Теория планомерного формирования умственных действий сегодня: взгляд на наследие Гальперина

В 1992 году отмечалось 90-летие со дня рождения Петра Яковлевича Гальперина и 40-летие его теории планомерного формирования умственных действий и понятий.

Несмотря на то, что Гальперин известен в первую очередь как автор теории усвоения, его главные интересы лежали в области предмета и метода психологической науки. Планомерное поэтапное формирование умственных действий, разработанное им, стало мощным инструментом для исследования процесса возникновения новых психических актов.

Вклад Гальперина в решение ключевых проблем психологии лишь сейчас начинает обсуждаться и оцениваться. Его теория планомерного формирования умственных действий и понятий с самого начала вызывала дискуссии и за последние 40 лет прошла сложный путь от общей схемы (гипотезы, как ее назвал сам автор) до оригинальной и конструктивной теории усвоения.

Действие как единица анализа:

Гальперин и его последователи подчеркивали важность деятельностного подхода в психологии, где единицей анализа является действие.

В отличие от традиционных подходов, акцентирующих внимание на отдельных психических процессах (ощущениях, эмоциях и т.д.), теория Гальперина рассматривает действие как единую, системную структуру, включающую в себя разные по психологической природе элементы.

Ориентировочная основа действия (ООД):

Гальперин выделил ориентировочную основу действия (ООД) как ключевой элемент структуры действия. ООД включает в себя:

  • Знания об условиях успешного выполнения действия.
  • Сведения о самом действии: цели, составе и последовательности операций.

Исследования выявили три основных типа ООД, отличающихся:

  • Полнотой представления условий успешного выполнения действия.
  • Мерой общности ориентиров.
  • Способом получения ООД (самостоятельно или от другого человека).

Третий тип ООД оказался наиболее продуктивным. Он характеризуется полнотой содержания, обобщенностью ориентиров и самостоятельным получением субъектом действия.

Исследования также показали, что ООД может играть решающую роль в выборе действия в ситуациях с множеством возможных вариантов, например, в шахматной игре.

Развитие теории ООД:

Дальнейшие исследования третьего типа ООД привели к ряду уточнений:

  • Системный подход: 3. А. Решетова предложила применять системный подход к разработке ООД, что позволило выделять основные единицы материала и их взаимосвязи.
  • Ориентировка на инварианты: Ориентировка на инвариантное строение человеческой деятельности облегчает процесс решения творческих задач.
  • Содержательное обобщение: В. В. Давыдов и его сотрудники выявили, что второй тип ООД, ориентированный на явления, без проникновения в их сущность, формирует эмпирическое мышление. Наоборот, ориентировка на сущность ведет к теоретическому мышлению и движению от абстрактного к конкретному.

Типы учения:

Типы ООД легли в основу определения типов учения:

  • Первый тип учения основан на первом типе ООД.
  • Второй тип учения - на втором типе ООД.
  • Третий тип учения - на третьем типе ООД.
  • Учебная деятельность (В. В. Давыдов) - отдельный тип, направленный на формирование теоретического мышления.

Метод моделирования:

Деятельностный подход привел к разработке метода моделирования, который позволяет проектировать новые виды деятельности, превосходящие по продуктивности существующие.

Структура деятельности учения:

Теория Гальперина выделяет три группы действий в структуре деятельности учения:

  • Действия, подлежащие усвоению: неспецифические (логические приемы) и специфические (математические, лингвистические и т.д.).
  • Действия по организации деятельности: планирование, контроль, коррекция, оценка.
  • Действия, связанные с прохождением этапов процесса усвоения.

Свойства действия:

Гальперин выделил две группы свойств действия:

  • Первичные: характеризуют изменения действия в процессе его усвоения.
  • Вторичные: являются следствием первичных свойств.

Среди первичных свойств наиболее изучена форма действия. Исследования показали, что семиотическая (знаково-символическая) деятельность играет ключевую роль в усвоении социального опыта.

Этапы усвоения:

Процесс усвоения нового действия проходит через пять качественно своеобразных переходных состояний (этапов).

Мотивация учения:

Исследования показали, что третий тип ООД обладает большей мотивирующей силой, чем второй.

Личность в деятельности учения:

Теория Гальперина недостаточно проработана в отношении формирования личности в деятельности учения.

Творчество и развивающее обучение:

Теория Гальперина позволила по-новому подойти к проблеме творчества и к проблеме развивающего обучения.

Практическое применение:

Теория Гальперина успешно применяется на практике на всех уровнях образования.

Заключение:

Теория Гальперина является мощным инструментом для управления процессом усвоения,
формирования творческих способностей и повышения эффективности обучения.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться