Молодые специалисты - особая категория?

"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2011, N 6

МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ - ОСОБАЯ КАТЕГОРИЯ?

Автор статьи исследует и определяет сущность и содержание категории "молодые специалисты" в отечественной теории и практике управления персоналом.

Молодой специалист: теоретические подходы к определению

В настоящее время не существует единого определения и четких критериев отнесения работников к категории "молодые специалисты". Неопределенными являются границы возраста и стаж трудовой деятельности, позволяющие отнести специалиста к категории "молодой", а также уровень образования, позволяющий отнести молодого человека к категории "специалист". Тем не менее очевидно, что категория "молодой специалист" по возрастным рамкам отчасти совпадает с рамками категории "молодежь", которой (молодыми гражданами), в соответствии с доктриной, концепцией и стратегией государственной молодежной политики, считаются лица в возрасте от 14 до 30 лет. Поэтому на молодых специалистов распространяется проводимая в РФ государственная молодежная политика, которая "представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов, направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности" [1]. А одним из ее положений является "становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда".

В связи с тем что социально-демографическая группа, относящаяся по возрасту к молодежи, очень неоднородна и включает в себя людей, отличающихся друг от друга уровнем образования, образом жизни, жизненными требованиями и установками, то целесообразно рассматривать молодых специалистов как особую категорию трудовых ресурсов, поскольку в силу ряда специфических особенностей (табл. 1):

- они более уязвимы с точки зрения трудоустройства, т. к. не секрет, что работодатели ставят сегодня во главу угла практические навыки, а не теоретические знания;

- управление их трудовой адаптацией более сложное и трудоемкое - многие из молодых специалистов не имеют опыта трудовой деятельности, не готовы к определенному режиму и интенсивности труда, к принятию самостоятельных решений, к ответственности за свои действия и т. д.;

- для них характерны различия между ожиданиями и реальной практикой трудовой деятельности, т. е. их высокие (а нередко и необоснованно завышенные) профессиональные ожидания, сформированные в процессе обучения, нередко не находят своей реализации в исполнительских работах, которые могут предложить работодатели работнику без нужного опыта работы;

- они находятся на низкой ступени материального достатка, обеспечиваемого трудовой деятельностью, т. е. существенный разрыв в уровне оплаты труда зрелого профессионала (даже с менее качественным профессиональным образованием) и молодого специалиста (который имеет соответствующее образование, но не имеет практического опыта) всегда в пользу первого;

- вступают в период изменения семейного статуса (брак, дети), т. е. молодому специалисту требуется определенный набор социальных льгот и услуг, порой существенно менее актуальный для работников других категорий (гибкий режим работы, отпуск в летнее время, детские сады, фитнес, корпоративный отдых и др.).

Таблица 1

Особенности трудовой деятельности молодых специалистов [2]

Особенность

Комментарий

Преобладание исполнительских
функций в составе трудовой
деятельности

Труд молодых специалистов в большей мере
исполнительский, менее творческий,
вследствие недостатка опыта и
профессионализма, а также необходимости
выполнения конкретно поставленных
заданий, ввиду нахождения на нижних
ступенях карьерной лестницы

Более низкий уровень оплаты
труда, чем у старших и опытных
сотрудников

Молодые специалисты начинают свою трудовую
деятельность с нижних ступеней карьерной
лестницы, поэтому они получают и меньшую
заработную плату, что сказывается на
уровне удовлетворения потребностей

Более зрелые поведенческие
реакции в трудовой
деятельности, чем у младшей
возрастной группы молодежи

Молодые специалисты относятся к старшей
возрастной группе молодежи, поэтому они
отличаются большей рациональностью
поступков и меньшей степенью внушаемости

Отсутствие (или недостаток)
практического опыта трудовой
деятельности (трудового стажа)

Молодые специалисты только начинают свою
трудовую деятельность после окончания (или
на последних курсах) учебного заведения,
поэтому они имеют необходимые
теоретические знания и навыки, но не
располагают необходимым практическим
опытом

Высокая мобильность

Молодые специалисты не обременены
семейными делами и детьми, поэтому имеют
возможность выезжать в командировки и
участвовать в корпоративных мероприятиях

Наличие профессиональной
подготовки и современных
теоретических знаний по
специальности

Молодые специалисты обладают передовыми
знаниями и профессиональной подготовкой, в
результате чего они представляют для
организации значимую ценность

После ликвидации централизованной государственной системы распределения выпускников образовательных учреждений по местам работы молодые специалисты как категория трудовых ресурсов существенно утратили свои позиции, которые они имели в советское время. Анализ теоретических, нормативно-правовых и практических аспектов современного состояния этой проблемы показал, что в настоящее время в теории и практике нет единых признаков и критериев отнесения работника к категории "молодой специалист".

Так, в рамках теоретического подхода Вечериным А. В., Климовым Е. А., Масловым А. В., Волковой Н. В., Поповым-Черкасовым И. Н., Дмитриевой Ж. Р. и др. учеными "молодые специалисты" рассматриваются как отдельная категория трудовых ресурсов. Авторы определяют не только возрастные границы молодого специалиста - в пределах 20 - 29 лет, но и стажевый ценз, позволяющий ограничить принадлежность работника к данной категории: так, согласно Волковой Н. В. к молодым специалистам работники относятся "в течение трех лет после окончания учреждения профессионального образования" [3]. Другие ученые, занимающиеся вопросами ценностных и трудовых ориентаций молодежи, дополняют содержание категории "молодой специалист" нахождением на начальной стадии производственной адаптации и трудового самоопределения, а также необходимостью трудоустройства не позднее одного года после окончания обучения.

Наиболее противоречивы мнения ученых по поводу критерия наличия необходимого уровня образования для отнесения молодых работников к категории "специалист". В большинстве научных трудов понятие молодого специалиста соотносится с работником, окончившим среднее специальное или высшее учебное заведение, однако Дмитриева Ж. Р. ограничивает круг лиц, относящихся к молодым специалистам, лишь теми, кто имеет высшее образование, в то время как Вечерин А. В., наоборот, расширяет его теми, кто окончил начальное профессиональное образовательное учреждение.

Молодой специалист с позиций практики и законодательства

Специфичная категория "молодой специалист" активно используется сегодня и в практике работы с персоналом, особенно на крупных и средних предприятиях. Так, например, анализ внутриорганизационных документов ОАО "РЖД", АО "Роснефть", ОАО "ЦНИИ "Курс", ОАО "Пневмостроймашина" (торговая марка PSM-Hydraulics(R)), ЗАО "Моспромстрой", ОАО "Научно-исследовательский институт точной механики", ООО "Юграгазпереработка" и др. показал, что к молодым специалистам организации относят работников не старше 30 - 35 лет, имеющих среднее специальное/высшее образование и трудоустроенных по специальности в течение одного года после окончания обучения. Кроме того, некоторые организации ограничивают имеющийся у работников опыт предыдущей работы для отнесения их к молодым специалистам до полутора - трех лет и устанавливают данный статус сроком на три года после поступления на работу. Что касается вопроса выделения работников соответствующей возрастной категории, не обладающих указанным уровнем образования, в отдельную группу трудовых ресурсов, то некоторые организации (например, ОАО "РЖД" и ЗАО "Моспромстрой") выделяют такие категории, как "молодой работник" - сотрудники в возрасте от 17 до 30 лет, и "рабочая молодежь" - сотрудники в возрасте до 30 лет.

На практике, выделяя молодых специалистов в отдельную категорию трудовых ресурсов, компании разрабатывают для них подходы и методы работы с молодыми кадрами, предусматривают особые процессы отбора и оценки, специальные программы подготовки и обучения, выявления талантов и развития лидерских качеств, предлагая широкие социальные пакеты, выплаты и льготы. Крупные российские организации в настоящее время ведут активную работу в поиске путей совершенствования и улучшения современной российской модели стимулирования трудовой активности работников. Анализ международного опыта работы с молодыми кадрами показал, что отечественные компании во многом не отстают от зарубежных в практике работы с молодыми специалистами (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительная характеристика российской

и зарубежной практик стимулирования трудовой активности

молодых специалистов на предприятии

Nippon
Telegraph
and
Telephone

KDDI
Corporaion

General
Electric

Exxon
Mobile

BNP
Paribas

Allianz

Shell

ОАО
"МТС"

АО
"Роснефть"

Страна

Япония

Япония

США

США

Франция

Германия

Великобритания

Россия

Россия

Ведется ли работа с молодыми
специалистами

+

+

+

+

+

+

+

+

+

На стадии найма (особый подход к
отбору)

+

+

+

+

На стадии адаптации

+

+

+

+

Материальное
стимулирование

Денежное, в
т. ч.:

+

+

+

+

+

+

+

+

+

- зависимость
зарплаты от
образования и
научной степени/
ежегодный
пересмотр
базового оклада

+

+

+

- оплата по
результатам

+

+

- премии

+

+

- пособия

+

+

+

+

Неденежное
(социальный
пакет), в т. ч.:

+

+

+

+

+

- медицинское
страхование/
покрытие
расходов на
здравоохранение/
льготные путевки
и пр.

+

+

+

- предоставление
жилья/покрытие
расходов на
жилье/оплата
дошкольных
учреждений/
помощь в оплате
образования и
пр.

+

+

- сберегательные
фонды

+

- оплата
транспортных
расходов/услуги
тренажерных
залов/бассейнов
и пр.

+

+

Нематериальное
стимулирование

Гибкий график
работы

+

+

Наличие
специальных
отпусков

+

+

+

Проведение
форумов/
конференций/
конкурсов

+

+

+

+

+

Поддержка
сетевых ресурсов

+

+

+

Участие в
социальных
проектах/кружках
по интересам

+

Совет молодых
специалистов

+

Work-Life
Balance ("Баланс
Работа-Жизнь")

+

+

Карьерный рост

Возможность
самостоятельной
разработки
карьерного пути/
индивидуальные
карьерные
лестницы

+

+

+

+

+

Ротация

+

+

+

+

+

Профессиональное
обучение и
развитие

Программы для
молодых
специалистов
(введение в
должность/
организацию/
подразделение)

+

+

+

+

+

Обучение на
рабочем месте

+

+

+

Заграничные
обучающие
программы/
командировки

+

+

Поддержка
саморазвития

+

+

Электронное
обучение

+

+

+

Программы
сотрудничества с
университетами/
функционирование
корпоративных
университетов

+

+

+

Программы
развития
лидерских
качеств/талантов

+

+

+

+

Групповые
семинары/
тренинги/курсы/
повышение
квалификации и
пр.

+

+

+

+

+

Составление
индивидуального
плана развития/
постановка
индивидуальных
целей

+

+

+

+

Стажировки

+

+

Профессиональная оценка/
аттестация

+

+

+

Условные обозначения:

"+" - существует в организации;

" " - отсутствует или нет данных.

Проблема в том, что существующее в теории и практике, необходимое, очевидное и обязательное выделение категории "молодой специалист" в особую категорию трудовых ресурсов, в особый объект управления персоналом не находит отражения в законодательстве.

В действующем федеральном трудовом законодательстве не определено понятие "молодого специалиста" и не разработана нормативно-правовая база, предоставляющая социальную защиту и гарантии людям, относящимся к данной категории трудовых ресурсов. Хотя в трудовом законодательстве, действовавшем с 1971 по 2002 г. [4], такая категория была предусмотрена - к молодым специалистам относили лиц, окончивших высшее или среднее специальное учебное заведение и направленных в установленном порядке на работу на данное предприятие, в учреждение, организацию. Также в нем отдельно оговаривались правовые меры, направленные на повышение социальной защищенности указанной группы лиц при поступлении на работу после окончания учебных заведений. Среди них можно выделить положение, согласно которому лица, окончившие образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, обеспечиваются работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией на основании договоров (контрактов), заключаемых ими с работодателями, или на основании договоров о подготовке специалистов, заключаемых образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования и работодателями (ст. 182 КЗоТ РФ). Работодатели были обязаны принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства, в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ст. 181 КЗоТ РФ). Кроме того, при принятии на работу не устанавливалось испытание для молодых специалистов по окончании высших и средних специальных учебных заведений (ст. 21 КЗоТ РФ).

В современном ТК РФ [5] сохранена невозможность устанавливать испытание для лиц, которые окончили учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, однако с уточнением, что эти учреждения лишь те, что имеют государственную аккредитацию, а лица лишь те, что впервые поступают на работу по полученной специальности в течение одного года после окончания образовательного учреждения (ч. 4 ст. 70 ТК РФ). Однако на этом особые условия и льготы для молодых специалистов, законодательно защищающие их на ранних стадиях профессионального и личностного становления, заканчиваются.

Понятие "молодой специалист" все-таки находит место в нормативно-правовых актах специального и местного действий (табл. 3), устанавливающих некоторые льготы, выплаты и преимущества для молодых специалистов. Однако эти меры социальной поддержки и гарантии распространяются лишь на узкоопределенный круг лиц, по различным критериям подпадающим под действие данных законодательных актов. Так, в соответствии с Законом г. Москвы от 30.09.2009 N 39 "О молодежи" [6] основным из направлений поддержки молодежи является поддержка молодых специалистов (ст. 33), с целью осуществления которой органы исполнительной власти г. Москвы предоставляют социальные гарантии молодым специалистам и содействуют их профессиональной адаптации. Однако конкретные социальные меры, направленные на работу с молодыми специалистами, не указаны, а отмечено лишь то, что порядок и условия предоставления социальных гарантий молодым специалистам устанавливаются Правительством Москвы. Особые льготы молодым специалистам предусмотрены в педагогической сфере Постановлением Правительства Москвы от 23.03.2004 N 172-ПП "О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы": гражданам, относящимся, в соответствии с этим Постановлением, к категории "молодые специалисты", в течение первых трех лет работы устанавливаются доплаты в размере 40% ставки заработной платы, а имеющим диплом с отличием - в размере 50% ставки заработной платы.

Таблица 3

Сравнительная характеристика определений

понятия "молодой специалист" в нормативно-правовых актах

N
п/п

Источник информации

Параметры сравнения

Возраст,
лет

Уровень
образования

Прочие особенности

1

Закон г. Москвы
от 30.09.2009 N 39
"О молодежи"

-

Высшее
профессиональное/
среднее
специальное

Отсутствие
опыта работы.
Работа по полученной
специальности до
истечения 3-летнего
срока после
окончания
образовательного
учреждения

2

Постановление
Правительства
МО от 07.04.2010
N 202/14 "О
предоставлении
субсидий из бюджета
Московской области
бюджетам
муниципальных
образований
Московской области
на проведение
мероприятий по
улучшению жилищных
условий граждан
Российской
Федерации,
проживающих в
сельской местности,
и по обеспечению
жильем молодых семей
и молодых
специалистов,
проживающих и
работающих в
сельской местности,
в соответствии с
долгосрочной целевой
программой
Московской области
"Развитие сельского
хозяйства Московской
области на период
2009 - 2012 годов"

Не старше
35 лет

Высшее/среднее/
начальное/
учащийся
последнего курса
высшего,
среднего,
начального
профессионального
образования

-

3

Постановление
Правительства РФ от
31.01.2009 N 83 "О
внесении изменений в
федеральную целевую
программу
"Социальное развитие
села до 2012 года"

Не старше
35 лет

Законченное
высшее (среднее,
начальное)
профессиональное
образование/
учащийся
последнего курса
образовательного
учреждения
высшего
(среднего,
начального)
профессионального
образования

-

4

Постановление
Губернатора ЛО от
23.12.2002 N 265
"О порядке
установления и
выплаты разового
пособия молодым
специалистам -
работникам
образовательных
учреждений
Ленинградской
области"
(ред. от 30.12.2009)

-

Высшее/среднее
профессиональное

Отсутствие опыта
работы
Выпускник,
закончивший в
текущем году полный
курс обучения,
сдавший
государственные
экзамены и
получивший документ
об образовании
установленного
образца. Заключение
трудового договора с
образовательным
учреждением на
неопределенный срок

5

Постановление
Правительства ЛО от
07.04.2008 N 71 "Об
утверждении
Положения о порядке
осуществления мер
социальной поддержки
молодых специалистов
в Ленинградской
области"

До 30 лет

Высшее/среднее
профессиональное

Гражданин РФ,
имеющий документ об
образовании,
выданный после
1 января 2008 г., и
заключивший после
указанной даты
трудовой договор на
неопределенный срок
с государственным
(муниципальным)
учреждением. Статус
устанавливается
сроком на 3 года

6

Приказ Департамента
культуры
Правительства Москвы
от 04.02.2008 N 77
"О применении
статуса "молодой
специалист" в
образовательных
учреждениях,
подведомственных
Департаменту
культуры города
Москвы"

Не старше
35 лет

Высшее/среднее
профессиональное

Граждане,
поступившие на
работу по
специальности
(педагогической либо
при соответствии
профиля
педагогической
деятельности
специальности
(квалификации),
указанной в
дипломе), при
условии выполнения
нормы рабочего
времени
(педагогической или
учебной нагрузки),
установленной за
ставку заработной
платы (должностной
оклад), учителя
начальной школы
независимо от объема
педагогической
нагрузки. Статус
молодого специалиста
устанавливается
однократно и
действует в течение
3 лет

7

Приказ Минобрнауки
России от 29.07.2009
N 276 "О перечне
показателей,
критериях и
периодичности оценки
эффективности
реализации программ
развития
университетов, в
отношении которых
установлена
категория
"национальный
исследовательский
университет"

Доктор
наук - до
40 лет,
кандидат
наук - до
35 лет,
работник
без
степени -
до 30 лет

-

-

8

Приказ Департамента
образования
г. Москвы от
08.10.2004
N 2-27-20 "О
реализации
Постановления
Правительства Москвы
от 23 марта 2004 г.
N 172-ПП "О мерах
по обеспечению
педагогическими
кадрами
образовательных
учреждений города
Москвы"

Впервые
полученное
высшее/среднее
профессиональное

Работа по
педагогической
специальности,
соответствие профиля
профессиональной
деятельности
специальности,
указанной в дипломе.
Граждане,
поступившие на
работу в
государственные
образовательные
учреждения
Департамента
образования
г. Москвы;
приступившие к
трудовой
деятельности не
позднее 3 месяцев
после начала нового
учебного года после
окончания
образовательного
учреждения, а также
работники,
приступившие впервые
к работе в
государственных
образовательных
учреждениях по
окончании отпуска по
уходу за ребенком
или по окончании
службы в рядах
Вооруженных Сил РФ

В нормативных актах Правительства Ленинградской области наблюдается активная деятельность по повышению заинтересованности молодежи к трудоустройству сразу после завершения обучения в педагогических учреждениях. Так, Постановлением Губернатора Ленинградской области от 23.12.2002 N 265-ПГ "О порядке установления и выплаты разового пособия молодым специалистам - работникам образовательных учреждений ЛО" (ред. от 30.12.2009) [7] было введено разовое пособие в размере 15 000 руб. каждому молодому специалисту, окончившему дневное отделение учреждения высшего или среднего профессионального образования и приступившего к педагогической деятельности в образовательных учреждениях Ленинградской области до 1 сентября года окончания учебного заведения. Кроме того, Правительством Ленинградской области утверждено Положение о порядке осуществления мер социальной поддержки молодых специалистов в Ленинградской области (Постановление от 07.04.2008 N 71) [8], которым предусмотрена ежегодная (в течение трех лет) единовременная выплата молодым специалистам в размере 56 000 руб. Однако круг молодых специалистов, имеющих возможность получать данную выплату, ограничивается лишь теми, кто поступает на работу в государственные учреждения.

Что касается правовых актов, действующих на территории всей Российской Федерации и обеспечивающих некоторые социальные гарантии молодым специалистам, то они в основном направлены лишь на улучшение жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности.

В результате анализа теории, нормативно-правовой базы и практики управления персоналом организаций определены 4 основных признака отнесения работников к категории "молодой специалист": возраст, наличие профессионального образования, трудовой стаж (опыт работы по специальности), трудоустройство по полученной специальности и установлены критерии отнесения работников к категории "молодой специалист":

- возраст - 18 - 30 лет;

- наличие профессионального образования - диплом об окончании учреждения среднего или высшего профессионального образования (прохождение полного курса обучения, сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы);

- трудовой стаж (опыт работы по специальности) - не более 3 лет;

- трудоустройство по полученной специальности - в течение одного года после окончания учреждения среднего или высшего профессионального образования.

Выявленные характеристики людей, относящихся к категории "молодые специалисты", создают основу для более точного и конкретного определения ценностей, потребностей и особенностей трудовой мотивации молодых кадров, а следовательно, разработки эффективного механизма стимулирования трудовой активности и профессионального развития молодых кадров.

Библиографический список

1. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http: // budgetrf. ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2001/vestniksf141-10/vestniksf141-10090.htm.

2. Маусов Н. К., Ламскова О. М. Адаптация персонала в организации // Управление персоналом. 2004. N 13.

3. Волкова Н. В. Кадровая политика для закрепления на предприятии молодых специалистов: на примере выпускников экономических специальностей высших учебных заведений: Диссертация. Бийск, 2005. 169 с.

4. Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ) (утв. Верховным Советом РСФСР 09.12.1971) [Электронный ресурс]. URL: consultant. ru/popular/kzot/.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 29.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) [Электронный ресурс]. URL: nalog. consultant. ru/doc103120.html.

6. Закон г. Москвы от 30.09.2009 N 39 "О молодежи". [Электронный ресурс]. URL: consultant. ru/online/base/?req=doc;base=MLAW;n=108647.

7. Постановление Губернатора Ленинградской области от 23.12.2002 N 265-ПГ "О порядке установления и выплаты разового пособия молодым специалистам - работникам образовательных учреждений Ленинградской области" (ред. от 30.12.2009) [Электронный ресурс]. URL: spb. consultant. ru/doc57285.html.

8. Постановление Правительства Ленинградской области от 07.04.2008 N 71 "Положение о порядке осуществления мер социальной поддержки молодых специалистов в Ленинградской области" [Электронный ресурс]. URL: consultant. ru/online/base/?req=doc;base=SPB;n=79296.

А. Жукова

Специалист

ООО "Диантум Плюс"

Москва

Подписано в печать

13.05.2011

Рубрика: 
+1
0
-1