"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 10
К проблемам функционирования организационных структур управления предприятием 51,3% руководителей из 200 опрошенных относят нерациональную численность административно-управленческого персонала. С этой целью представляется необходимым определение оптимальной численности административно-управленческих работников и рациональное распределение их по структурным подразделениям.
Реструктуризация предприятия представляет собой сложный процесс, при котором для достижения поставленных целей требуется изменение организационного строения предприятия. В качестве объекта организационной реструктуризации предприятия выступает организационная структура управления предприятием, представляющая один из элементов внутренней среды функционирования строительного предприятия и являющаяся тем механизмом, с помощью которого достигается согласованная и скоординированная деятельность всех сотрудников и структурных подразделений в направлении достижения поставленных целей и реализации выбранной стратегии. Организационная структура оказывает существенное влияние на возможности проведения изменений в ключевых для строительного предприятия сферах деятельности, выступая фактором, стимулирующим либо сдерживающим достижение намеченных целей.
В связи с этим в условиях перехода к рыночной экономике роль реструктуризации как важного резерва улучшения основных показателей строительного производства возрастает.
Для выявления проблем функционирования предприятий строительного комплекса Пензенского региона и развития организационных структур управления был проведен анкетный опрос 200 респондентов строительных организаций - в основном это высшие руководители и руководители среднего звена, занимающие должности директора, заместителя директора, начальника отдела, главного инженера, главного бухгалтера, начальника участка, мастера, специалиста и другие. По мере возможности анкетный опрос дополнялся интервьюированием, что позволило получить более полные ответы на вопросы анкеты и повысить достоверность их оценки. Первый блок разработанной анкеты включал в себя вопросы, посвященные статусу, типу предприятия и организационной структуре управления. Второй содержал вопросы о положении респондента в структуре организации и его взаимодействии с подчиненными. Следующий блок отражал вопросы оценки трудоемкости руководства и использования рабочего времени руководителей. Завершающий блок - личные сведения респондентов.
Распределение организаций, участвовавших в опросе, по статусу и типу выглядит следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Распределение организаций, участвовавших в опросе,
по статусу и типу
Предприятие |
В % от общего числа |
Предприятия |
В % от общего числа |
Генподрядчик |
31,3 |
Крупная |
17,5 |
Субподрядчик |
40 |
Средняя |
56,3 |
Заказчик |
28,7 |
Малая |
26,2 |
Распределение опрашиваемых респондентов по руководящим должностям представлено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение опрашиваемых руководящих работников
по должностям
Должность |
Количество человек |
В % от общего числа |
Руководитель |
22 |
11 |
Главный инженер |
20 |
10 |
Начальники отделов |
58 |
29 |
Начальники участков |
10 |
5 |
Мастер |
25 |
12,5 |
Специалист |
35 |
17,5 |
Другие |
30 |
15 |
Итого |
200 |
100 |
В результате анкетного опроса выявлен позитивный факт, что 56,3% опрошенных руководящих работников ясно представляют себе общую организационную структуру управления своей организацией, информацию о которой они получают из документов, распространяемых в организации. По мнению 45% опрошенных, основным документом, регламентирующим построение организационной структуры управления, является устав, хотя в идеале это не совсем так.
При оценке сложившейся на предприятиях организационной структуры 37,5% респондентов обнаружили, что их структуру нельзя назвать оптимальной, так как она недостаточно эффективна в реально существующих рыночных условиях. Респонденты отмечают, что возможности для ее перестройки на данный момент вполне реальны и оправданны (55% опрошенных). Следует отметить, что в 60 случаях из ста за время функционирования предприятий изменения в организационной структуре проводились в сторону ее усложнения. 37% респондентов отметили, что данные изменения не привели к повышению результатов работы предприятия и недостаточно эффективны, так как проводились собственными силами, т.е. внешние консультанты по управлению не привлекались.
К основной проблеме неэффективного функционирования организационной структуры 51,3% руководителей относят нерациональную численность административно-управленческого персонала вследствие отсутствия кадров нужной квалификации и нехватки специалистов необходимого профиля, обладающих достаточным уровнем знаний. Большинство респондентов сошлось во мнении, что вместе с увеличением численности административно-управленческого персонала растут затраты на его содержание, ухудшается качество выполняемых работ, сокращается производительность труда. Неоправданное увеличение штата управленцев при недостаточном количестве рабочих свидетельствует о довольно нестабильном управленческом кадровом составе, текучести кадров, что является следствием недостаточно высокого уровня трудовой мотивации, служит причиной нерациональной организации труда, приводит к неправильному распределению и централизации управленческих функций, повышает звенность и многоступенчатость структуры управления.
Словарь управления персоналом. Административно-управленческий персонал - работники аппарата управления, служащие, входящие в администрацию фирмы, предприятия, организации, конторские работники, дирекция предприятий и учреждений.
Необходимым условием создания экономичного аппарата управления является установление оптимальной численности административно-управленческих работников и рациональное распределение их по структурным подразделениям, осуществляющим определенные функции управления на основе нормирования административно-управленческого труда, которое позволит избежать как необоснованного увеличения, так и произвольного сокращения аппарата управления, улучшить использование рабочего времени и сократить управленческие расходы.
Наиболее разработанным методом нормирования административно-управленческого труда является метод укрупненных нормативов, устанавливающих зависимость затрат труда не от прямых факторов (объема перерабатываемой информации, уровня организации и механизации труда), а от косвенных факторов, которые находятся в корреляционной зависимости с прямыми, но являются более стабильными и легче поддаются учету. В качестве таких факторов принимаются, как правило, технико-экономические показатели деятельности организации.
Для определения факторов, влияющих на численность административно-управленческого персонала, был применен метод экспертных оценок.
В качестве экспертов были привлечены 18 руководителей. Среди них: директора, руководители отделов и служб предприятий строительного профиля, главные бухгалтера и другие управленческие работники. На рассмотрение экспертам было представлено 13 факторов, приведенных в таблице 3, влияющих на численность АУП по 10 наименованиям подсистем управления.
Таблица 3
Перечень факторов, определяющих численность
административно-управленческого персонала по подсистемам
управления
Фактор |
Обозначение |
Годовой объем работ, выполняемых собственными |
К1 |
Годовой объем работ, выполняемых субподрядными |
К2 |
Годовое число строящихся объектов |
К3 |
Численность работающих в строительстве |
К4 |
Численность рабочих в строительстве |
К5 |
Число заказчиков |
К6 |
Стоимость активной части основных |
К7 |
Количество функциональных и производственных |
К8 |
Количество уровней управления |
К9 |
Среднесписочная численность персонала |
К10 |
Количество рабочих мест в основном производстве |
К11 |
Среднесписочная численность управленческого |
К12 |
Прибыль |
К13 |
При определении факторов исходили из следующих основных положений: целесообразно использовать факторы, числовая величина которых формализуется; рекомендуется использовать факторы, отражающие специфику подсистемы управления; при выборе факторов целесообразно в качестве основных принимать те из них, числовую величину которых можно точно определить из учетной документации.
На основании данных о фактической численности работников по функциям управления H и численных значений факторов в базовых организациях методом регрессионного анализа были получены приведенные ниже зависимости численности управленческого персонала по подсистемам управления от влияющих факторов:
1. Общее (административное) руководство:
H = 6,023 + 0,011x - 0,0012x ,
Адм 1 2
где x - годовой объем работ, выполняемых собственными силами;
1
x - годовой объем работ, выполняемых субподрядными
2
организациями.
2. Планирование производственно-хозяйственной деятельности:
H = 1,45 + 0,0004x + 0,065x ,
План 1 2
где x - годовой объем работ, выполняемых собственными силами;
1
x - годовое число строящихся объектов.
2
3. Организация труда и заработной платы:
H = 3,147 + 0,059x + 0,00001x ,
ОТиЗП 1 2
где x - годовое число строящихся объектов;
1
x - среднесписочная численность персонала.
2
4. Техническая подготовка строительного производства:
H = 2,668 + 0,022x - 0,005x ,
Тех 1 2
где x - годовой объем работ, выполненных собственными силами;
1
x - годовое число строящихся объектов.
2
5. Охрана труда и техника безопасности:
H = - 3,415 + 0,279x + 0,045x ,
ОТиТБ 1 2
где x - численность работающих в строительстве;
1
x - среднесписочная численность персонала.
2
6. Комплектование и подготовка кадров:
H = - 0,747 + 0,166x + 0,246x ,
КиПК 1 2
где x - количество функциональных и производственных
1
подразделений;
x - количество уровней управления.
2
7. Управление материально-техническим снабжением:
H = 2,85 + 0,015x + 0,014x ,
УМТС 1 2
где x - годовой объем работ, выполняемых собственными силами;
1
x - годовое число строящихся объектов.
2
8. Механизация строительно-монтажных работ и руководство энергетическим обслуживанием:
H = 8,169 - 0,047x + 0,042x ,
МЕХиЭО 1 2
где x - число заказчиков;
1
x - стоимость активной части основных производственных
2
фондов.
9. Хозяйственное обслуживание и общее делопроизводство:
H = - 10,239 + 0,654x + 2,97x ,
ХОиОД 1 2
где x - количество функциональных и производственных
1
подразделений;
x - количество уровней управления.
2
10. Бухгалтерский учет и финансовая деятельность:
H = - 0,104 + 0,21x + 0,016x ,
БУиФД 1 2
где x - количество функциональных и производственных
1
подразделений;
x - среднесписочная численность персонала.
2
Общая численность административно-управленческого персонала может быть получена как сумма численностей работников по подсистемам управления:
H = H + H + H + H + H + H + H +
общ Адм План ОТиЗП Тех ОТиТБ КиПК УМТС
+ H + H + H .
МЕХиЭО ХОиОД БУиФД
Сравнение нормативной и фактической численности управленческого персонала по подсистемам управления по целому ряду предприятий (табл. 4) позволило выявить значительные отклонения в этих величинах. Мы расцениваем этот факт как доказательство необходимости проведения комплекса мер по реструктуризации этих предприятий.
Таблица 4
Итоги расчета рациональной численности работников
по подсистемам управления
Наименование |
Численность административно-управленческого персонала по подсистемам управления |
|||||||||||||||||||||||||||||
Общее |
Планирование |
Техническая |
Организация труда |
Охрана труда |
Комплектование |
Управление |
Механизация СМР |
Хозяйственное |
Бухгалтерский |
|||||||||||||||||||||
факт |
норматив |
+/- |
факт |
норматив |
+/- |
факт |
норматив |
+/- |
факт |
норматив |
+/- |
факт |
норматив |
+/- |
факт |
норматив |
+/- |
факт |
норматив |
+/- |
факт |
норматив |
+/- |
факт |
норматив |
+/- |
факт |
норматив |
+/- |
|
МП ЖСКХ |
13 |
12 |
-1 |
7 |
8 |
+1 |
15 |
14 |
-1 |
9 |
9 |
0 |
8 |
9 |
+1 |
7 |
5 |
-2 |
9 |
12 |
+3 |
13 |
10 |
-3 |
5 |
7 |
+2 |
6 |
6 |
0 |
ООО |
13 |
14 |
+1 |
8 |
11 |
+3 |
19 |
19 |
0 |
9 |
11 |
+2 |
17 |
14 |
-3 |
7 |
8 |
+1 |
20 |
16 |
-4 |
20 |
19 |
-1 |
18 |
14 |
-4 |
7 |
8 |
+1 |
ООО "Кедр" |
12 |
13 |
+1 |
8 |
8 |
0 |
12 |
16 |
+4 |
10 |
8 |
-2 |
10 |
10 |
0 |
6 |
5 |
-1 |
11 |
14 |
+3 |
17 |
19 |
+2 |
7 |
8 |
+1 |
8 |
6 |
-2 |
МП РСК |
15 |
12 |
-3 |
12 |
7 |
-5 |
17 |
14 |
-3 |
11 |
8 |
-3 |
11 |
12 |
+1 |
8 |
7 |
-1 |
10 |
12 |
+2 |
16 |
15 |
-1 |
8 |
11 |
+3 |
7 |
7 |
0 |
ООО "Ремстрой" |
4 |
7 |
+3 |
2 |
3 |
+1 |
1 |
4 |
+3 |
3 |
5 |
+2 |
1 |
2 |
+1 |
3 |
3 |
0 |
4 |
4 |
0 |
5 |
7 |
+2 |
3 |
2 |
-1 |
2 |
3 |
+1 |
ООО |
2 |
6 |
+4 |
2 |
2 |
0 |
1 |
3 |
+2 |
2 |
4 |
+2 |
1 |
0 |
-1 |
1 |
4 |
+3 |
2 |
3 |
+1 |
2 |
8 |
+6 |
1 |
2 |
+1 |
2 |
2 |
0 |
ООО "Кедр-2" |
5 |
7 |
+2 |
3 |
5 |
+2 |
4 |
4 |
0 |
8 |
6 |
-2 |
5 |
4 |
-1 |
4 |
4 |
0 |
4 |
5 |
+1 |
4 |
6 |
+2 |
5 |
4 |
-1 |
4 |
4 |
0 |
ООО "Стандарт" |
4 |
7 |
+3 |
2 |
4 |
+2 |
1 |
4 |
+3 |
2 |
6 |
+4 |
1 |
1 |
0 |
2 |
3 |
+1 |
4 |
4 |
0 |
3 |
7 |
+4 |
2 |
1 |
-1 |
2 |
2 |
0 |
ООО |
15 |
6 |
-9 |
6 |
3 |
-3 |
12 |
3 |
-9 |
7 |
5 |
-2 |
6 |
8 |
+2 |
8 |
4 |
-4 |
11 |
4 |
-7 |
20 |
8 |
-2 |
3 |
3 |
0 |
4 |
5 |
+1 |
Очевидно, что этот процесс не тождественен механическому увеличению или уменьшению штатов организаций, а подразумевает мероприятия по совершенствованию систем управления в целом путем разработки и последующего внедрения организационных проектов.
Приведенные уравнения могут быть использованы не только для определения потребной численности административно-управленческого персонала. Анализ параметров уравнений дает возможность вскрыть влияние различных причин на формирование аппарата управления и изменение его численности, может быть использован для проведения экономического анализа организационных структур.
Это обеспечит рациональную организацию труда управленческого аппарата, способствующую выработке оптимальных управленческих решений с точки зрения надежности, а также будет способствовать эффективному распределению рабочего времени. Повышение производительности труда за счет улучшения коммуникационных процессов и обмена информацией, повышения квалификации, а также улучшения общей результативности работы структуры управления предприятием позволит выполнять существующие объемы работ силами меньшего количества работников, что позволит сократить затраты на трудовые ресурсы предприятий и себестоимость строительной продукции и услуг.
Литература
1. Иванов Ю.В., Колесникова С.В., Холодова Л.Н. Рационализация численности персонала государственного предприятия // Управление персоналом. 2007. N 4. С. 50 - 52.
2. Кибанов А.Я., Мамед-Заде Г.А., Родкина Т.А. Управление персоналом. Регламентация труда / Под редакцией д. э. н., профессора Кибанова А.Я. - М.: Экзамен, 1999.
3. Томилов В.В., Резник С.Д. Рационализация структуры аппарата управления в строительных организациях. - Пенза: Приволжский Дом научно-технической пропаганды, 1989.
4. Руководство по разработке нормативов численности и типовых структур аппарата управления строительных организаций / Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт труда в строительстве Госстроя СССР. - М.: Стройиздат, 1980.
С.Левина
К. э. н.,
доцент,
профессор
кафедры "Менеджмент"
Пензенского государственного
университета архитектуры
и строительства
Ю.Лыткина
Преподаватель кафедры
Подписано в печать
25.09.2007
Поделиться