Основные методы профориентационной работы

Профессиональная ориентация — это система социально-экономических, социально-политических, идеологических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи готовности к сознательному выбору профессии и ее распределение по специальностям в соответствии с объективными потребностями общества и государства и способностями личности.

Формы профориентационной работы.

Пассивные формы профориентации - школьные мероприятия:

  • в младших классах так называемые «Встречи с профессией»,
  • в старших — вечера встреч со специалистами.
  • беседы о профессиях,
  • приглашение профессионалов на школьные тематические вечера «Кем быть?», «Займи свое место в трудовом строю»,
  • проведение викторин на знание техники и специальностей, оформление
  • стенды и витрины «Профессии».
  • посещения школьниками предприятий и учреждений.
  • создание и постоянная работа «Университета знаний» в предприятиях и учреждениях.
  • выступление профессионалов, преподаватели, ветеранов, ученых.

Активные формы профориентации.

  • организуемые в школах различные детские и юношеские спортивные лагеря, клубы юных техников, радистов, детские морские, железнодорожные и т.п. клубы, кадетские корпуса,
  • вовлечение молодежи в клубы и кружки: радиотехнические, авиационно-спортивные, автодела и др.
  • развитие сети различных школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам.
  • занятия в цехах учебно-производственных комбинатов (УПК) - система первичной профессиональной подготовки, которая позволяет вести профподбор по интегральному критерию — успешности освоения профессии.
  • консультация для заключения о профессиональной пригодности с представителями школы, мастеров производственного обучения.
  • профориентация «на себя», т.е. работа, которая проводится вузом.
  • рубрики и разделы в газетах, на радио, телевидении, посвященные целям профессиональной ориентации.
  • издаваемая в ВУЗах справочная литература: книги, рекламные проспекты, красочные плакаты, фотоальбомы, в которых рассказывается об истории училища, о его выпускниках, о содержании профессии, о жизни и быте курсантов.
  • создание в ВУЗах работниками телевидения и педагогами профориентационных фильмов.
  • профориентационная роль фильмов, созданных ведущими киностудиями страны: «Офицеры», «Семнадцать мгновений весны», которые повышают престиж профессий, формируют профессиональную направленность.
  • профориентационная работа центров занятости населения.

Официальные институты профессиональной ориентации (школа, военкомат, ДОСААФ, предприятия, учреждения, общественные организации).

Важный фактор подготовки молодежи к выбору профессии - воспитание в семье, семейные традиции.

Важной формой профессиональной ориентации выступает профессиональная консультация - система психолого-педагогического и медицинского изучения личности кандидата для поступления в учебные заведения с целью оказания ему помощи в его профессиональном самоопределении.

Форрмы и методы - совет, компетентная рекомендация.

Силы - пункты профессиональной консультации, кабинеты «Профессий», бюро по трудоустройству молодежи, специальные профконсультационные пункты, учреждения, где молодой человек, мог бы навести нужные справки, пройти психологическое и медицинское обследование (экспертизу) и после выявления его индивидуально-психологических особенностей получить научно обоснованный совет относительно выбора конкретной военной профессии.

Назначение профконсультации — оказывать конкретную помощь молодому человеку в выборе профессии и специальности на основе учета его склонностей и личностных особенностей, поощрять его выбор или, если будут выявлены психологические или медицинские противопоказания, тактично переключить его внимание на другие профессии.

Задачи профессиональной информации и воспитания профессиональной направленности требуют специально организованной работы профессиологов.

Нужны специально подготовленные, вооруженные необходимыми профессиографическими документами и материалами, справочной литературой, владеющие профессиональными навыками осуществления психологической экспертизы, люди.

Основой профконсультации является не экспертное психологическое испытание на профоконсультационном пункте, а результаты многолетнего наблюдения и изучения человека в школе и семье.

Документированным основанием для советов по поводу выбора профессии и для составления характеристик на выпускников школ могли бы стать карты личности учащихся.

В школе советы относительно выбора профессии даются учителями, школьными врачами.

Профориентационная диагностика - процедура выявления и измерения направленности человека в том или ином виде профессиональной деятельности.

Профессиональная направленность - мотивационная составляющая деятельности субъекта, которая характеризуется его личностной системой желаний, интересов, склонностей, подтверждаемая высокими результатами действий в определенной субъективно значимой профессиональной сфере. 

Она выражается как в форме желаний, интересов и склонностей человека, так виде результативности его работы.

Диагностика их осуществляется как прямым, так и косвенными (непрямыми) методами.

Прямые методы - личностные опросники интересов:

  • дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО), 
  • профессионально-личностныйй опросник В. П. Петрова (ПЛО) и другие.

Недостаток прямых методов - попытка выявить глубинные мотивационные структуры при помощи прямых вопросов

При использовании прямых личностных опросников (ДДО и ПЛО) возможно получение первичной информации о мотивационной сфере человека, ее развитии (изменении).

Опросники ДДО и ПЛО - перечень вопросов, требующих прямых ответов испытуемых. Вопросы составлены таким образом, чтобы при откровенных ответах человека выяснить принадлежность его интересов и склонностей к определенным сферам профессиональной деятельности.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) предназначен для определения самооценки склонностей человека к той или иной сфере дейтельности в соответствии с квалификацией профессий по объектам,  на которые деятельность направлена. Данные профессиональные области характеризуются пятью типами связей:

  • "человек-человек",
  • "человек-художественный образ",
  • "человек-техника",
  • "человек-знаковая система",
  • "человек-природа".

Результаты обследования соотнесенные с данными других методов профориентационной диагностики учитываются в процессе профконсультационной работы с молодежью.

Профессионально-личностный опросник (ПЛО) - предназначен для изучения военно-профессиональной направленности молодежи.

Каждому из утверждений ПЛО соответствует несколько вариантов ответа, а задача обследуемого заключается в том, чтобы проранжировать их по степени значимости,  ориентируясь в основном на жизненный опыт.

Группы специальностей соответствуют классификации основных групп специалистов:

А – организаторские;

Б – сенсорно-гностические (операторы, наводчики и т. п. );

В – сенсомоторные (специалисты связи);

Г – сенсорные (водительский состав);

Д – технологические (специалисты по обслуживанию, ремонту и эксплуатации техники);

Е – моторно-волевые (разведчики, десантники, спасатели, пожарные, сотрудники милиции и т. п. ).

Результаты выполнения заданий соотносятся с данными других прямых и косвенных профориентационных диагностических методик и учитываются в процессе изучения военно-профессиональной направленности личности.

Непрямые (косвенные) диагностические методы в целях профориентации - семантические методики, которые выявляют смысловые структуры личности, отражающие поведение индивида:

  • ассоциативные методы типа семантического дифференциала Ч. Осгуда (СД),
  • деятельностные методы – семантический анализ деятельности (САД).

Методика семантического дифференциала Ч. Осгуда предназначена для измерения коннотативного значения объекта (от английского connotation – сопутствующее,  дополнительное значение - измерение уникального значения (личностного смысла), которое данный объект (явление,  лицо) приобрели для обследуемого в результате его индивидуального жизненного опыта.

Испытуемый оценивает интересующие исследователя понятия по набору семибалльных шкал, полярные точки которых представлены прилагательными антонимами. На регистрационном бланке представлен набор из 18-ти шкал.

 

3

2

1

0

1

2

3

На ключе представлена их открытая размерность:

1

2

3

4

5

6

7

7

6

5

4

3

2

1

В результате факторного анализа, проведенного Ч. Осгудом, было выделено 3 основных фактора:

  • фактор "Е" – ценности,
  • фактор "Р" – силы,
  • фактор "А" – активности.

Методы профессиональной ориентации.

Профессиональное просвещение - информационно-справочные и просветительские методы:

  • профессиограммы (краткие описания профессий);
  • компьютерные информационно-справочные системы, глобальная информационная сеть «Интернет»;
  • профессиональная реклама и агитация;
  • дни открытых дверей в военных образовательных учреждениях профессионального образования и воинских частях;
  • выступления перед гражданской молодежью офицеров, курсантов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту (мастеров военного дела, классных специалистов, участников боевых действий);
  • лекции, военно-ориентационные уроки с молодежью;
  • учебные фильмы и видеофильмы;
  • выставки вооружений и военной техники.

Методы профессионального воспитания:

  • методы формирования у граждан необходимых понятий, суждений, убеждений, оценок (рассказ, беседа, лекция, диспут, показ кино- и видеофильмов, наглядных пособий, воспроизведение звукозаписей, самостоятельное чтение и др.);
  • методы организации познавательной и практической деятельности граждан (поручения, задания, упражнения, приучение, создание специальных ситуаций);
  • методы стимулирования ориентации граждан на профессиональную подготовку (состязания, деловые игры, средства материального и морального поощрения, порицание);
  • методы контроля за ходом формирования военно-профессиональной направленности (проверка знаний, умений и навыков, оценка военно-профессиональной направленности).

Результатом профессиональной ориентации является профессиональная направленность гражданина и его способность осуществлять осознанное профессиональное самоопределение на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, которые предъявляют к человеку профессии и специальности.

Для формирования профессиональной направленности граждан необходимо широко использовать метод убеждения.

Убедить - значит привлечь внимание к идеям, положениям, сформировать интерес к ним, развить желание и потребность овладеть ими, осуществить соответствующие убеждающие действия.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий