"Кадровик. ру", 2013, N 11
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДОСМОТРЫ РАБОТНИКОВ
Понятие медицинского осмотра (обследования) пришло вслед за понятием "медицинское освидетельствование" в 2006 г. (соответствующие изменения в Трудовой кодекс РФ внесены Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ), но его содержание при этом не утратило смысла. Действующее российское законодательство не дает определения медицинского осмотра или освидетельствования, но этимология данного словосочетания, а также назначение рассматриваемого мероприятия позволяют выявить его смысл: медицинский осмотр представляет собой исследование здоровья человека профессиональным медицинским работником. Термин "освидетельствование" предполагает профессиональное, экспертное подтверждение выводов о состоянии здоровья осматриваемого, определенное закрепление результата осмотра, т. е. выдачу соответствующего свидетельства.
Термин "медицинское освидетельствование" наиболее емко сформулирован в ст. 65 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Углубленные медицинские осмотры - периодические медицинские осмотры с расширенным перечнем участвующих в них врачей-специалистов и применяемых методов обследования. Диспансеризация - это комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей, и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством РФ. Также законодательство РФ устанавливает случаи, когда прохождение и проведение медосмотра, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными (ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Что касается периодического медицинского осмотра, то он проводится, чтобы контролировать состояние здоровья сотрудников, выявлять профессиональные заболевания, способствовать профилактическим и реабилитационным мероприятиям, предупреждать несчастные случаи на производстве. Регулярные медосмотры проводятся на протяжении всего периода работы сотрудника у работодателя через конкретные временные промежутки. Периодичность их проведения зависит от типов вредных и (или) опасных производственных факторов, которые влияют на работника, от вида выполняемых им работ. Одна из разновидностей периодического медицинского осмотра - предсменный/предрейсовый/предполетный медосмотр, который проводится перед началом рабочего дня (смены, рейса) сотрудника, непосредственно управляющего транспортным средством, в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Данный вид медосмотра проводится, чтобы выявить сотрудников, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению транспортным средством исходя из соображений безопасности движения и охраны здоровья водителя и пассажиров. Для проведения такого медосмотра медицинский работник должен пройти обучение, получить сертификат, а медицинской организации нужно иметь соответствующую лицензию (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11.03.2013 N 121н). Время, в течение которого проводится предрейсовый медосмотр, включено в рабочее время водителя (ст. 185 ТК РФ).
Это надо знать. Достаточно точное определение медицинского осмотра, по мнению автора, таково: это комплекс медицинских вмешательств, выявляющих патологические состояния, заболевания и факторы риска их развития. Медицинский осмотр подразделяется на следующие виды: профилактический, предварительный, периодический, предсменный/предрейсовый, послесменный/послерейсовый. Кроме указанных процедур, существуют также медицинское освидетельствование, углубленный медицинский осмотр и диспансеризация.
Примечание. Виды медицинского осмотра определены в ст. 213 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее - Приказ N 302н) с 1 января 2012 г. вступили в действие правила, обязывающие работодателей проводить периодические медосмотры за свой счет. Однако это касается случаев, когда у работников действительно имеются вредные условия труда.
Согласно Приказу N 302н, обязательные медосмотры затрагивают работников, которые заняты в сферах образования, здравоохранения, медицинской промышленности общественного питания, строительства, транспорта, бытового обслуживания и других сфер, в которых сотрудник подвергается воздействию вредных факторов (п. п. 1, 4.3, 12, 14 - 27 Приложения N 2 "Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников" к Приказу N 302н).
Данный Приказ устанавливает Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные (предварительные) и периодические медицинские осмотры (обследования), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные (предварительные) и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, и Порядок проведения обязательных (предварительных) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с 1 января 2012 г. При сравнении документов, регламентирующих прохождение медосмотров до 2012 г., видно, что в Приказе увеличен список вредных факторов и конкретизирован порядок проведения медосмотров.
Перечислим главные особенности нового порядка проведения медицинских осмотров:
1. Контингент сотрудников, которым необходимо пройти медицинский осмотр, определяется и утверждается организацией самостоятельно, без согласований с различными ведомствами и в течение 10 дней должен быть направлен в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, который уполномочен осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. п. 19, 21 ч. III "Порядок проведения периодических осмотров" Приложения N 3 к Приказу N 302н).
2. Изменилась периодичность проведения медицинских осмотров: до 1 января 2012 г. осмотры должны были проводиться не реже одного раза в два года, а в настоящее время частота их проведения отражена в Приказе N 302н - для разных вредных и опасных производственных факторов, для разных видов работ, при которых проводятся периодические медосмотры, - от одного раза в год до одного раза в два года (Приложения N 1, N 2 к Приказу N 302н). Следует отметить, что работники в возрасте до 21 года должны проходить периодические осмотры ежегодно (п. 17 ч. III "Порядок проведения периодических осмотров" Приложения N 3 к Приказу N 302н).
3. Изменился список лиц, проходящих осмотры в центрах профпатологии и медицинских учреждениях, приравненных к ним. Это участники аварийных ситуаций, работники, имеющие воздействие вредных и (или) опасных веществ, производственных факторов с превышением ПДК/ПДУ, работники с заключением о предварительном диагнозе профессионального заболевания, сотрудники со стойкими последствиями несчастных случаев на производстве и другие лица - при принятии соответствующего решения врачебной комиссией (п. 37 ч. III "Порядок проведения периодических осмотров" Приложения N 3 к Приказу N 302н).
4. Обязательной считается выдача работнику направления от работодателя при направлении его на периодический медицинский осмотр (п. п. 7, 8 ч. II "Порядок проведения предварительных осмотров" Приложения N 3 к Приказу N 302н).
5. Обязательным является оформление медицинским учреждением паспорта здоровья работника (пп. 10.2 п. 10 ч. II "Порядок проведения предварительных осмотров" Приложения N 3 к Приказу N 302н).
6. Для всех категорий работников, проходящих медосмотр, обязателен осмотр врачом-психиатром и врачом-наркологом (ссылка 3 к Приложению N 1 к Приказу N 302н).
7. Для женщин старше 40 лет обязательным признано проведение маммографии или УЗИ молочных желез один раз в два года (ссылка 1 к Приложению N 1 к Приказу N 302н).
8. Изменен формат заключительного акта по результатам медицинских осмотров, и он должен храниться в медицинском учреждении 50 лет (п. п. 43 - 45 ч. III "Порядок проведения периодических осмотров" Приложения N 3 к Приказу N 302н).
9. Председателем врачебной комиссии должен быть врач-профпатолог, а составлять комиссию должны врачи-специалисты, которые прошли повышение квалификации по специальности "профпатология" (п. 5 ч. I "Общие положения" Приложения N 3 к Приказу N 302н).
10. Приказом введены новые формы документов для проведения медицинских осмотров - направление на медосмотр, медицинское заключение о результатах прохождения медосмотра, паспорт здоровья работника, заключительный акт по результатам медицинских осмотров и др. (п. п. 7, 8, 10.2, 12 - 14 ч. II "Порядок проведения предварительных осмотров", п. п. 42 - 45 ч. III "Порядок проведения периодических осмотров" Приложения N 3 к Приказу N 302н).
В целом можно отметить, что Приказ N 302н содержит изменения медицинских регламентов по проведению периодических медицинских осмотров, но нельзя считать, что он кардинально изменил существовавшую до этого практику. Проведение медосмотров раньше было документировано другими регламентами, утратившими свою силу с 1 января 2012 г.
В Приказе N 302н (п. 3.5 Приложения N 1, п. п. 19, 20 ч. III "Порядок проведения периодических осмотров" Приложения N 3 к Приказу) говорится о том, что организации должны проводить медосмотры на основании проведенной аттестации рабочих мест сотрудников. Аттестация же рабочих мест дает развернутую характеристику по условиям труда на рабочих местах.
Проведение медосмотров - обязанность работодателя, это касается определенных трудовым законодательством категорий работников (в соответствии с абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Но работник также обязан проходить такие медосмотры. Это закреплено ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, внеочередные осмотры по направлению работодателя. Это условие может быть конкретизировано коллективным договором организации, в которой работают сотрудники. При отказе работника проходить медосмотр организация должна отстранить его от работы, что отражено в ст. 76 ТК РФ. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата сотруднику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 76 ТК РФ), этот период не включается в стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 121 ТК РФ). Если в данной ситуации виновен работодатель, то время отстранения сотрудника оплачивается как простой, это регламентировано ст. 76 ТК РФ.
Периодические медицинские осмотры должны проводиться в рабочее время и оплачиваться в размере среднего заработка сотрудника (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
Работающим во вредных условиях труда положено не менее 7 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенная оплата труда - в размере не менее 4% от оклада и сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда").
Если сотрудники получили полисы добровольного медицинского страхования (ДМС) за счет организации, это не отменяет проведения предварительных и периодических медицинских осмотров сотрудников, работающих во вредных условиях труда. При наличии у медицинского учреждения, обслуживающего организацию по ДМС, лицензии на право проведения медицинских осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности с ним можно заключить отдельное дополнительное соглашение о проведении медосмотра работников организации.
Проведение медицинских осмотров контролируется территориальным органом Роспотребнадзора, куда работодатель отправляет список работников, подлежащих осмотру, в 10-дневный срок со дня его утверждения (п. 21 ч. III "Порядок проведения периодических осмотров" Приложения N 3 "Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" к Приказу N 302н). По завершении медосмотра медицинское учреждение совместно с Роспотребнадзором составляет заключительный акт по итогам проведения осмотров, один экземпляр акта направляется работодателю, а другие - в территориальный орган Роспотребнадзора и в территориальный центр профпатологии (п. п. 42, 45, 46 ч. III Приложения N 3 к Приказу N 302н), который проводит оценку взаимосвязи выявленных подозрений на профессиональные заболевания и условий труда работников (п. 41 ч. III Приложения N 3 к Приказу N 302н). Затем результаты осмотров обобщаются на региональном и федеральном уровнях, что дает возможность оценки их качества (п. 33 ч. III Приложения N 3 к Приказу N 302н).
Если в ходе медосмотра у работника было выявлено профессиональное заболевание, оно должно быть подтверждено медицинской организацией, имеющей лицензию, которая позволяет проводить экспертизу и подтверждать связь заболевания с профессией. Профессиональным считается заболевание, входящее в национальный список профессиональных заболеваний (данный список утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 апреля 2012 г. N 417н "Об утверждении Перечня профессиональных заболеваний" в соответствии с п. 15 ст. 14 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). При подтверждении профессионального заболевания сотрудник должен быть направлен в территориальное бюро медико-социальной экспертизы для выявления степени утраты профессиональной трудоспособности. Он может получить либо группу инвалидности, либо процент утраты трудоспособности и, следовательно, получит пенсию по инвалидности или надбавку к заработной плате (Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", п. 14 ч. II, п. 15 ч. III). Затраты на медицинскую помощь больным профессиональными заболеваниями несет Фонд социального страхования в случае, если сотрудник был застрахован и организация вносила за него средства в ФСС (ст. ст. 8, 15 гл. II Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). Таким образом, организация не несет прямых затрат в данном случае, ее ответственность является опосредованной.
При отсутствии оплаты медосмотров работодателем и непредоставлении им компенсации за вредные условия труда сотруднику последний для защиты своих прав может обратиться в профсоюзный комитет, комиссию по трудовым спорам своей организации либо в государственную инспекцию по труду.
При нарушении норм законодательства о проведении обязательных медицинских осмотров работников действуют меры ответственности, предусмотренные за нарушение законодательства о труде и охране труда ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
Так, должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 1000 до 5000 руб., индивидуальный предприниматель без образования юридического лица - на 1000 - 5000 руб. либо подвергнуться административному приостановлению деятельности на срок до 90 суток, юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или подвергнуться административному приостановлению деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ). Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ).
И. Комарова
Барнаул
Подписано в печать 05.11.2013
Поделиться