частые смены места работы;
  • непродолжительные сроки работы на одном месте;
  • неграмотный русский язык;
  • «неприцельность» на рекламируемую позицию — когда в тексте резюме перечисляются несколько искомых должностей одновременно, иногда совершенно противоположных по функциям;
  • перегруженность резюме лишними деталями;
  • длительные перерывы в учебе или трудовой деятельности;
  • небрежность и неаккуратность в проставлении календарных дат;
  • наличие фотографии;
  • отсутствие профессиональных умений и опыта, требуемых для данной должности.

Анализ этих и других «минусов» позволяет специалисту по подбору персонала или менеджеру по работе с персоналом прочитать много информации о кандидате между строк текста резюме. В ряде случаев такая информация дает основания сразу отказаться не только от встречи с кандидатом, но даже от предварительного телефонного звонка с целью уточнить или подтвердить изложенные им данные.

О том, как грамотно составлять резюме, написано уже много. Здесь вопрос «правильности» составления резюме рассматривается с противоположной стороны: как оценивается резюме представителями работодателя. Почему резюме кандидата с дипломом MBA и знанием трех языков равнодушно откладывается в сторону, а секретаря без высшего образования сразу приглашают на собеседование? Конечно, оценка резюме рекрутером агентства и в компании различается, так как различны цели их работы.

Рекрутеру агентства важно понять, можно ли «продать» обладателя резюме, и если да, то куда и на какую позицию. Поэтому резюме кандидатов оцениваются по двум критериям.

  • Первый — с точки зрения формирования базы данных, отвечающих формату заказов агентства. Например, если фирма специализируется на подборе высшего и среднего управленческого звена, а в графе «образование» у соискателя отсутствует высшее образование, то оценка резюме на этом этапе и завершается. Оно будет бережно помещено в соответствующую папку, но вероятность, что к нему вернутся, минимальна.
     
  • Второй — на предмет соответствия поступающих резюме имеющимся на данный момент заказам. Специалист по подбору персонала также формирует базу данных согласно планированию потребности в кадрах, и заполняет вакансии внутри нее, однако он точно знает профиль нужного компании работника, и, соответственно, резюме проходит оценку по другой системе критериев.

Например, если это западная компания, где обязательным требованием для всех работников является знание английского языка и существуют возрастные ограничения, то в первую очередь достаточно оценить резюме на соответствие этим условиям.

Независимо от того, куда попало резюме, в агентство или компанию, в первую очередь оценивается его целостность. То есть должна быть логическая связь между тем, что соискатель хочет, на что претендует, и тем, чем он обладает.

Сначала, когда резюме просматривается «наискосок», взгляд цепляет следующие пункты-«маячки»: последнее место работы, наличие высшего образования, занимаемая должность, возраст, пол.

Если резюме успешно проходит первый этап, производится более детальная оценка — согласно заданной структуре резюме, а именно:

1. Образование:

а) определяется общее направление: техническое/ гуманитарное/ экономическое/ естественные науки. Престижность или известность вуза оценивается в зависимости от профессии. Например, если для юриста предпочтение отдается, например, в данном регионе, диплому Томского юридического института, то для менеджера по продажам название вуза редко имеет значение;

б) дополнительное образование. Бесконечный список дополнительных курсов, с кружка макраме в 9-м классе до степени МВА, «съедает» часть времени и внимания оценивающего и не придает целостности резюме. Все менеджеры по продажам проходят многочисленные тренинги, которые носят различные названия, но, по сути представляют собой одну систему знаний. Поэтому рекрутер благодарен тому кандидату, который выделил дополнительно полученные знания, важные именно в его карьерной биографии. Конечно, значение будет иметь и название организации, проводившей обучение. Например, курсы по внедрению системы SAP R/3 желательно пройти в самой компании SAP;

Пример. Я видела резюме на шести листах, из них три занимало перечисление и описание курсов по различным видам допусков в системе электробезопасности. Было понятно желание кандидата подчеркнуть, что он соответствует в профессиональном плане требованиям должности, но соответствие было формальным, всего лишь на уровне «корочек», которые имел этот человек, — подобные многостраничные резюме в агентствах не рассматривают.

в) диплом МВА. Ценность модной в последнее время программы «мастер делового администрирования» определяется заведением, ее организующим. Здесь следует учитывать: на каком языке ведется преподавание; форму обучения (очная/ заочная, с отрывом/ без отрыва от работы); профессионализм преподавательского состава; отлаженность технологии. Диплом МВА, полученный в филиале N-ского института, где обучение ведется в течение полугода и заочно, не придаст ценности хозяину резюме.

2. Опыт работы

В первую очередь опыт работы оценивается по последнему (нынешнему) месту работы соискателя. Если место работы — крупная известная компания, название которой уже говорит об определенном уровне соискателя, этого иногда бывает достаточно для приглашения такого человека на собеседование, где он сможет детальнее рассказать о своих достоинствах. Если название компании не на слуху, то о том, что это за кандидат, должно говорить описание ее (компании) деятельности. Причем для главного бухгалтера достаточно ограничиться указанием профиля деятельности компании, для менеджера по продажам — что за продукт/услугу предлагает компания, а для менеджера по персоналу — численности штата.

Называя лишь должность без перечисления основных обязанностей, кандидат невольно сужает круг возможных для него предложений. Например, название должности «менеджер проекта» или «менеджер по продукту» понимается в разных компаниях по-разному.

Резюме редко успешно проходит этот этап оценки, если за последние несколько лет человек успел поменять пять мест работы, даже если каждое последующее место было с повышением. Такую «летучесть» можно простить торговому представителю, если уже в дальнейшем, на собеседовании, он сможет доказать свою мотивацию пытливому персональщику. Ситуация с частой сменой работы может быть решена в том случае, если указаны причины ухода с действительно уважительной формулировкой. Так, если все пять раз компании прекращали свою деятельность (при условии, что кандидат не занимал пост генерального директора), то, очевидно, что дело не в личности кандидата, и он может быть достоин стабильной работы.

Сложность оценки кандидата по резюме возникает, если опыт работы неоднородный. Объективно оценить возможности для соискателя в таком случае помогает заявленная в резюме желаемая должность, которая, естественно, должна быть адекватна уровню кандидата, дополнительное образование и сопроводительное письмо.

3. Достижения

Учитывать достижения, так же как и дополнительное образование, будут только те, которые относятся к карьерным (здесь же учитываются и успехи в образовании, так как оно рассматривается как часть карьеры). Пункт «достижения» всегда будет значительным фактором при принятии решения о приглашении кандидата, если речь идет о позиции менеджера по продажам или специалиста, чьей задачей в компании является увеличение, расширение, приумножение и т. п.

4. Другие навыки и дополнительная информация

Несмотря на слово «другие», это важный пункт при оценке резюме, так как именно он дает ответы на вопросы: «На каком уровне знание английского языка у претендента на должность персонального ассистента?» или «Есть ли собственный автомобиль у торгового представителя?», что бывает решающим для рекрутера и судьбоносным для соискателя. Здесь внимание обращают на каждую мелочь, например приписку мелким шрифтом: «имеются связи в администрации» или «турецкий язык — удовлетворительно». Однако перегруженность резюме такого рода информацией — не в пользу кандидата.

5. Персональная информация

Данный пункт оценивается очень индивидуально, так как связан с часто встречающимися в компаниях случаями дискриминации по возрасту (наиболее распространено), полу, национальной принадлежности.

Кроме информации, содержащейся в резюме, оценивается и то, как оно оформлено (вольности позволяются только людям творческих профессий); насколько подробно/кратко изложена информация, адекватность опыта, знаний, навыков указанной желаемой зарплате. При этом главным остается соответствие основному принципу резюме — целостности.

Идеальным кандидатом, с точки зрения рекрутера, оценивающего резюме, является человек, чей общий опыт работы не менее двух лет, время работы на последнем месте и на предыдущих — от двух до пяти лет, который продвинулся по служебной лестнице и/или имеет определенные достижения.

Однако даже при стопроцентном соответствии информации о кандидате требованиям какой-нибудь конкретной вакансии резюме может быть отвергнуто из-за того, что кандидат живет на другом конце города, а в причине ухода с последнего места работы указал «отдаленность от места проживания».

Нужно очень осторожно решать вопрос о том, как отметить в резюме свои личные качества. Иногда соискатель старается показать себя в лучшем свете со своей точки зрения и, к несчастью для него, указывает некие качества, которые представляются ему особенно привлекательными, но абсолютно не подходят работодателю. Было бы лучше позволить потенциальному работодателю самому определить наличие тех или иных личностных качеств у кандидата во время беседы или тестирования в агентстве по подбору персонала.

Важно указывать цель поиска работы, не только желаемую должность, но и характер работы. Ведь каждый человек может определить, что для него важно в будущей работе: применение своих способностей, которые не удалось реализовать на прошлом месте работы, получение новых знаний, нового опыта, достойная оплата труда, стабильность компании. Эта информация важна для работодателя.

И еще, пожалуй, можно добавить, что указывать слишком большой разброс по ожидаемой заработной плате (от 200 долл. до 2000 долл.) или по желаемым должностям (от секретаря отдела до коммерческого директора) тоже не годится.

В качестве комментария предлагаю вам познакомиться с «шедеврами»-цитатами из резюме кандидатов на вакансии. Совершенно точно, что авторы подобных опусов не имеют шансов быть приглашенными на собеседования в кадровые агентства или солидные компании:

  • «Здравствуйте!
    Отправляя настоящее сообщение, Я, …., гарантирую, что предоставляемая информация является правдивой, основанной на фактическом материале с отсутствием преувеличений.
    Обязуюсь не вводить в заблуждение Вас и Работодателя — при несоответствии своей квалификации, личных качеств и других параметров предлагаемой должности (работе) и немедленно сообщить об этом.
    Я отдаю себе отчет в том, что в случае трудоустройства, принимаю на себя ответственность за надлежащее качественное исполнение обязанностей не только перед работодателем, но и рекрут. агентством…»
     
  • «УВАЖАЕМЫЕ ДАМЫ И ГОСПОДА!!!
    Обращаюсь к Вам с деликатной просьбой в вопросе подбора интересной и перспективной работы по предполагаемым руководящим должностям, а именно:
    • директор представительства немецкой фирмы (оборудование, материалы, услуги);
    • руководитель крупного или вновь строящего предприятия;
    • руководитель крупного строительного комплекса;
    • заместитель руководителя по персоналу, производству, строительству в крупную фирму;
    • директор по технологической комплектации оборудованием и запасными частями из Германии и других стран Евросоюза;
    • другие ответственные руководящие должности…»
       
  • «Моя цель — нацеленность на результат. Четкий, быстрый, организованный, точный, гибкий, умный и надежный работник, большой труженик, презирающий лень и никогда не бросающий недоделанную работу. Постоянная обучаемость, все, что не знаю, узнаю и постигаю очень быстро. Постоянно готов к изучению новых сфер деятельности. Имею опыт работы в управленческой должности, анализа рынка, основ маркетинга, навыки личных продаж и просто хороший человек.
    Отрицательные качества: последнее время не наблюдается».
     
  • «2003г- наст. вр. Начальник шампанского цеха!…»
     
  • «…Должность продавца-консультанта НЕ предлагать!!!…»
     
  • «…Я прекрасно разбираюсь в web-технологиях, в интернете, хорошо разбираюсь в железе вообщем компьютеры это моя стихия…»
     
  • «Дополнительные сведения: в армии не служил, без вредных привычек и личного автомобиля…»
     
  • «Личные качества: негативные: верю в судьбу и не интересуюсь политикой…»
     
  • «Личные качества: Любознателен, обладаю широким кругозором. Знаю, как устроены бизнес и экономика. Отличаюсь ясностью мышления. Умею отделять факты от домыслов».
     
  • «СТИЛЬ РАБОТЫ: В ведении бизнеса предпочитаю активный, иногда даже агрессивный метод работы, а также здоровый авантюризм и холодную осторожность. В работе с людьми стараюсь быть дипломатом и отчасти психологом».
     
  • «Компьютер:работа в аперационной среде…»
     
  • «РЕКОМЕНДАЦИИ С ПРЕД’ИДУЩИХ МЕСТ РАБОТЫ…»
     
  • «Немного из жизни и деятельности:
    1. Пришли мы как-то с директором аудиторского агентства «…» и программистом в «…» покупать представительский компьютер. Во время выбора конфигурации, мы много спорили с программистом, соответственно я ходил к выставленным экспонатам и показывал, как это будет выглядеть. Ко мне несколько раз подходили посетители и обращались за помощью в выборе для них конфигурации.
    2. Совместно с «…» по журналу «…» продвигал проект «Объединенный прайс Агентств недвижимости». Одной из задач была необходимость приглашения директоров всех АН и Строительных компаний города, для ее осуществления в течении 3-х дней я непрерывно обзванивал. Количество дозвонов составило от 50 до 70 за день. Был день когда мне принесли тортик, он так и остался лежать до конца дня с холодным чаем. После завершения заседания, некоторые из агентств звонили и обижались, что так и не удалось дозвониться до них и пригласить…»
       
  • «Выполняемые обязанности: распределение людей по командировкам…»
     
  • «Крещена в православной церкви, уважаю верующих любой религии, но полностью не отношу себя ни к одной, имею свой собственный взгляд.
    Внешность позволяет прекрасно сочетать противоположные стили одежды. Очаровательная улыбка, темные брови, красивые глаза. Добрая, но строгая и целеустремленная. Способна приходить к компромиссам в конфликтных ситуациях. Во всем ценю порядок и аккуратность. Люблю свою профессию, в работе педантична и скрупулезна. Независима, как кошка и трудолюбива, как лошадь…»
     
  • «Рабочее место: Наличие собственного кабинета — не обязательно. Достаточно хорошего компьютера, интернета, стола, телефона, рабочая атмосфера в офисе…»
     
  • «В процессе трудовой деятельности могу в равной степени работать как с человеком, так и с компьютером. Обладаю сверхвысокой работоспособностью…»
     
  • «Получаю необыкновенное удовольствие от работы при осознании, что делаю полезное и важное дело, приношу пользу предприятию и клиентам…»
     
  • «Вредных привычек не имею. Спортсмен, но не заядлый…»
     
  • «Часть свободного времени провожу за компьютером, в т.ч. в интернет, отдыхаю на природе, с друзьями. Часть свободного времени провожу с невестой…»
     
  • «Придерживаюсь моральных норм и нравственных ценностей, возможно, чаще, чем требуется, трудоголик…»
     
  • «Примечание: в случае заинтересованности в кандидате, для принятия решения необходимо предоставить следующие документы (кроме тех, которые запланированы Вами для кандидатов):
    1. Бухгалтерский баланс (объективный) за 1999 г. — 3 квартал 2001 года со всеми приложениями;
    2. Расшифровку кредиторской задолженности (по крупным кредиторам), с выделением — задолженности по заработной плате, в бюджеты (с разбивкой) в динамике 1999 г. — 3 квартал 2001 года;
    3. Расшифровку дебиторской задолженности (по основным дебиторам) в динамике 1999 г. — 3 квартал 2001 года;
    4. Структуру предприятия;
    5. Справку о принципах планово-экономической и финансовой политики на предприятии;
    6. Состав учредителей и Совета Директоров (кому принадлежит предприятие?).

Кроме того, необходимо иметь в виду следующее:

  1. В случае положительного решения должен быть заключен Контракт сроком не менее 1 года;
  2. Минимальный доход на первые три месяца работы — эквивалент $1,0 тыс., в последующем — на усмотрение владельцев предприятия, но не менее указанной суммы;
  3. Директор должен быть обеспечен всеми необходимыми атрибутами, дополнительно ПЭВМ, имеющим выход на Интернет для оперативного получения финансовой информации…» (Выдержка из оригинального резюме кандидата, претендующего на руководящую должность).
     
  • «Мать, сестра, дядья проживают в г. Москве. Сестра по контракту работает в Швеции (логик-математик МГУ). Брат директор крупного завода в Челябинске…»
     
  • «Положительные моменты характера: Не пью. Не колюсь. Не курю. Достаточно легко нахожу контакт с людьми. Обязателен. Люблю сказки, мультики, детей.
    Отрицательные стороны: Люблю женщин. Иногда теряюсь при общении с дураками и гос. деятелями.
    Плохо переношу не трезвых людей. Патологически честен (с работодателем)…»
     
  • «Отрицательные достижения: Пять клиентов совершили попытку улизнуть с нашим товаром…»
     
  • «Основные обязанности: Контакт с предприятиями розничной торговли. Контроль поступающих платежей. Погашение дебиторской задолженности. Уворачивание от кредиторов…» (Должность кандидата — заместитель директора).
     
  • «Иностранный язык: Английский (как собака — всё понимаю, говорю плохо)…»
     
  • «Деньги считаю неотъемлемой частью жизни, но не стремлюсь к достижению максимального дохода во вред другим людям…»
     
  • «Рекомендации: БЕЗУСЛОВНО, ЕСТЬ!…
    С уважением,
    Менеджер ВАШЕГО Бизнеса,
    до встречи на собеседовании.
    Да, И напоследок ВОПРОС «?»: чего ж еще не хватает для выбора именно моей кандидатуры?
    сойдемся в ЦЕНЕ — ДОКАЖУ работой!»
  • Марина Зырянова
     
    «Live-and-Learn»

    Ключевые слова: 

    Поделиться

    Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий