Метафора - явление, знакомое нам с детства. Но ее изучение, как отмечает один из исследователей, имеет долгое прошлое, но короткую историю. Лишь в XX веке она стала предметом серьезного внимания философов, лингвистов и психологов.
Лингвистическо-философские исследования:
В философии языка метафора рассматривается как переносное слово, имеющее два значения: буквальное (часто ложное) и метафорическое. Основной вопрос - как происходит переход от одного к другому?
- Семантический подход фокусируется на значении слова, утверждая, что метафора имеет двойственное значение. Задача теории - найти правила перехода от буквального к переносном.
- Прагматический подход подчеркивает, что значение слова и то, что говорящий хочет им сказать, не одно и то же. Метафора не столько изменяет значение слова, сколько помогает нам увидеть новые свойства и связи между объектами.
Однако, как отмечают Д. Бикертон и М. Хессе, представление о буквальном значении слова как некой неизменной величине неверно. Значение слова определяется контекстом, а не зафиксировано в языке подобно воде в колодце.
Теория социальных эстафет М.А. Розова:
Теория М.А. Розова предлагает новый взгляд на язык. Любое социальное явление, включая язык, существует в виде социальной эстафеты - воспроизведения образцов деятельности. Значение слова не является фиксированным, а формируется в контексте других образцов, составляющих нормативную систему.
Эта теория позволяет объяснить, почему метафора существует, и почему мы ее понимаем. Метафора - это нарушение традиционной классификации предметов, основанное на других признаках, называемых эталонными. Например, в метафоре Этот человек - лиса эталонным признаком является хитрость, а лиса - ее эталон.
Психологические исследования:
Психология изучает метафору с точки зрения понимания. Основные направления исследований:
- Проверка модели Дж. Серля: Серль утверждает, что понимание метафоры требует ее распознавания как несвойственного употребления слова.
- Изучение понимания метафоры детьми: Дети понимают метафоры уже с 4 лет, но не всегда могут их распознать как таковые.
Исследования показывают, что понимание метафоры может происходить и без ее распознавания. Это подтверждает теорию социальных эстафет.
Разница между пониманием и распознаванием:
- Понимание - это нахождение оснований альтернативной классификации, использованной в метафоре.
- Распознавание - это обнаружение конфликта традиционной и альтернативной классификаций.
Понимание метафоры - это не специфический процесс:
Понимание метафоры подчиняется тем же закономерностям, что и понимание обычных высказываний. Специфика метафоры проявляется в ее распознавании.
Метафора как произведение искусства:
Метафора, подобно произведению искусства, сочетает в себе содержание (основания альтернативной классификации) и форму (конфликт традиционной и альтернативной классификаций). Форма метафоры придает ей окрашенность и создает эстетическое воздействие, которое не передается парафразой.
Заключение:
Метафора - это не просто переносное значение. Она - сложное явление, существующее на стыке языка и разума. Она нарушает традиционные правила, создавая новые смыслы и впечатления. Изучение метафоры помогает нам лучше понять, как мы мыслим и как мы используем язык.
Поделиться