Метафора: между языком и разумом

Метафора - явление, знакомое нам с детства. Но ее изучение, как отмечает один из исследователей, имеет долгое прошлое, но короткую историю. Лишь в XX веке она стала предметом серьезного внимания философов, лингвистов и психологов.

Лингвистическо-философские исследования:

В философии языка метафора рассматривается как переносное слово, имеющее два значения: буквальное (часто ложное) и метафорическое. Основной вопрос - как происходит переход от одного к другому?

  • Семантический подход фокусируется на значении слова, утверждая, что метафора имеет двойственное значение. Задача теории - найти правила перехода от буквального к переносном.
  • Прагматический подход подчеркивает, что значение слова и то, что говорящий хочет им сказать, не одно и то же. Метафора не столько изменяет значение слова, сколько помогает нам увидеть новые свойства и связи между объектами.

Однако, как отмечают Д. Бикертон и М. Хессе, представление о буквальном значении слова как некой неизменной величине неверно. Значение слова определяется контекстом, а не зафиксировано в языке подобно воде в колодце.

Теория социальных эстафет М.А. Розова:

Теория М.А. Розова предлагает новый взгляд на язык. Любое социальное явление, включая язык, существует в виде социальной эстафеты - воспроизведения образцов деятельности. Значение слова не является фиксированным, а формируется в контексте других образцов, составляющих нормативную систему.

Эта теория позволяет объяснить, почему метафора существует, и почему мы ее понимаем. Метафора - это нарушение традиционной классификации предметов, основанное на других признаках, называемых эталонными. Например, в метафоре Этот человек - лиса эталонным признаком является хитрость, а лиса - ее эталон.

Психологические исследования:

Психология изучает метафору с точки зрения понимания. Основные направления исследований:

  • Проверка модели Дж. Серля: Серль утверждает, что понимание метафоры требует ее распознавания как несвойственного употребления слова.
  • Изучение понимания метафоры детьми: Дети понимают метафоры уже с 4 лет, но не всегда могут их распознать как таковые.

Исследования показывают, что понимание метафоры может происходить и без ее распознавания. Это подтверждает теорию социальных эстафет.

Разница между пониманием и распознаванием:

  • Понимание - это нахождение оснований альтернативной классификации, использованной в метафоре.
  • Распознавание - это обнаружение конфликта традиционной и альтернативной классификаций.

Понимание метафоры - это не специфический процесс:

Понимание метафоры подчиняется тем же закономерностям, что и понимание обычных высказываний. Специфика метафоры проявляется в ее распознавании.

Метафора как произведение искусства:

Метафора, подобно произведению искусства, сочетает в себе содержание (основания альтернативной классификации) и форму (конфликт традиционной и альтернативной классификаций). Форма метафоры придает ей окрашенность и создает эстетическое воздействие, которое не передается парафразой.

Заключение:

Метафора - это не просто переносное значение. Она - сложное явление, существующее на стыке языка и разума. Она нарушает традиционные правила, создавая новые смыслы и впечатления. Изучение метафоры помогает нам лучше понять, как мы мыслим и как мы используем язык.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться