Опубликовано пользователем Psyker
В современном образовании наблюдается рост числа школ с ускоренными программами обучения, специализированных для одаренных детей. Возникает потребность в объективном отборе учащихся, способных к такому обучению.
Проблема:
- Отбор часто осуществляется без психолого-педагогического обоснования.
- Определение готовности к школе хорошо изучено, но не решает задачу отбора одаренных детей.
Необходимость:
- Учет многогранности одаренности, включающей когнитивные (интеллектуальные, творческие) и некогнитивные (мотивационно-личностные) факторы.
- Определение уровня интеллектуального развития как важного фактора для успешного обучения в специальной школе.
- Методика, отвечающая требованиям: стандартизация, оценка различных сторон интеллекта, независимость от обученности, простота применения, валидность, краткость.
Цель исследования:
- Разработка и апробация методики экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) для детей 6-7 лет, поступающих в 1 класс.
Методика:
- Основана на модификации зарубежных тестов KFT 1-3, адаптированных для российских школьников.
- Упрощена для детей, только начинающих школьное обучение.
- Разработана в двух эквивалентных формах (А и Б) для повышения надежности.
- Состоит из 4 субтестов по 5 заданий возрастающей сложности.
- Тестовые задания представлены в виде рисунков, что позволяет тестировать детей независимо от навыка чтения.
- Оценка осуществляется выбором правильного ответа из нескольких предложенных.
Описание субтестов:
- Общий уровень знаний: оценка словарного запаса и осведомленности.
- Количественные и качественные соотношения: понимание понятий больше-меньше, выше-ниже, старше-моложе и т.д.
- Логическое мышление: анализ, синтез, исключение лишнего (предметы, фигуры).
- Математические способности: задачи на сообразительность, пространственное мышление, определение закономерностей.
Применение МЭДИС:
- Индивидуально или в группах по 5-10 человек.
- Важно обеспечить спокойную, не напряженную обстановку.
- Наблюдение за детьми во время тестирования позволяет избежать ошибок и получить дополнительную информацию.
- Тестирование без ограничения времени, темп чтения заданий подбирается под скорость выполнения детьми.
- Общее время тестирования: 20-30 минут.
Интерпретация результатов:
- МЭДИС не является единственным критерием оценки интеллектуального развития.
- Результаты теста должны рассматриваться в комплексе с другими показателями (собеседование, сведения от родителей, интересы ребенка).
Апробация МЭДИС:
- Первый этап:
- Тестирование 100 учащихся первых классов обычных школ.
- Сравнение результатов МЭДИС с KFT 1-3.
- Высокая корреляция результатов свидетельствует о надежности и валидности МЭДИС.
- Второй этап:
- Отбор детей в I класс школы для одаренных детей.
- Тестирование 163 детей с помощью МЭДИС.
- 65 детей с наилучшими результатами прошли на второй тур отбора, включавший собеседование.
- В итоге были отобраны 20 детей с высокими показателями интеллекта и творческого мышления.
- Результаты собеседования подтвердили эффективность МЭДИС для выявления одаренных детей.
Заключение:
- МЭДИС показала эффективность для экспресс-диагностики уровня интеллектуального развития детей 6-7 лет.
- Методика обладает достаточной надежностью и валидностью.
- МЭДИС позволяет определить профиль интеллектуальных способностей ребенка и выявить одаренных детей.
- Использование МЭДИС в комплексе с другими методиками позволяет формировать группы для дифференцированного обучения.
Рубрика:
Ключевые слова:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 499.25 КБ |
![]() | 261.33 КБ |
![]() | 317.56 КБ |
Поделиться