Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС 6-7 ЛЕТ)

В современном образовании наблюдается рост числа школ с ускоренными программами обучения, специализированных для одаренных детей. Возникает потребность в объективном отборе учащихся, способных к такому обучению.

Проблема:

  • Отбор часто осуществляется без психолого-педагогического обоснования.
  • Определение готовности к школе хорошо изучено, но не решает задачу отбора одаренных детей.

Необходимость:

  • Учет многогранности одаренности, включающей когнитивные (интеллектуальные, творческие) и некогнитивные (мотивационно-личностные) факторы.
  • Определение уровня интеллектуального развития как важного фактора для успешного обучения в специальной школе.
  • Методика, отвечающая требованиям: стандартизация, оценка различных сторон интеллекта, независимость от обученности, простота применения, валидность, краткость.

Цель исследования:

  • Разработка и апробация методики экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) для детей 6-7 лет, поступающих в 1 класс.

Методика:

  • Основана на модификации зарубежных тестов KFT 1-3, адаптированных для российских школьников.
  • Упрощена для детей, только начинающих школьное обучение.
  • Разработана в двух эквивалентных формах (А и Б) для повышения надежности.
  • Состоит из 4 субтестов по 5 заданий возрастающей сложности.
  • Тестовые задания представлены в виде рисунков, что позволяет тестировать детей независимо от навыка чтения.
  • Оценка осуществляется выбором правильного ответа из нескольких предложенных.

Описание субтестов:

  1. Общий уровень знаний: оценка словарного запаса и осведомленности.
  2. Количественные и качественные соотношения: понимание понятий больше-меньше, выше-ниже, старше-моложе и т.д.
  3. Логическое мышление: анализ, синтез, исключение лишнего (предметы, фигуры).
  4. Математические способности: задачи на сообразительность, пространственное мышление, определение закономерностей.

Применение МЭДИС:

  • Индивидуально или в группах по 5-10 человек.
  • Важно обеспечить спокойную, не напряженную обстановку.
  • Наблюдение за детьми во время тестирования позволяет избежать ошибок и получить дополнительную информацию.
  • Тестирование без ограничения времени, темп чтения заданий подбирается под скорость выполнения детьми.
  • Общее время тестирования: 20-30 минут.

Интерпретация результатов:

  • МЭДИС не является единственным критерием оценки интеллектуального развития.
  • Результаты теста должны рассматриваться в комплексе с другими показателями (собеседование, сведения от родителей, интересы ребенка).

Апробация МЭДИС:

  1. Первый этап:
    • Тестирование 100 учащихся первых классов обычных школ.
    • Сравнение результатов МЭДИС с KFT 1-3.
    • Высокая корреляция результатов свидетельствует о надежности и валидности МЭДИС.
  2. Второй этап:
    • Отбор детей в I класс школы для одаренных детей.
    • Тестирование 163 детей с помощью МЭДИС.
    • 65 детей с наилучшими результатами прошли на второй тур отбора, включавший собеседование.
    • В итоге были отобраны 20 детей с высокими показателями интеллекта и творческого мышления.
    • Результаты собеседования подтвердили эффективность МЭДИС для выявления одаренных детей.

Заключение:

  • МЭДИС показала эффективность для экспресс-диагностики уровня интеллектуального развития детей 6-7 лет.
  • Методика обладает достаточной надежностью и валидностью.
  • МЭДИС позволяет определить профиль интеллектуальных способностей ребенка и выявить одаренных детей.
  • Использование МЭДИС в комплексе с другими методиками позволяет формировать группы для дифференцированного обучения.
Рубрика: 
Ключевые слова: 
ВложениеРазмер
PDF icon Методическое руководстов к МЕДИС499.25 КБ
PDF icon МЕДИС (А)261.33 КБ
PDF icon МЕДИС (Б)317.56 КБ

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий