Статья ТКРФ 313. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Комментарий к статье 313

1. Федеральным законом от 30 июня 2006 г. в ст. 313 ТК уточнены источники правового регулирования гарантий и компенсаций в северных районах и местностях, в частности, теперь государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут устанавливаться не только Трудовым кодексом и другими федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами РФ (постановлениями Правительства, Минздравсоцразвития и т. д.).

2. В настоящее время развивает нормы гл. 50 главным образом Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в ред. от 29 декабря 2004 г.).

В силу ч. 1 ст. 423 ТК этот Закон продолжает действовать в части, не противоречащей ТК.

По тому же принципу сохраняет свое действие целый ряд нормативных правовых актов, принятых во времена СССР, в частности:

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера";

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера";

Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, утвердившее Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1967 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях;

Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденная Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2.

3. Север - это высокоширотная часть территории РФ, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения. Такое определение было дано в ст. 1 утратившего силу Федерального закона от 19 июня 1996 г. N 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации".

Статьи гл. 50 ТК регулируют особенности труда в таких условиях и порядок возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников (а в ряде случаев и членов их семей).

Другие вопросы, связанные с работой в указанных районах и местностях, но возникающие после прекращения трудовых отношений (например, после выхода на пенсию или приобретения статуса безработного), регламентируются иным (не трудовым) законодательством (см. ст. 327).

4. Нормы об особенностях регулирования труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях содержатся не только в гл. 50, но и в ряде других статей ТК, например в ст. 59, где предусмотрена возможность заключения срочного трудового договора при переезде работника в указанные районы и местности.

5. С учетом ст. 1 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие гл. 50 распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно (т. е. заключивших трудовой договор о постоянной или временной работе) в организациях, расположенных в указанных районах и местностях, независимо от форм собственности.

В упомянутой норме речь идет только об организациях, что не соответствует смыслу ст. 313 ТК, которая охватывает и работодателей - физических лиц. Из последнего и стоит исходить в силу более высокой юридической силы Трудового кодекса по сравнению с другими законами.

6. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях часто приходится работать в условиях низких температур. В связи с этим работники имеют право на специальные перерывы для обогревания и отдыха в течение рабочего дня (смены), включаемые в рабочее время (см. ст. 109 ТК).

7. В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" перечень таких районов и местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством РФ.

В настоящее время действует Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (с многочисленными изменениями и дополнениями, внесенными в него актами СССР и РФ). Для использования в практической работе можно опираться на письмо Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 28 мая 1998 г. N 1707-14/06-28/4114, которое содержит обобщенный с учетом всех изменений и дополнений Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

8. Статья 313 ТК основана на ст. 3 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" с одним существенным противоречием: ч. 1 ст. 313 ТК говорит об установлении гарантий и компенсаций нормативными правовыми актами РФ независимо от источника финансирования, а ст. 3 названного Закона РФ увязывает установление гарантий теми же актами, но только в случае, если указанные лица являются работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета.

В этом противоречии применяться должна первая норма в силу верховенства Трудового кодекса над другими законами, в том числе федеральными.

9. В ст. 4 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрено, что гарантии и компенсации, установленные:

Нормативными правовыми актами РФ, - являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета;

Для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - являются расходными обязательствами этих субъектов;

Для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, - являются расходными обязательствами муниципальных образований;

Для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - осуществляются за счет средств работодателя.

10. Статья 313 ТК выделяет два вида гарантий и компенсаций: государственные (ч. 1) и дополнительные (ч. 2).

Государственные гарантии и компенсации устанавливаются только ТК и иными нормативными правовыми актами РФ и представляют собой своего рода обязательный федеральный минимум, который должны соблюдать все без исключения работодатели независимо от форм собственности и источников финансирования.

11. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренные ч. 2 ст. 313 ТК, являются дополнительными по сравнению с государственными. Они не должны, а лишь могут устанавливаться, исходя из финансовых возможностей субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и работодателей.

Таким образом, здесь будет иметь место улучшение правового положения работников по сравнению с обязательным федеральным минимумом. Это улучшение может выражаться, например, в установлении видов гарантий или компенсаций, которые отсутствуют в ТК и иных нормативных правовых актах РФ, либо в увеличении размеров компенсационных выплат по отношению к тем, что установлены на основании ч. 1 ст. 313 ТК.

12. В ч. 2 ст. 313 ТК также дан перечень источников, которые могут устанавливать дополнительные гарантии и компенсации: законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты.

В данном перечне отсутствуют трудовые договоры. Тем не менее они также могут регулировать рассматриваемые вопросы на основании общих норм ТК (см. ст. 9).

13. Если дополнительные гарантии и компенсации установлены в соответствии с ч. 2 ст. 313 ТК (например, коллективным договором или законом какого-либо субъекта РФ), то они становятся обязательными к применению (у конкретного работодателя либо у всех работодателей, расположенных в соответствующем регионе) наряду с государственными (федеральными) гарантиями и компенсациями.

14. Отсутствие у работодателей средств не является основанием для отказа работникам в предоставлении гарантий и компенсаций, установленных в соответствии со ст. 313 ТК.

При наличии таких фактов работники могут обратиться за защитой своих прав в суд.

15. Статья 313 ТК не связывает предоставление гарантий и компенсаций с заключением срочного трудового договора о работе в северных районах (см. ст. 324 ТК) либо вида трудового договора, поэтому право на них возникает и при наличии договора на неопределенный срок, а также договора о сезонной или временной работе.

16. В ст. 287 ТК установлено, что совместители имеют право на северные гарантии и компенсации только по основному месту работы.

17. Об особенностях предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях вахтовым методом, см. ст. 302 ТК.

18. О понятии гарантий и компенсаций см. ст. 164 ТК.

Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

Издательский Дом "Городец", 2007

Источник: СПС Консультант

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1