"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2011, N 1
СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ КАРЬЕРЫ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
С чем связана карьера, от каких факторов зависит? Что можно считать карьерой, а что нет? К чему ведет стремление к карьерному росту? Какие организации предоставляют возможность продвижения? Все ли люди стремятся к нему? На эти и другие вопросы, связанные с карьерой, ищут ответы современные практики и теоретики менеджмента. Статья посвящена анализу результатов исследования, которое было проведено в рамках международного проекта "Понимание карьеры".
Управление деловой карьерой является важной составляющей системы управления персоналом современной организации и регулируется ее потребностями и стремлением работника к карьерному росту.
Большое внимание проблемам карьеры уделяется в современных периодических изданиях, посвященных вопросам управления человеческими ресурсами. Интерес к карьере не случаен, потому что карьера - это достаточно сильный мотивирующий фактор, так как большинство молодых талантливых сотрудников покидают те или иные организации не столько из-за недостаточного уровня оплаты труда, сколько из-за невозможности быстрого карьерного роста.
В специальной и учебной литературе деловая карьера понимается по-разному. Наиболее часто встречающееся определение понятия связано с продвижением: "деловая карьера - поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения" [1, с. 427 - 428].
Также карьера может пониматься более широко, как жизненный и трудовой путь человека: карьера менеджера, карьера спортсмена, карьера учителя и т. п.
В рамках работы над проблемами карьеры Российской академией предпринимательства было проведено исследование "Понимание карьеры в России", в котором приняли участие более 400 человек, работающих в таких отраслях, как медицина, торговля, производство, образование. Цель данного исследования - выяснить, каким образом понимается карьера работниками разных отраслей, стоящими на различных ступеньках иерархической лестницы, а также студентами, которым еще только предстоит разбираться в сложных трудовых взаимоотношениях, строить свою профессиональную карьеру.
В данной статье мы представим результаты анализа понимания карьеры специалистами в области человеческих ресурсов и в области продаж, а также студентами дневного отделения.
Карьера - это...
Большинство HR-менеджеров понимают карьеру как повышение в должности, продвижение по служебной лестнице (60%), как профессиональный рост карьеру понимают 32%, видят зависимость карьеры от постоянного обучения и развития 30% респондентов. Специалисты в области управления персоналом связывают повышение в должности с профессиональным развитием, которое не может быть без перманентного обучения. Всего лишь одна пятая часть опрошенных HR-менеджеров делают акцент на связи карьеры с повышением социального статуса и благосостояния человека (табл. 1).
Таблица 1
"Собственные" определения карьеры HR-менеджерами
N |
Определения карьеры |
% ответов |
1 |
Повышение в должности, продвижение по служебной лестнице |
60 |
2 |
Профессиональный рост |
32 |
3 |
Постоянное обучение и развитие |
30 |
4 |
Социальный статус, благосостояние |
20 |
5 |
Повышение зарплаты |
8 |
6 |
Увеличение ответственности и обязанностей |
8 |
7 |
Увеличение возможностей |
8 |
8 |
Процесс самоутверждения |
8 |
9 |
Признание успехов в работе руководством предприятия |
4 |
В качестве небольшого сравнения приведем определения карьеры, данные медицинскими работниками. На первое место в понимании они выдвигают развитие в профессиональной сфере, на второе - повышение благосостояния вследствие продвижения по службе, а также увеличение обязанностей. Уточним, что медицина - это в основном бюджетная сфера, за исключением фармацевтики. Поэтому можно сделать вывод, что в бюджетных организациях затруднен должностной рост, однако имеет большие перспективы рост профессиональный.
В более "молодых" для России отраслях - продажах - наблюдается такое же понимание карьеры, какое продемонстрировали HR-специалисты. Для специалистов по продажам карьера - это в первую очередь продвижение вверх по должностной лестнице, повышение в должности, успешное продвижение по службе (55%), а во вторую - профессиональный рост (40%), 20% респондентов этой группы отметили, что карьера - это повышение уровня доходов (табл. 2).
Таблица 2
"Собственные" определения карьеры менеджерами по продажам
N |
Определения карьеры |
% ответов |
1 |
Продвижение вверх по должностной лестнице, повышение в |
55 |
2 |
Профессиональный рост |
40 |
3 |
Повышение уровня доходов |
20 |
4 |
Достижение успехов в работе |
10 |
5 |
Развитие |
10 |
6 |
Лидерство |
5 |
7 |
Движение вперед |
5 |
8 |
Завоевание авторитета |
5 |
9 |
Повышение социального статуса |
5 |
Особенность следующей группы респондентов - студентов дневного отделения - в том, что они в настоящее время учатся и знают о карьере лишь "в теории", которая сформировала в их сознании образ их будущей деятельности и возможностей карьерного роста.
Студентами, обучающимися на последних курсах и планирующих свою трудовую деятельность, были даны более развернутые ответы. Это обусловлено тем, что на данном этапе своей жизни они формализуют субъективное представление о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения своей трудовой деятельностью. Для этой категории опрашиваемых карьера представляется не только как продвижение и профессиональный рост, но и возможность повышения социального статуса, где особую роль играет признание заслуг и достижений человека окружающими его людьми (табл. 3).
Таблица 3
"Собственные" определения карьеры
студентами дневного отделения
N |
Определения карьеры |
% ответов |
1 |
Продвижение вверх по служебной лестнице, рост |
100 |
2 |
Личностный и профессиональный рост, развитие |
30 |
3 |
Повышение социального статуса, признание окружающими |
30 |
4 |
Достижение материального благополучия, увеличение дохода |
21 |
5 |
Приобретение новых знаний и навыков, повышение уровня |
17 |
6 |
Личностная самореализация |
8,5 |
7 |
Рост ответственности |
8,5 |
8 |
Расширение полномочий |
8,5 |
9 |
Движение вперед на пути достижения поставленной цели |
4,2 |
10 |
Увеличение профессиональных обязанностей |
4,2 |
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что сегодня в целом карьера понимается как: движение вверх по служебной лестнице; профессиональный рост; повышение социального статуса; достижение материального благополучия.
Следующим этапом исследования было выявление понимания карьеры в современных российских организациях.
В ответах на вопросы, связанных с пониманием карьеры в той организации, где работают HR-менеджеры, наблюдается явное смещение понимания карьеры в сторону продвижения по служебной лестнице и повышения в должности (80% организаций). Следует отметить тот факт, что из ответов совсем исчезли такие определения карьеры, как "увеличение возможностей работника", "процесс самоутверждения", "признание успехов в работе руководством предприятия". В связи с этим можно сделать вывод о том, что HR-специалисты понимают карьеру более глубоко, чем большинство их сотрудников или руководители.
Однако следует оговориться, что то или иное понимание какого-либо социального явления формируется под воздействием не только внутренних, но даже в большей степени внешних факторов. Поэтому работа в конкретной организации накладывает отпечаток на восприятие карьеры, в связи с этим нельзя ожидать того, что собственное понимание карьеры и понимание карьеры в организации будут значительно различаться (табл. 4).
Таблица 4
Понимание карьеры в организации (ответы HR-менеджеров)
N |
Определения карьеры |
% ответов |
1 |
Повышение в должности, продвижение по служебной лестнице |
80 |
2 |
Профессиональный рост |
16 |
3 |
Постоянное обучение и развитие |
12 |
4 |
Социальный статус, благосостояние |
12 |
5 |
Увеличение доходов |
8 |
Менеджеры по продажам не столь единодушны в ответах, как HR-менеджеры. Здесь мы наблюдаем довольно равномерное распределение между первыми тремя позициями: повышение (продвижение) в должности, профессиональный рост и увеличение дохода (табл. 5).
Таблица 5
Понимание карьеры в организации
(ответы менеджеров по продажам)
N |
Определения карьеры |
% ответов |
1 |
Повышение в должности, продвижение по службе |
35 |
2 |
Профессиональный рост |
30 |
3 |
Увеличение дохода, повышение заработной платы |
30 |
4 |
Новое положение, новые обязанности |
15 |
5 |
Повышение компетенций сотрудников |
10 |
6 |
Постоянное обучение и развитие |
10 |
7 |
Успех |
10 |
8 |
Лидерство |
5 |
9 |
Увеличение обязанностей |
5 |
Специфика труда специалистов по продажам и их личные особенности таковы, что возможность увеличения дохода является одним из главных мотивирующих факторов для построения карьеры.
Таким образом, в российских компаниях под карьерой понимают: профессиональный рост; повышение в должности; постоянное развитие; повышение дохода; повышение социального статуса.
Для уточнения понятия "карьера" респондентам было предложено привести ассоциации, синонимы, определения карьеры, которые употребляются в их организации. Для студентов данный вопрос звучал несколько иначе, поскольку они еще не имеют постоянной работы.
Здесь наблюдается та же тенденция: в качестве определений карьеры HR-менеджеры называют "рост" (58%), "повышение" (36%), "продвижение" (29%), 16% опрошенных поставили бы рядом со словом "карьера" слово "перспектива"; с материальным доходом карьера ассоциируется лишь у 8% (табл. 6).
Таблица 6
Синонимичные понятия (ответы HR-менеджеров)
N |
Определения карьеры, синонимы, ассоциации |
% ответов |
1 |
Рост (служебный, профессиональный, личностный) |
58 |
2 |
Повышение |
36 |
3 |
Продвижение |
29 |
4 |
Перспектива |
16 |
5 |
Успех |
8 |
6 |
Материальный доход |
8 |
7 |
Статус |
4 |
8 |
Власть |
4 |
9 |
Руководящая должность |
4 |
10 |
Развитие |
4 |
11 |
Назначение |
4 |
12 |
Выдвижение лучших |
4 |
13 |
Служебная лестница |
4 |
14 |
Перемена |
4 |
15 |
Подъем |
4 |
В ином процентном отношении распределились ассоциации у специалистов по продажам. Мы не наблюдаем опять резких различий, в частотности, употребления тех или иных понятий. Исходя из анализа анкет, можно даже выделить 3 группы менеджеров по продажам, которые демонстрируют разное понимание карьеры. По-видимому, в зависимости от корпоративной культуры тех организаций, в которых заняты специалисты, наблюдаются столь различные отношение к карьере и ее понимание. Тем не менее, на первом месте по частотности стоит "рост" (40%), "успех" отмечают 30% респондентов этой группы, в то время как об "успехе" "вспомнили" лишь 8% HR-менеджеров, и в подтверждении наших предыдущих обобщений, с материальным благополучием карьера ассоциируется у 25% специалистов по продажам (табл. 7).
Таблица 7
Синонимичные понятия (ответы менеджеров по продажам)
N |
Определения карьеры, синонимы, ассоциации |
% ответов |
1 |
Рост |
40 |
2 |
Успех |
30 |
3 |
Бонусы, деньги, премии |
25 |
4 |
Продвижение |
20 |
5 |
Лидерство |
15 |
6 |
Повышение |
15 |
7 |
Прогресс |
15 |
8 |
Восхождение |
10 |
9 |
Достижение |
10 |
10 |
Профессионализм, профессиональный успех |
10 |
11 |
Развитие |
10 |
12 |
Движение |
5 |
13 |
Служебная лестница |
5 |
В целом можно сказать, что карьера ассоциируется с ростом, движением вверх, восхождением по служебной лестнице.
Студенты, как это уже сложилось, более многословны, но и в их мнении наблюдается такое же единство, как и у специалистов по управлению человеческими ресурсами. Эта группа респондентов весьма привлекательна тем, что в силу своей юности, неискушенности дает более искренние ответы. В отличие от первых двух категорий респондентов, студенты видят в карьере мотивацию к развитию, самореализацию, представляют более широкие дефиниции этого понятия (табл. 8).
Таблица 8
Синонимичные понятия (ответы студентов)
N |
Определения карьеры, синонимы, ассоциации |
% ответов |
1 |
Продвижение по службе |
60 |
2 |
Рост |
57 |
3 |
Успех |
29 |
4 |
Развитие |
23 |
5 |
Зарплата |
14 |
6 |
Мотив |
14 |
7 |
Перспектива |
14 |
8 |
Повышение |
14 |
9 |
Взлет |
7 |
10 |
Влияние |
7 |
11 |
Возможность |
7 |
12 |
Достаток |
7 |
13 |
Лестница |
7 |
14 |
Новые полномочия |
7 |
15 |
Опыт |
7 |
16 |
Престиж |
7 |
17 |
Профессионализм |
7 |
18 |
Самореализация |
7 |
19 |
Связи в определенных кругах |
7 |
20 |
Совершенствование |
7 |
21 |
Служебная лестница |
7 |
22 |
Статус |
7 |
23 |
Стремление |
7 |
Итак, исходя из анализа представленных определений, делаем вывод, что карьера - это продвижение, профессиональный и служебный рост, ведущий к успеху и материальному благополучию и сопряженный с увеличением ответственности.
Таким образом, карьерный рост можно понимать как расширение ответственности и полномочий работника при переходе с одного уровня на другой. При благоприятном стечении обстоятельств и целенаправленном развитии этот рост является вертикальным, это подъем по служебной лестнице вверх в рамках одной или разных компаний. Чем выше человек поднимается по карьерной лестнице, тем более широкими знаниями он должен обладать.
С расширением знаний, умений и навыков связано и профессиональное развитие человека. Однако, на наш взгляд, нельзя ставить знак равенства между карьерой и профессиональным развитием, поскольку последнее может осуществляться в рамках одной должности на протяжении всей трудовой жизни.
Какими качествами должен обладать карьерист
Для того чтобы, с одной стороны, выяснить отношение к людям, стремящимся к карьерному росту, с другой - подтвердить существующее мнение о том, что "карьерист" должен обладать лидерскими качествами и высокими амбициями, мы попросили наших респондентов "нарисовать портрет карьериста".
Какой же он, человек, делающий карьеру? В первую очередь, это высокий профессионал в своей области (40%), во-вторых, целеустремленный (29%), и, в-третьих, это человек, умеющий налаживать коммуникации (25%) (табл. 9). Наличие опыта отметили лишь 12% опрошенных HR-специалистов, что позволяет сделать вывод о том, что респонденты не связывают профессионализм с опытом, допуская, что высокопрофессиональным может быть и молодой сотрудник.
Таблица 9
Качества "карьериста" (ответы HR-менеджеров)
N |
Качества |
% ответов |
1 |
Высокопрофессиональный |
40 |
2 |
Целеустремленный |
29 |
3 |
Коммуникабельный |
25 |
4 |
Постоянно повышающий квалификацию, обучающийся |
16 |
5 |
Опытный |
12 |
6 |
Работоспособный, трудолюбивый |
12 |
7 |
Высокообразованный специалист |
12 |
8 |
Энергичный |
12 |
9 |
Инициативный |
12 |
10 |
Лидер |
8 |
11 |
Высокоинтеллектуальный |
8 |
12 |
Дисциплинированный |
8 |
13 |
Уверенный в себе |
8 |
14 |
Лояльный к компании |
8 |
15 |
Ответственный |
8 |
16 |
Напористый |
8 |
17 |
Дальновидный |
4 |
18 |
Деловой |
4 |
19 |
Заинтересованный в своем деле |
4 |
20 |
Результативный сотрудник |
4 |
21 |
Неординарный |
4 |
22 |
Харизматичный |
4 |
23 |
Требовательный к себе и окружающим |
4 |
24 |
Терпеливый |
4 |
25 |
Долгое время работающий в данной организации |
4 |
26 |
Талантливый |
4 |
27 |
Высокомерный, тщеславный |
4 |
28 |
Неконфликтный |
4 |
Поскольку, отвечая на вопросы, люди "видели" перед собой того человека, который делает или сделал карьеру, то в характеристиках "карьериста" появились и отрицательные черты, например высокомерие и тщеславие. Это говорит о том, что испытание "медными трубами" остается и по сей день одним из самых сложных для человека.
В среде продаж карьеру делает человек, в первую очередь, целеустремленный (40%), отмечается даже такое качество, как настойчивость (25%), однако и эта категория респондентов признает, что карьерист - это еще и профессионал в своем деле (35%). Специалисты по продажам отмечают и такие черты личности, как честолюбие, хитрость и расчетливость (табл. 10).
Таблица 10
Качества "карьериста" (ответы менеджеров по продажам)
N |
Качества |
% ответов |
1 |
Целеустремленный |
40 |
2 |
Профессиональный, компетентный |
35 |
3 |
Настойчивый |
25 |
4 |
Трудолюбивый |
20 |
5 |
Ответственный |
15 |
6 |
Уверенный в себе |
15 |
7 |
Амбициозный |
10 |
8 |
Коммуникабельный |
10 |
9 |
Лидер |
10 |
10 |
Честолюбивый |
10 |
11 |
Активный |
5 |
12 |
Высокоинтеллектуальный |
5 |
13 |
Инициативный |
5 |
14 |
Исполнительный |
5 |
15 |
Карьерист |
5 |
16 |
Мудрый |
5 |
17 |
Оптимистичный |
5 |
18 |
Постоянно работает над собой, повышая образовательный и |
5 |
19 |
Пунктуальный |
5 |
20 |
Расчетливый |
5 |
21 |
Стрессоустойчивый |
5 |
22 |
Успешный |
5 |
23 |
Хитрый |
5 |
Следует отметить, что многие из респондентов-руководителей описывали себя, свои качества, в связи с этим отрицательные черты получили столь невысокий процент, потому что человеку трудно признавать свои недостатки.
Итак, человек, делающий карьеру, - это высокопрофессиональный, целеустремленный, амбициозный, трудолюбивый работник, уверенный в себе, проявляющий инициативу и не боящийся ответственности.
Если в описании человека, делающего карьеру, присутствуют отрицательные черты характера, то в идеальной модели "карьериста" их нет. HR-менеджеры, описывая требования к сотруднику, претендующему на карьерный рост, на первое место, наряду с профессионализмом, ставили такое качество, как ответственность (32%), на второе - образование (образованность) (28%), а вот целеустремленность - только на четвертое, вместе с опытом работы (24%). Также важными чертами, по мнению респондентов, являются требовательность к себе и окружающим, дисциплинированность, стрессоустойчивость и самокритичность (табл. 11).
Таблица 11
Требования к работнику, претендующему на карьерный рост
(ответы HR-специалистов)
N |
Качества |
% ответов |
1 |
Ответственность |
32 |
2 |
Профессионализм |
32 |
3 |
Образование (хорошее, высшее, современное) |
28 |
4 |
Коммуникабельность |
20 |
5 |
Желание и способность к обучению и самообразованию |
20 |
6 |
Опыт работы |
12 |
7 |
Целеустремленность |
12 |
8 |
Работоспособность |
12 |
9 |
Неординарность, талантливость |
12 |
10 |
Лидер |
8 |
11 |
Требовательность к себе и окружающим |
8 |
12 |
Инициативность |
8 |
13 |
Физическая выносливость, готовность к повышенным |
8 |
14 |
Дисциплинированность |
8 |
15 |
Самоорганизованность |
4 |
16 |
Энергичность |
4 |
17 |
Исполнительность |
4 |
18 |
Способность приносить компании прибыль |
4 |
19 |
Уверенность в своих действиях |
4 |
20 |
Волевой характер |
4 |
21 |
Нацеленность на результат |
4 |
22 |
Преданность своей работе и организации |
4 |
23 |
Самокритичность |
4 |
Специалисты по продажам так же, как и первая группа респондентов, ставят на первый план "ответственность". Это качество, помимо определенного отношения к выполняемой работе, включает и признание интересов организации, и то, что цели организации имеют преимущество перед личными целями работника. Большое значение менеджеры по продажам придают активности работника, его инициативности (25%, для сравнения - у HR-менеджеров это качество отметили лишь 8% респондентов), целеустремленности (20%), в то время как профессионализм занимает лишь 6 позицию в рейтинге (15%). Менеджеры по продажам считают, что человек, стремящийся к карьерному росту, должен обладать не только лидерскими качествами, но и быть честным, дисциплинированным, трудолюбивым и смотреть на все с оптимизмом (табл. 12).
Таблица 12
Требования к работнику, претендующему на карьерный рост
(ответы менеджеров по продажам)
N |
Качества |
% ответов |
1 |
Ответственность |
35 |
2 |
Инициативность |
25 |
3 |
Обладание глубокими знаниями |
20 |
4 |
Лидерские качества |
20 |
5 |
Целеустремленность |
20 |
6 |
Профессионализм |
15 |
7 |
Дисциплинированность |
10 |
8 |
Результативность |
10 |
9 |
Настойчивость |
10 |
10 |
Находчивость |
10 |
11 |
Открытость, коммуникабельность, умение работать в команде |
10 |
12 |
Пунктуальность |
10 |
13 |
Высокая работоспособность |
10 |
14 |
Трудолюбие |
10 |
15 |
Амбициозность |
5 |
16 |
Способность к обучению и развитию |
5 |
17 |
Оптимистичность |
5 |
18 |
Опытность |
5 |
19 |
Стрессоустойчивость |
5 |
20 |
Креативность |
5 |
21 |
Уверенность |
5 |
22 |
Честность |
5 |
23 |
Честолюбие |
5 |
При анализе анкет студентов выяснилось, что коммуникабельность, способность находить подход к разным людям являются важнейшими требованиями, отвечать которым должен человек, стремящийся к карьерному росту (62%). Способность и желание постоянно обучаться и развиваться и целеустремленность - качества, отмеченные респондентами всех групп, однако только в ответах этой группы они наиболее часты (46%). Ответственность и трудолюбие также отметили более 30% отвечающих. Студенты акцентируют внимание на том, что тот, кто планирует строить карьеру, должен быть "мастером своего дела", т. е. профессионалом, обладать нестандартным мышлением и живым умом. Также респонденты отмечают, что умение рисковать - это не последнее качество высокопотенциального работника (табл. 13).
Таблица 13
Требования к работнику, претендующему на карьерный рост
(ответы студентов)
N |
Качества |
% ответов |
1 |
Коммуникабельность |
62 |
2 |
Способность к обучению и развитию |
46 |
3 |
Целеустремленность |
46 |
4 |
Ответственность |
38 |
5 |
Трудолюбие |
30 |
6 |
Энергичность |
22 |
7 |
Мастер своего дела |
14 |
8 |
Нестандартное мышление |
14 |
9 |
Профессионализм |
14 |
10 |
Пунктуальность |
14 |
11 |
Пытливый, живой ум |
14 |
12 |
Стрессоустойчивость |
14 |
13 |
Умение применять знания на практике |
14 |
14 |
Умение рисковать |
14 |
15 |
Усердность |
14 |
16 |
Харизматичность |
14 |
17 |
Инициативность |
7 |
Таким образом, человек, претендующий на карьерный рост, должен отвечать следующим требованиям: быть ответственным; быть профессиональным; быть целеустремленным; уметь общаться и работать в команде; иметь способность и желание постоянно учиться и развиваться; быть трудолюбивым и работоспособным; быть энергичным и инициативным; обладать настойчивостью и умением доводить дело до желаемого результата; быть умным и талантливым; быть стрессоустойчивым и выносливым; быть дисциплинированным и организованным.
От чего зависит карьера
Какие же факторы в большей степени влияют на карьерный рост человека: его сильные и слабые стороны или его окружение?
92% опрошенных HR-менеджеров считают, что карьерный рост зависит исключительно от личности человека, от его деловых и личностных качеств. Зависимость карьеры от вышестоящих лиц усматривают 24% респондентов. В качестве причин, мешающих карьерному росту, 40% HR-специалистов отметили отдел, в котором работает человек. Но основная причина, естественно, также заключается в самом человеке, в особенностях его характера, профессиональных качествах (рис. 1).
Факторы, влияющие на карьерный рост (мнение HR-менеджеров)
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
/│ │
/ │ │
/ │ │
/ │ │
/ │ │
/ │ │
100%┤ 92% │
│ ───┐ │
│ /**/│ │
│ ┌──┐*│ │
90%┤ │**│*│ │
│ │**│*│ │
│ │**│*│ │
│ │**│*│ │
80%┤ │**│*│ │
│ │**│*│ │
│ │**│*│ 68% │
│ │**│*│ ───┐ │
70%┤ │**│*│/ /│ │
│ │**│*├──┐ │ │
│ │**│*│ │ │ │
│ │**│*│ │ │ │
60%┤ │**│*│ │ │ │
│ │**│*│ │ │ │
│ │**│*│ │ │ │
│ │**│*│ │ │ │
50%┤ │**│*│ │ │ 40% │
│ │**│*│ │ │ ───┐ │
│ │**│*│ │ │ / /│ │
│ │**│*│ │ │ ┌──┐ │ │
40%┤ │**│*│ │ │ │ │ │ │
│ │**│*│ │ │ │ │ │ │
│ │**│*│ │ │ │ │ │ 24% │
│ │**│*│ │ │ │ │ │ 24% ───┐ │
30%┤ │**│*│ │ │ │ │ │ ───┐/ /│ │
│ │**│*│ │ │ 20% │ │ │ /**/├──┐ │ │
│ │**│*│ │ │ ───┐ │ │ │ ┌──┐*│ │ │ │
│ │**│*│ │ │ 12% /**/│ │ │ │ │**│*│ │ │ │
20%┤ │**│*│ │ │ 12% ───┐ ┌──┐*│ 12%│ │ │ │**│*│ │ │ │
│ │**│*│ │ │ ───┐/ /│ │**│*│ 8% ───┤ │ │ │**│*│ │ │ │
│ │**│*│ │ │ /**/├──┐ │ │**│*│ ───┐ /**/│ │ │ │**│*│ │ │ │
│ │**│*│ │ ├───┬──┐*│ │ ├───┤**│*│/ /├───┬──┐*│ │ ├───┤**│*│ │ ├─────┘
10%┤ │**│*│ │ │ │**│*│ │ │ │**│*├──┐ │ │**│*│ │ │ │**│*│ │ │ /
│ │**│*│ │/ │**│*│ │/ │**│*│ │/ │**│*│ │/ │**│*│ │/ /мешает карьерному росту
│ │**│*└──┘ │**│*└──┘ │**│*└──┘ │**│*└──┘ │**│*└──┘ /
│ /│**│/ │**│/ │**│/ │**│/ │**│/ /
0%│/ └──┘ └──┘ └──┘ └──┘ └──┘ /определяет карьерный рост
┼──────────────┬─────────────┬──────────────┬────────────┬────────────
личность личное организация, отдел, в начальник
работника окружение в которой котором или
работника работает работает вышестоящие
сотрудник сотрудник лица
Рис. 1
Таким же образом распределились ответы и менеджеров по продажам: 84% считают, что личностные качества работника помогают ему построить карьеру, также немалое значение в этом процессе имеет и организация, в которой трудится человек (37%), а 26% респондентов этой группы не исключают и роль руководителя.
Почти половина опрошенных менеджеров по продажам считают, что карьере могут помешать начальник (42%), а также личность работника (32%) и его окружение (26%) (рис. 2).
Факторы, влияющие на карьерный рост
(мнение специалистов по продажам)
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
/│ │
/ │ │
/ │ │
/ │ │
/ │ │
/ │84% │
90%┤ ─┴─┐ │
│ /**/│ │
│ ┌──┐*│ │
│ │**│*│ │
80%┤ │**│*│ │
│ │**│*│ │
│ │**│*│ │
│ │**│*│ │
70%┤ │**│*│ │
│ │**│*│ │
│ │**│*│ │
│ │**│*│ │
60%┤ │**│*│ │
│ │**│*│ │
│ │**│*│ │
│ │**│*│ 42% │
50%┤ │**│*│ ───┐ │
│ │**│*│ / /│ │
│ │**│*│ 37% ┌──┐ │ │
│ │**│*│ 32% ───┐ │ │ │ │
40%┤ │**│*│ ───┐ /**/│ │ │ │ │
│ │**│*│/ /│ ┌──┐*│ │ │ │ │
│ │**│*├──┐ │ 26% │**│*│ │ │ │ │
│ │**│*│ │ │ ───┐ │**│*│ 26%│ │ │ │
30%┤ │**│*│ │ │ / /│ │**│*│ ───┤ │ │ │
│ │**│*│ │ │ ┌──┐ │ │**│*│ 16% /**/│ │ │ │
│ │**│*│ │ │ │ │ │ │**│*│ ───┐ ┌──┐*│ │ │ │
│ │**│*│ │ │ 16%│ │ │ │**│*│ / /│ │**│*│ │ │ │
20%┤ │**│*│ │ │ ───┤ │ │ │**│*│ ┌──┐ │ │**│*│ │ │ │
│ │**│*│ │ │ /**/│ │ │ │**│*│ 5% │ │ │ │**│*│ │ │ │
│ │**│*│ │ │ ┌──┐*│ │ │ │**│*│ ───┐ │ │ │ │**│*│ │ │ │
│ │**│*│ │ ├───┤**│*│ │ ├───┤**│*├/ /├──────5%┤ │ ├───┤**│*│ │ ├─────┘
10%┤ │**│*│ │ │ │**│*│ │ │ │**│*├──┐ │ ───│ │ │ │**│*│ │ │ /
│ │**│*│ │/ │**│*│ │/ │**│*│ │/ /**/│ │/ │**│*│ │/ /мешает карьерному росту
│ │**│*└──┘ │**│*└──┘ │**│*└──┘ ┌──┐*└──┘ │**│*└──┘ /
│ /│**│/ │**│/ │**│/ │**│/ │**│/ /
0%│/ └──┘ └──┘ └──┘ └──┘ └──┘ /определяет карьерный рост
┼──────────────┬─────────────┬──────────────┬────────────┬────────────
личность личное организация, отдел, в начальник
работника окружение в которой котором или
работника работает работает вышестоящие
сотрудник сотрудник лица
Рис. 2
Студенты также предполагают, что личность работника в большей степени определяет возможность карьерного роста (86%), больше положительно, нежели отрицательно, на карьеру влияет организация (рис. 3). Руководитель, по мнению студентов, может помешать карьерному росту - так считают 78% респондентов, еще 50% респондентов не исключают и проблем, связанных с характером работника, его личностными качествами (50%) (рис. 3).
Факторы, влияющие на карьерный рост (мнение студентов)
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
/│ │
/ │ │
/ │ │
/ │ │
/ │ │
/ │ │
100%┤ 92% │
│ ───┐ │
│ /**/│ │
│ ┌──┐*│ │
90%┤ │**│*│ │
│ │**│*│ │
│ │**│*│ │
│ │**│*│ │
80%┤ │**│*│ │
│ │**│*│ │
│ │**│*│ 68% │
│ │**│*│ ───┐ │
70%┤ │**│*│/ /│ │
│ │**│*├──┐ │ │
│ │**│*│ │ │ │
│ │**│*│ │ │ │
60%┤ │**│*│ │ │ │
│ │**│*│ │ │ │
│ │**│*│ │ │ │
│ │**│*│ │ │ │
50%┤ │**│*│ │ │ 40% │
│ │**│*│ │ │ ───┐ │
│ │**│*│ │ │ / /│ │
│ │**│*│ │ │ ┌──┐ │ │
40%┤ │**│*│ │ │ │ │ │ │
│ │**│*│ │ │ │ │ │ │
│ │**│*│ │ │ │ │ │ 24% │
│ │**│*│ │ │ │ │ │ 24% ───┐ │
30%┤ │**│*│ │ │ │ │ │ ───┐/ /│ │
│ │**│*│ │ │ 20% │ │ │ /**/├──┐ │ │
│ │**│*│ │ │ ───┐ │ │ │ ┌──┐*│ │ │ │
│ │**│*│ │ │ 12% /**/│ │ │ │ │**│*│ │ │ │
20%┤ │**│*│ │ │ 12% ───┐ ┌──┐*│ 12%│ │ │ │**│*│ │ │ │
│ │**│*│ │ │ ───┐/ /│ │**│*│ 8% ───┤ │ │ │**│*│ │ │ │
│ │**│*│ │ │ /**/├──┐ │ │**│*│ ───┐ /**/│ │ │ │**│*│ │ │ │
│ │**│*│ │ ├───┬──┐*│ │ ├───┤**│*│/ /├───┬──┐*│ │ ├───┤**│*│ │ ├─────┘
10%┤ │**│*│ │ │ │**│*│ │ │ │**│*├──┐ │ │**│*│ │ │ │**│*│ │ │ /
│ │**│*│ │/ │**│*│ │/ │**│*│ │/ │**│*│ │/ │**│*│ │/ /мешает карьерному росту
│ │**│*└──┘ │**│*└──┘ │**│*└──┘ │**│*└──┘ │**│*└──┘ /
│ /│**│/ │**│/ │**│/ │**│/ │**│/ /
0%│/ └──┘ └──┘ └──┘ └──┘ └──┘ /определяет карьерный рост
┼──────────────┬────────────┬──────────────┬─────────────┬────────────
личность личное организация, отдел, в начальник
работника окружение в которой котором или
работника работает работает вышестоящие
сотрудник сотрудник лица
Рис. 3
Респондентам были также предложены закрытые вопросы, в качестве ответа на которые им необходимо было указать степень своего согласия с тем или иным утверждением, определяющим понятие "карьера". Для представления результатов мы ограничились только теми определениями карьеры, с которыми полностью согласны 50 и более процентов опрошенных.
Итак, карьера в понимании HR-менеджеров - это: повышение ответственности (76%) <1>, повышение заработной платы (68%), увеличение профессиональных обязанностей (60%), продвижение вверх по служебной лестнице (56%), личностное развитие (56%), движение вперед (56%), приобретение дополнительных знаний и навыков (52%), увеличение административных обязанностей (50%), повышение ценности работника (50%).
--------------------------------
<1> Процент отражает количество ответов "я полностью согласен" среди других возможных вариантов оценки утверждений.
Менеджеры по продажам понимают карьеру как: движение вперед (75%), продвижение вверх по служебной лестнице (70%), изменение служебной позиции, должности (65%), получение профессиональных перспектив (65%), повышение заработной платы (60%), личностное развитие (60%), приобретение дополнительных знаний и навыков (55%), расширение полномочий (увеличение власти) (50%), повышение ответственности (55%), движение вверх (50%), повышение ценности работника (45%).
Студенты не были столь категоричны в своих утверждениях, что обусловлено в первую очередь отсутствием опыта. Поэтому в их ответах было больше "в основном согласен", "скорее согласен, чем не согласен".
Однако и в мнениях студентов прослеживается та же тенденция в определении карьеры: продвижение вверх по служебной лестнице (55%), приобретение дополнительных знаний и навыков (50%), движение вперед (47%), движение вверх (47%), личностное развитие (43%), повышение ответственности (43%), изменение служебной позиции (должности) (42%), повышение ценности работника (30%).
Любопытно, что повышение ответственности в открытых вопросах отметили лишь 8% опрошенных HR-специалистов, 8,5% студентов, а менеджеры по продажам вовсе не предусматривали эту дефиницию. В итоге увеличение ответственности занимает первое место в определении карьеры у HR-менеджеров (76%), также 55% менеджеров по продажам и 43% студентов отметили это определение. Та же тенденция наблюдается и с оценкой связи карьеры с повышением дохода. В открытых вопросах повышение заработной платы отметили 8% HR-специалистов и 20% менеджеров по продажам, а в закрытых вопросах этот фактор набрал 68% и 60% соответственно.
Таким образом, карьера - это движение вперед, продвижение по карьерной лестнице, сопровождаемое увеличением профессиональных обязанностей, расширением полномочий, ростом ответственности и увеличением дохода, ведущее к повышению ценности работника как внутри конкретной организации, так и на рынке труда в целом.
Библиография
1. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2009. 638 с.
Е. Костромина
К. ф. н.,
преподаватель
Подмосковного филиала
Российской академии
предпринимательства
Подписано в печать
05.12.2010
Поделиться