Современное понимание карьеры: анализ результатов исследования

"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2011, N 1

СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ КАРЬЕРЫ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

С чем связана карьера, от каких факторов зависит? Что можно считать карьерой, а что нет? К чему ведет стремление к карьерному росту? Какие организации предоставляют возможность продвижения? Все ли люди стремятся к нему? На эти и другие вопросы, связанные с карьерой, ищут ответы современные практики и теоретики менеджмента. Статья посвящена анализу результатов исследования, которое было проведено в рамках международного проекта "Понимание карьеры".

Управление деловой карьерой является важной составляющей системы управления персоналом современной организации и регулируется ее потребностями и стремлением работника к карьерному росту.

Большое внимание проблемам карьеры уделяется в современных периодических изданиях, посвященных вопросам управления человеческими ресурсами. Интерес к карьере не случаен, потому что карьера - это достаточно сильный мотивирующий фактор, так как большинство молодых талантливых сотрудников покидают те или иные организации не столько из-за недостаточного уровня оплаты труда, сколько из-за невозможности быстрого карьерного роста.

В специальной и учебной литературе деловая карьера понимается по-разному. Наиболее часто встречающееся определение понятия связано с продвижением: "деловая карьера - поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения" [1, с. 427 - 428].

Также карьера может пониматься более широко, как жизненный и трудовой путь человека: карьера менеджера, карьера спортсмена, карьера учителя и т. п.

В рамках работы над проблемами карьеры Российской академией предпринимательства было проведено исследование "Понимание карьеры в России", в котором приняли участие более 400 человек, работающих в таких отраслях, как медицина, торговля, производство, образование. Цель данного исследования - выяснить, каким образом понимается карьера работниками разных отраслей, стоящими на различных ступеньках иерархической лестницы, а также студентами, которым еще только предстоит разбираться в сложных трудовых взаимоотношениях, строить свою профессиональную карьеру.

В данной статье мы представим результаты анализа понимания карьеры специалистами в области человеческих ресурсов и в области продаж, а также студентами дневного отделения.

Карьера - это...

Большинство HR-менеджеров понимают карьеру как повышение в должности, продвижение по служебной лестнице (60%), как профессиональный рост карьеру понимают 32%, видят зависимость карьеры от постоянного обучения и развития 30% респондентов. Специалисты в области управления персоналом связывают повышение в должности с профессиональным развитием, которое не может быть без перманентного обучения. Всего лишь одна пятая часть опрошенных HR-менеджеров делают акцент на связи карьеры с повышением социального статуса и благосостояния человека (табл. 1).

Таблица 1

"Собственные" определения карьеры HR-менеджерами

N
п/п

Определения карьеры

% ответов

1

Повышение в должности, продвижение по служебной лестнице

60

2

Профессиональный рост

32

3

Постоянное обучение и развитие

30

4

Социальный статус, благосостояние

20

5

Повышение зарплаты

8

6

Увеличение ответственности и обязанностей

8

7

Увеличение возможностей

8

8

Процесс самоутверждения

8

9

Признание успехов в работе руководством предприятия

4

В качестве небольшого сравнения приведем определения карьеры, данные медицинскими работниками. На первое место в понимании они выдвигают развитие в профессиональной сфере, на второе - повышение благосостояния вследствие продвижения по службе, а также увеличение обязанностей. Уточним, что медицина - это в основном бюджетная сфера, за исключением фармацевтики. Поэтому можно сделать вывод, что в бюджетных организациях затруднен должностной рост, однако имеет большие перспективы рост профессиональный.

В более "молодых" для России отраслях - продажах - наблюдается такое же понимание карьеры, какое продемонстрировали HR-специалисты. Для специалистов по продажам карьера - это в первую очередь продвижение вверх по должностной лестнице, повышение в должности, успешное продвижение по службе (55%), а во вторую - профессиональный рост (40%), 20% респондентов этой группы отметили, что карьера - это повышение уровня доходов (табл. 2).

Таблица 2

"Собственные" определения карьеры менеджерами по продажам

N
п/п

Определения карьеры

% ответов

1

Продвижение вверх по должностной лестнице, повышение в
должности, успешное продвижение по службе

55

2

Профессиональный рост

40

3

Повышение уровня доходов

20

4

Достижение успехов в работе

10

5

Развитие

10

6

Лидерство

5

7

Движение вперед

5

8

Завоевание авторитета

5

9

Повышение социального статуса

5

Особенность следующей группы респондентов - студентов дневного отделения - в том, что они в настоящее время учатся и знают о карьере лишь "в теории", которая сформировала в их сознании образ их будущей деятельности и возможностей карьерного роста.

Студентами, обучающимися на последних курсах и планирующих свою трудовую деятельность, были даны более развернутые ответы. Это обусловлено тем, что на данном этапе своей жизни они формализуют субъективное представление о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения своей трудовой деятельностью. Для этой категории опрашиваемых карьера представляется не только как продвижение и профессиональный рост, но и возможность повышения социального статуса, где особую роль играет признание заслуг и достижений человека окружающими его людьми (табл. 3).

Таблица 3

"Собственные" определения карьеры

студентами дневного отделения

N
п/п

Определения карьеры

% ответов

1

Продвижение вверх по служебной лестнице, рост

100

2

Личностный и профессиональный рост, развитие

30

3

Повышение социального статуса, признание окружающими

30

4

Достижение материального благополучия, увеличение дохода

21

5

Приобретение новых знаний и навыков, повышение уровня
квалификации

17

6

Личностная самореализация

8,5

7

Рост ответственности

8,5

8

Расширение полномочий

8,5

9

Движение вперед на пути достижения поставленной цели

4,2

10

Увеличение профессиональных обязанностей

4,2

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что сегодня в целом карьера понимается как: движение вверх по служебной лестнице; профессиональный рост; повышение социального статуса; достижение материального благополучия.

Следующим этапом исследования было выявление понимания карьеры в современных российских организациях.

В ответах на вопросы, связанных с пониманием карьеры в той организации, где работают HR-менеджеры, наблюдается явное смещение понимания карьеры в сторону продвижения по служебной лестнице и повышения в должности (80% организаций). Следует отметить тот факт, что из ответов совсем исчезли такие определения карьеры, как "увеличение возможностей работника", "процесс самоутверждения", "признание успехов в работе руководством предприятия". В связи с этим можно сделать вывод о том, что HR-специалисты понимают карьеру более глубоко, чем большинство их сотрудников или руководители.

Однако следует оговориться, что то или иное понимание какого-либо социального явления формируется под воздействием не только внутренних, но даже в большей степени внешних факторов. Поэтому работа в конкретной организации накладывает отпечаток на восприятие карьеры, в связи с этим нельзя ожидать того, что собственное понимание карьеры и понимание карьеры в организации будут значительно различаться (табл. 4).

Таблица 4

Понимание карьеры в организации (ответы HR-менеджеров)

N
п/п

Определения карьеры

% ответов

1

Повышение в должности, продвижение по служебной лестнице

80

2

Профессиональный рост

16

3

Постоянное обучение и развитие

12

4

Социальный статус, благосостояние

12

5

Увеличение доходов

8

Менеджеры по продажам не столь единодушны в ответах, как HR-менеджеры. Здесь мы наблюдаем довольно равномерное распределение между первыми тремя позициями: повышение (продвижение) в должности, профессиональный рост и увеличение дохода (табл. 5).

Таблица 5

Понимание карьеры в организации

(ответы менеджеров по продажам)

N
п/п

Определения карьеры

% ответов

1

Повышение в должности, продвижение по службе

35

2

Профессиональный рост

30

3

Увеличение дохода, повышение заработной платы

30

4

Новое положение, новые обязанности

15

5

Повышение компетенций сотрудников

10

6

Постоянное обучение и развитие

10

7

Успех

10

8

Лидерство

5

9

Увеличение обязанностей

5

Специфика труда специалистов по продажам и их личные особенности таковы, что возможность увеличения дохода является одним из главных мотивирующих факторов для построения карьеры.

Таким образом, в российских компаниях под карьерой понимают: профессиональный рост; повышение в должности; постоянное развитие; повышение дохода; повышение социального статуса.

Для уточнения понятия "карьера" респондентам было предложено привести ассоциации, синонимы, определения карьеры, которые употребляются в их организации. Для студентов данный вопрос звучал несколько иначе, поскольку они еще не имеют постоянной работы.

Здесь наблюдается та же тенденция: в качестве определений карьеры HR-менеджеры называют "рост" (58%), "повышение" (36%), "продвижение" (29%), 16% опрошенных поставили бы рядом со словом "карьера" слово "перспектива"; с материальным доходом карьера ассоциируется лишь у 8% (табл. 6).

Таблица 6

Синонимичные понятия (ответы HR-менеджеров)

N
п/п

Определения карьеры, синонимы, ассоциации

% ответов

1

Рост (служебный, профессиональный, личностный)

58

2

Повышение

36

3

Продвижение

29

4

Перспектива

16

5

Успех

8

6

Материальный доход

8

7

Статус

4

8

Власть

4

9

Руководящая должность

4

10

Развитие

4

11

Назначение

4

12

Выдвижение лучших

4

13

Служебная лестница

4

14

Перемена

4

15

Подъем

4

В ином процентном отношении распределились ассоциации у специалистов по продажам. Мы не наблюдаем опять резких различий, в частотности, употребления тех или иных понятий. Исходя из анализа анкет, можно даже выделить 3 группы менеджеров по продажам, которые демонстрируют разное понимание карьеры. По-видимому, в зависимости от корпоративной культуры тех организаций, в которых заняты специалисты, наблюдаются столь различные отношение к карьере и ее понимание. Тем не менее, на первом месте по частотности стоит "рост" (40%), "успех" отмечают 30% респондентов этой группы, в то время как об "успехе" "вспомнили" лишь 8% HR-менеджеров, и в подтверждении наших предыдущих обобщений, с материальным благополучием карьера ассоциируется у 25% специалистов по продажам (табл. 7).

Таблица 7

Синонимичные понятия (ответы менеджеров по продажам)

N
п/п

Определения карьеры, синонимы, ассоциации

% ответов

1

Рост

40

2

Успех

30

3

Бонусы, деньги, премии

25

4

Продвижение

20

5

Лидерство

15

6

Повышение

15

7

Прогресс

15

8

Восхождение

10

9

Достижение

10

10

Профессионализм, профессиональный успех

10

11

Развитие

10

12

Движение

5

13

Служебная лестница

5

В целом можно сказать, что карьера ассоциируется с ростом, движением вверх, восхождением по служебной лестнице.

Студенты, как это уже сложилось, более многословны, но и в их мнении наблюдается такое же единство, как и у специалистов по управлению человеческими ресурсами. Эта группа респондентов весьма привлекательна тем, что в силу своей юности, неискушенности дает более искренние ответы. В отличие от первых двух категорий респондентов, студенты видят в карьере мотивацию к развитию, самореализацию, представляют более широкие дефиниции этого понятия (табл. 8).

Таблица 8

Синонимичные понятия (ответы студентов)

N
п/п

Определения карьеры, синонимы, ассоциации

% ответов

1

Продвижение по службе

60

2

Рост

57

3

Успех

29

4

Развитие

23

5

Зарплата

14

6

Мотив

14

7

Перспектива

14

8

Повышение

14

9

Взлет

7

10

Влияние

7

11

Возможность

7

12

Достаток

7

13

Лестница

7

14

Новые полномочия

7

15

Опыт

7

16

Престиж

7

17

Профессионализм

7

18

Самореализация

7

19

Связи в определенных кругах

7

20

Совершенствование

7

21

Служебная лестница

7

22

Статус

7

23

Стремление

7

Итак, исходя из анализа представленных определений, делаем вывод, что карьера - это продвижение, профессиональный и служебный рост, ведущий к успеху и материальному благополучию и сопряженный с увеличением ответственности.

Таким образом, карьерный рост можно понимать как расширение ответственности и полномочий работника при переходе с одного уровня на другой. При благоприятном стечении обстоятельств и целенаправленном развитии этот рост является вертикальным, это подъем по служебной лестнице вверх в рамках одной или разных компаний. Чем выше человек поднимается по карьерной лестнице, тем более широкими знаниями он должен обладать.

С расширением знаний, умений и навыков связано и профессиональное развитие человека. Однако, на наш взгляд, нельзя ставить знак равенства между карьерой и профессиональным развитием, поскольку последнее может осуществляться в рамках одной должности на протяжении всей трудовой жизни.

Какими качествами должен обладать карьерист

Для того чтобы, с одной стороны, выяснить отношение к людям, стремящимся к карьерному росту, с другой - подтвердить существующее мнение о том, что "карьерист" должен обладать лидерскими качествами и высокими амбициями, мы попросили наших респондентов "нарисовать портрет карьериста".

Какой же он, человек, делающий карьеру? В первую очередь, это высокий профессионал в своей области (40%), во-вторых, целеустремленный (29%), и, в-третьих, это человек, умеющий налаживать коммуникации (25%) (табл. 9). Наличие опыта отметили лишь 12% опрошенных HR-специалистов, что позволяет сделать вывод о том, что респонденты не связывают профессионализм с опытом, допуская, что высокопрофессиональным может быть и молодой сотрудник.

Таблица 9

Качества "карьериста" (ответы HR-менеджеров)

N
п/п

Качества

% ответов

1

Высокопрофессиональный

40

2

Целеустремленный

29

3

Коммуникабельный

25

4

Постоянно повышающий квалификацию, обучающийся

16

5

Опытный

12

6

Работоспособный, трудолюбивый

12

7

Высокообразованный специалист

12

8

Энергичный

12

9

Инициативный

12

10

Лидер

8

11

Высокоинтеллектуальный

8

12

Дисциплинированный

8

13

Уверенный в себе

8

14

Лояльный к компании

8

15

Ответственный

8

16

Напористый

8

17

Дальновидный

4

18

Деловой

4

19

Заинтересованный в своем деле

4

20

Результативный сотрудник

4

21

Неординарный

4

22

Харизматичный

4

23

Требовательный к себе и окружающим

4

24

Терпеливый

4

25

Долгое время работающий в данной организации

4

26

Талантливый

4

27

Высокомерный, тщеславный

4

28

Неконфликтный

4

Поскольку, отвечая на вопросы, люди "видели" перед собой того человека, который делает или сделал карьеру, то в характеристиках "карьериста" появились и отрицательные черты, например высокомерие и тщеславие. Это говорит о том, что испытание "медными трубами" остается и по сей день одним из самых сложных для человека.

В среде продаж карьеру делает человек, в первую очередь, целеустремленный (40%), отмечается даже такое качество, как настойчивость (25%), однако и эта категория респондентов признает, что карьерист - это еще и профессионал в своем деле (35%). Специалисты по продажам отмечают и такие черты личности, как честолюбие, хитрость и расчетливость (табл. 10).

Таблица 10

Качества "карьериста" (ответы менеджеров по продажам)

N
п/п

Качества

% ответов

1

Целеустремленный

40

2

Профессиональный, компетентный

35

3

Настойчивый

25

4

Трудолюбивый

20

5

Ответственный

15

6

Уверенный в себе

15

7

Амбициозный

10

8

Коммуникабельный

10

9

Лидер

10

10

Честолюбивый

10

11

Активный

5

12

Высокоинтеллектуальный

5

13

Инициативный

5

14

Исполнительный

5

15

Карьерист

5

16

Мудрый

5

17

Оптимистичный

5

18

Постоянно работает над собой, повышая образовательный и
профессиональный уровень

5

19

Пунктуальный

5

20

Расчетливый

5

21

Стрессоустойчивый

5

22

Успешный

5

23

Хитрый

5

Следует отметить, что многие из респондентов-руководителей описывали себя, свои качества, в связи с этим отрицательные черты получили столь невысокий процент, потому что человеку трудно признавать свои недостатки.

Итак, человек, делающий карьеру, - это высокопрофессиональный, целеустремленный, амбициозный, трудолюбивый работник, уверенный в себе, проявляющий инициативу и не боящийся ответственности.

Если в описании человека, делающего карьеру, присутствуют отрицательные черты характера, то в идеальной модели "карьериста" их нет. HR-менеджеры, описывая требования к сотруднику, претендующему на карьерный рост, на первое место, наряду с профессионализмом, ставили такое качество, как ответственность (32%), на второе - образование (образованность) (28%), а вот целеустремленность - только на четвертое, вместе с опытом работы (24%). Также важными чертами, по мнению респондентов, являются требовательность к себе и окружающим, дисциплинированность, стрессоустойчивость и самокритичность (табл. 11).

Таблица 11

Требования к работнику, претендующему на карьерный рост

(ответы HR-специалистов)

N
п/п

Качества

% ответов

1

Ответственность

32

2

Профессионализм

32

3

Образование (хорошее, высшее, современное)

28

4

Коммуникабельность

20

5

Желание и способность к обучению и самообразованию

20

6

Опыт работы

12

7

Целеустремленность

12

8

Работоспособность

12

9

Неординарность, талантливость

12

10

Лидер

8

11

Требовательность к себе и окружающим

8

12

Инициативность

8

13

Физическая выносливость, готовность к повышенным
нагрузкам

8

14

Дисциплинированность

8

15

Самоорганизованность

4

16

Энергичность

4

17

Исполнительность

4

18

Способность приносить компании прибыль

4

19

Уверенность в своих действиях

4

20

Волевой характер

4

21

Нацеленность на результат

4

22

Преданность своей работе и организации

4

23

Самокритичность

4

Специалисты по продажам так же, как и первая группа респондентов, ставят на первый план "ответственность". Это качество, помимо определенного отношения к выполняемой работе, включает и признание интересов организации, и то, что цели организации имеют преимущество перед личными целями работника. Большое значение менеджеры по продажам придают активности работника, его инициативности (25%, для сравнения - у HR-менеджеров это качество отметили лишь 8% респондентов), целеустремленности (20%), в то время как профессионализм занимает лишь 6 позицию в рейтинге (15%). Менеджеры по продажам считают, что человек, стремящийся к карьерному росту, должен обладать не только лидерскими качествами, но и быть честным, дисциплинированным, трудолюбивым и смотреть на все с оптимизмом (табл. 12).

Таблица 12

Требования к работнику, претендующему на карьерный рост

(ответы менеджеров по продажам)

N
п/п

Качества

% ответов

1

Ответственность

35

2

Инициативность

25

3

Обладание глубокими знаниями

20

4

Лидерские качества

20

5

Целеустремленность

20

6

Профессионализм

15

7

Дисциплинированность

10

8

Результативность

10

9

Настойчивость

10

10

Находчивость

10

11

Открытость, коммуникабельность, умение работать в команде

10

12

Пунктуальность

10

13

Высокая работоспособность

10

14

Трудолюбие

10

15

Амбициозность

5

16

Способность к обучению и развитию

5

17

Оптимистичность

5

18

Опытность

5

19

Стрессоустойчивость

5

20

Креативность

5

21

Уверенность

5

22

Честность

5

23

Честолюбие

5

При анализе анкет студентов выяснилось, что коммуникабельность, способность находить подход к разным людям являются важнейшими требованиями, отвечать которым должен человек, стремящийся к карьерному росту (62%). Способность и желание постоянно обучаться и развиваться и целеустремленность - качества, отмеченные респондентами всех групп, однако только в ответах этой группы они наиболее часты (46%). Ответственность и трудолюбие также отметили более 30% отвечающих. Студенты акцентируют внимание на том, что тот, кто планирует строить карьеру, должен быть "мастером своего дела", т. е. профессионалом, обладать нестандартным мышлением и живым умом. Также респонденты отмечают, что умение рисковать - это не последнее качество высокопотенциального работника (табл. 13).

Таблица 13

Требования к работнику, претендующему на карьерный рост

(ответы студентов)

N
п/п

Качества

% ответов

1

Коммуникабельность

62

2

Способность к обучению и развитию

46

3

Целеустремленность

46

4

Ответственность

38

5

Трудолюбие

30

6

Энергичность

22

7

Мастер своего дела

14

8

Нестандартное мышление

14

9

Профессионализм

14

10

Пунктуальность

14

11

Пытливый, живой ум

14

12

Стрессоустойчивость

14

13

Умение применять знания на практике

14

14

Умение рисковать

14

15

Усердность

14

16

Харизматичность

14

17

Инициативность

7

Таким образом, человек, претендующий на карьерный рост, должен отвечать следующим требованиям: быть ответственным; быть профессиональным; быть целеустремленным; уметь общаться и работать в команде; иметь способность и желание постоянно учиться и развиваться; быть трудолюбивым и работоспособным; быть энергичным и инициативным; обладать настойчивостью и умением доводить дело до желаемого результата; быть умным и талантливым; быть стрессоустойчивым и выносливым; быть дисциплинированным и организованным.

От чего зависит карьера

Какие же факторы в большей степени влияют на карьерный рост человека: его сильные и слабые стороны или его окружение?

92% опрошенных HR-менеджеров считают, что карьерный рост зависит исключительно от личности человека, от его деловых и личностных качеств. Зависимость карьеры от вышестоящих лиц усматривают 24% респондентов. В качестве причин, мешающих карьерному росту, 40% HR-специалистов отметили отдел, в котором работает человек. Но основная причина, естественно, также заключается в самом человеке, в особенностях его характера, профессиональных качествах (рис. 1).

Факторы, влияющие на карьерный рост (мнение HR-менеджеров)

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

/│ │

/ │ │

/ │ │

/ │ │

/ │ │

/ │ │

100%┤ 92% │

│ ───┐ │

│ /**/│ │

│ ┌──┐*│ │

90%┤ │**│*│ │

│ │**│*│ │

│ │**│*│ │

│ │**│*│ │

80%┤ │**│*│ │

│ │**│*│ │

│ │**│*│ 68% │

│ │**│*│ ───┐ │

70%┤ │**│*│/ /│ │

│ │**│*├──┐ │ │

│ │**│*│ │ │ │

│ │**│*│ │ │ │

60%┤ │**│*│ │ │ │

│ │**│*│ │ │ │

│ │**│*│ │ │ │

│ │**│*│ │ │ │

50%┤ │**│*│ │ │ 40% │

│ │**│*│ │ │ ───┐ │

│ │**│*│ │ │ / /│ │

│ │**│*│ │ │ ┌──┐ │ │

40%┤ │**│*│ │ │ │ │ │ │

│ │**│*│ │ │ │ │ │ │

│ │**│*│ │ │ │ │ │ 24% │

│ │**│*│ │ │ │ │ │ 24% ───┐ │

30%┤ │**│*│ │ │ │ │ │ ───┐/ /│ │

│ │**│*│ │ │ 20% │ │ │ /**/├──┐ │ │

│ │**│*│ │ │ ───┐ │ │ │ ┌──┐*│ │ │ │

│ │**│*│ │ │ 12% /**/│ │ │ │ │**│*│ │ │ │

20%┤ │**│*│ │ │ 12% ───┐ ┌──┐*│ 12%│ │ │ │**│*│ │ │ │

│ │**│*│ │ │ ───┐/ /│ │**│*│ 8% ───┤ │ │ │**│*│ │ │ │

│ │**│*│ │ │ /**/├──┐ │ │**│*│ ───┐ /**/│ │ │ │**│*│ │ │ │

│ │**│*│ │ ├───┬──┐*│ │ ├───┤**│*│/ /├───┬──┐*│ │ ├───┤**│*│ │ ├─────┘

10%┤ │**│*│ │ │ │**│*│ │ │ │**│*├──┐ │ │**│*│ │ │ │**│*│ │ │ /

│ │**│*│ │/ │**│*│ │/ │**│*│ │/ │**│*│ │/ │**│*│ │/ /мешает карьерному росту

│ │**│*└──┘ │**│*└──┘ │**│*└──┘ │**│*└──┘ │**│*└──┘ /

│ /│**│/ │**│/ │**│/ │**│/ │**│/ /

0%│/ └──┘ └──┘ └──┘ └──┘ └──┘ /определяет карьерный рост

┼──────────────┬─────────────┬──────────────┬────────────┬────────────

личность личное организация, отдел, в начальник

работника окружение в которой котором или

работника работает работает вышестоящие

сотрудник сотрудник лица

Рис. 1

Таким же образом распределились ответы и менеджеров по продажам: 84% считают, что личностные качества работника помогают ему построить карьеру, также немалое значение в этом процессе имеет и организация, в которой трудится человек (37%), а 26% респондентов этой группы не исключают и роль руководителя.

Почти половина опрошенных менеджеров по продажам считают, что карьере могут помешать начальник (42%), а также личность работника (32%) и его окружение (26%) (рис. 2).

Факторы, влияющие на карьерный рост

(мнение специалистов по продажам)

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

/│ │

/ │ │

/ │ │

/ │ │

/ │ │

/ │84% │

90%┤ ─┴─┐ │

│ /**/│ │

│ ┌──┐*│ │

│ │**│*│ │

80%┤ │**│*│ │

│ │**│*│ │

│ │**│*│ │

│ │**│*│ │

70%┤ │**│*│ │

│ │**│*│ │

│ │**│*│ │

│ │**│*│ │

60%┤ │**│*│ │

│ │**│*│ │

│ │**│*│ │

│ │**│*│ 42% │

50%┤ │**│*│ ───┐ │

│ │**│*│ / /│ │

│ │**│*│ 37% ┌──┐ │ │

│ │**│*│ 32% ───┐ │ │ │ │

40%┤ │**│*│ ───┐ /**/│ │ │ │ │

│ │**│*│/ /│ ┌──┐*│ │ │ │ │

│ │**│*├──┐ │ 26% │**│*│ │ │ │ │

│ │**│*│ │ │ ───┐ │**│*│ 26%│ │ │ │

30%┤ │**│*│ │ │ / /│ │**│*│ ───┤ │ │ │

│ │**│*│ │ │ ┌──┐ │ │**│*│ 16% /**/│ │ │ │

│ │**│*│ │ │ │ │ │ │**│*│ ───┐ ┌──┐*│ │ │ │

│ │**│*│ │ │ 16%│ │ │ │**│*│ / /│ │**│*│ │ │ │

20%┤ │**│*│ │ │ ───┤ │ │ │**│*│ ┌──┐ │ │**│*│ │ │ │

│ │**│*│ │ │ /**/│ │ │ │**│*│ 5% │ │ │ │**│*│ │ │ │

│ │**│*│ │ │ ┌──┐*│ │ │ │**│*│ ───┐ │ │ │ │**│*│ │ │ │

│ │**│*│ │ ├───┤**│*│ │ ├───┤**│*├/ /├──────5%┤ │ ├───┤**│*│ │ ├─────┘

10%┤ │**│*│ │ │ │**│*│ │ │ │**│*├──┐ │ ───│ │ │ │**│*│ │ │ /

│ │**│*│ │/ │**│*│ │/ │**│*│ │/ /**/│ │/ │**│*│ │/ /мешает карьерному росту

│ │**│*└──┘ │**│*└──┘ │**│*└──┘ ┌──┐*└──┘ │**│*└──┘ /

│ /│**│/ │**│/ │**│/ │**│/ │**│/ /

0%│/ └──┘ └──┘ └──┘ └──┘ └──┘ /определяет карьерный рост

┼──────────────┬─────────────┬──────────────┬────────────┬────────────

личность личное организация, отдел, в начальник

работника окружение в которой котором или

работника работает работает вышестоящие

сотрудник сотрудник лица

Рис. 2

Студенты также предполагают, что личность работника в большей степени определяет возможность карьерного роста (86%), больше положительно, нежели отрицательно, на карьеру влияет организация (рис. 3). Руководитель, по мнению студентов, может помешать карьерному росту - так считают 78% респондентов, еще 50% респондентов не исключают и проблем, связанных с характером работника, его личностными качествами (50%) (рис. 3).

Факторы, влияющие на карьерный рост (мнение студентов)

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

/│ │

/ │ │

/ │ │

/ │ │

/ │ │

/ │ │

100%┤ 92% │

│ ───┐ │

│ /**/│ │

│ ┌──┐*│ │

90%┤ │**│*│ │

│ │**│*│ │

│ │**│*│ │

│ │**│*│ │

80%┤ │**│*│ │

│ │**│*│ │

│ │**│*│ 68% │

│ │**│*│ ───┐ │

70%┤ │**│*│/ /│ │

│ │**│*├──┐ │ │

│ │**│*│ │ │ │

│ │**│*│ │ │ │

60%┤ │**│*│ │ │ │

│ │**│*│ │ │ │

│ │**│*│ │ │ │

│ │**│*│ │ │ │

50%┤ │**│*│ │ │ 40% │

│ │**│*│ │ │ ───┐ │

│ │**│*│ │ │ / /│ │

│ │**│*│ │ │ ┌──┐ │ │

40%┤ │**│*│ │ │ │ │ │ │

│ │**│*│ │ │ │ │ │ │

│ │**│*│ │ │ │ │ │ 24% │

│ │**│*│ │ │ │ │ │ 24% ───┐ │

30%┤ │**│*│ │ │ │ │ │ ───┐/ /│ │

│ │**│*│ │ │ 20% │ │ │ /**/├──┐ │ │

│ │**│*│ │ │ ───┐ │ │ │ ┌──┐*│ │ │ │

│ │**│*│ │ │ 12% /**/│ │ │ │ │**│*│ │ │ │

20%┤ │**│*│ │ │ 12% ───┐ ┌──┐*│ 12%│ │ │ │**│*│ │ │ │

│ │**│*│ │ │ ───┐/ /│ │**│*│ 8% ───┤ │ │ │**│*│ │ │ │

│ │**│*│ │ │ /**/├──┐ │ │**│*│ ───┐ /**/│ │ │ │**│*│ │ │ │

│ │**│*│ │ ├───┬──┐*│ │ ├───┤**│*│/ /├───┬──┐*│ │ ├───┤**│*│ │ ├─────┘

10%┤ │**│*│ │ │ │**│*│ │ │ │**│*├──┐ │ │**│*│ │ │ │**│*│ │ │ /

│ │**│*│ │/ │**│*│ │/ │**│*│ │/ │**│*│ │/ │**│*│ │/ /мешает карьерному росту

│ │**│*└──┘ │**│*└──┘ │**│*└──┘ │**│*└──┘ │**│*└──┘ /

│ /│**│/ │**│/ │**│/ │**│/ │**│/ /

0%│/ └──┘ └──┘ └──┘ └──┘ └──┘ /определяет карьерный рост

┼──────────────┬────────────┬──────────────┬─────────────┬────────────

личность личное организация, отдел, в начальник

работника окружение в которой котором или

работника работает работает вышестоящие

сотрудник сотрудник лица

Рис. 3

Респондентам были также предложены закрытые вопросы, в качестве ответа на которые им необходимо было указать степень своего согласия с тем или иным утверждением, определяющим понятие "карьера". Для представления результатов мы ограничились только теми определениями карьеры, с которыми полностью согласны 50 и более процентов опрошенных.

Итак, карьера в понимании HR-менеджеров - это: повышение ответственности (76%) <1>, повышение заработной платы (68%), увеличение профессиональных обязанностей (60%), продвижение вверх по служебной лестнице (56%), личностное развитие (56%), движение вперед (56%), приобретение дополнительных знаний и навыков (52%), увеличение административных обязанностей (50%), повышение ценности работника (50%).

--------------------------------

<1> Процент отражает количество ответов "я полностью согласен" среди других возможных вариантов оценки утверждений.

Менеджеры по продажам понимают карьеру как: движение вперед (75%), продвижение вверх по служебной лестнице (70%), изменение служебной позиции, должности (65%), получение профессиональных перспектив (65%), повышение заработной платы (60%), личностное развитие (60%), приобретение дополнительных знаний и навыков (55%), расширение полномочий (увеличение власти) (50%), повышение ответственности (55%), движение вверх (50%), повышение ценности работника (45%).

Студенты не были столь категоричны в своих утверждениях, что обусловлено в первую очередь отсутствием опыта. Поэтому в их ответах было больше "в основном согласен", "скорее согласен, чем не согласен".

Однако и в мнениях студентов прослеживается та же тенденция в определении карьеры: продвижение вверх по служебной лестнице (55%), приобретение дополнительных знаний и навыков (50%), движение вперед (47%), движение вверх (47%), личностное развитие (43%), повышение ответственности (43%), изменение служебной позиции (должности) (42%), повышение ценности работника (30%).

Любопытно, что повышение ответственности в открытых вопросах отметили лишь 8% опрошенных HR-специалистов, 8,5% студентов, а менеджеры по продажам вовсе не предусматривали эту дефиницию. В итоге увеличение ответственности занимает первое место в определении карьеры у HR-менеджеров (76%), также 55% менеджеров по продажам и 43% студентов отметили это определение. Та же тенденция наблюдается и с оценкой связи карьеры с повышением дохода. В открытых вопросах повышение заработной платы отметили 8% HR-специалистов и 20% менеджеров по продажам, а в закрытых вопросах этот фактор набрал 68% и 60% соответственно.

Таким образом, карьера - это движение вперед, продвижение по карьерной лестнице, сопровождаемое увеличением профессиональных обязанностей, расширением полномочий, ростом ответственности и увеличением дохода, ведущее к повышению ценности работника как внутри конкретной организации, так и на рынке труда в целом.

Библиография

1. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2009. 638 с.

Е. Костромина

К. ф. н.,

преподаватель

Подмосковного филиала

Российской академии

предпринимательства

Подписано в печать

05.12.2010

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий