- Ваше ежедневное поведение может сказать многое о вашем уровне эмоционального интеллекта.
- Люди, проявляющие эмпатию и предлагающие помощь в различных социальных ситуациях, в большинстве своём имеют высокоразвитый эмоциональный интеллект.
- Если вы способны простить и забыть, то вы, вероятнее всего, прекрасно понимаете и управляете своими эмоциями.
В 1995 году психолог и научный журналист Дэниэл Гоулман опубликовал книгу, в которой была представлена концепция эмоционального интеллекта. Идея о том, что способность понимать и управлять эмоциями существенно повышает наши шансы на успех, получила быстрое распространение и оказала большое влияние на то, как люди думают о своих эмоциях и человеческом поведении в целом.
Но как эмоциональный интеллект проявляется в нашем повседневном поведении?
На протяжении двух лет я изучал этот вопрос, проводя исследования для моей выходящей книги «EQ, Applied». Занимаясь этим, я сумел определить целый ряд действий, который иллюстрирует то, как эмоциональный интеллект проявляет себя в реальном мире.
Вот 13 из них:
1. Вы думаете о чувствах
Эмоциональный интеллект начинается с того, что принято называть самосознанием и социальным сознанием – способность определять эмоции (и их воздействие) как на вас самих, так и на окружающих.
Это осознание начинается с рефлексии. Вы задаёте следующие вопросы:
- Какие эмоции являются моими сильными сторонами? А какие слабыми?
- Как моё текущее настроение влияет на мои мысли и решения?
- Почему люди делают то, что они делают?
Раздумывание над подобными вопросами дарит вам множество открытий, которые можно будет использовать с пользой для себя.
2. Вы держите паузу
Пауза – не что иное, как умение остановиться на секунду, прежде чем сделать или сказать что-либо. (Звучит легко, однако на практике это не так просто). Это умение может спасти вас от неловких моментов или от поспешных выводов.
Иными словами, взятие паузы даёт вам возможность избежать серьезных решений, основанных на кратковременных эмоциях.
3. Вы стараетесь контролировать свои мысли
Ваша способность контролировать свои эмоции в конкретный момент времени сильно ограничена. Но вы можете контролировать свою реакцию на эти эмоции, фокусируясь на своих мысля. (Как говорится: вы не можете предотвратить того, чтобы птица не села на вашу голову, но вы можете избежать того, чтоб она не построила на вашей голове гнездо).
Стараясь контролировать свои мысли, тем самым вы предохраняете себя от того, чтобы стать рабом собственных эмоций, и позволяете себе жить в гармонии с вашими целями и ценностями.
4. Вы извлекаете пользу из критики
Никто не получает удовольствие от негативных отзывов. Но вы должны знать, что критика – это шанс научиться чему-то новому, даже если она приходит к вам не в самом лучшем виде. И даже если эта критика не обоснована, это даёт вам возможность понять то, как думают другие люди.
Когда вы получаете негативный отзыв, вы держите свои эмоции под контролем и спрашиваете себя: как это может сделать меня лучше?
5. Вы искренни
Искренность вовсе не значит необходимость делиться всем и со всеми. Это означает говорить то, что вы думаете, думать о том, что вы говорите, и придерживаться ваших ценностей и принципов ни смотр ни на что.
Далеко не все по достоинству оценят ваше желание делиться своими мыслями и чувствами. Но обязательно найдется тот, кто это оценит.
6. Вы демонстрируете эмпатию
Способность к демонстрации эмпатии, которая включает в себя понимание чужих мыслей и чувств, помогает вам поддерживать отношения с другими людьми. Вместо осуждения и развешивания ярлыков, вы стараетесь видеть вещи чужими глазами.
Эмпатия вовсе не означает необходимость всегда соглашаться с чужой точкой зрения. Эмпатия подразумевает то, что вы стараетесь понять другого человека, что позволяет вам построить более глубокие и крепкие взаимоотношения.
7. Вы хвалите других
Все люди жаждут признания и похвалы. Когда вы хвалите других людей, вы удовлетворяете эту потребность и выстраиваете доверительные отношения в процессе.
Всё начинается с того, что вы фокусируетесь на лучших чертах в других людях. Затем, когда вы начинаете делиться тем, что вы цените в других людях больше всего, вы вдохновляете их на то, чтобы стать лучшей версией самих себя.
8. Вы даёте полезные отзывы
Негативные отзывы с большой вероятностью причинят боль другим людям. Понимая это, вы перефразируете свою критику в конструктивный отзыв, чтобы получатель отзыва воспринял её с пользой, а не с обидой.
9. Вы извиняетесь
Требуется много сил и отваги, чтобы извиниться перед другим человеком. Делая это, вы демонстрируете свою сдержанность, качество, которое буквально станет притягивать других людей к вам.
Эмоциональный интеллект помогает вам понять, что извинения далеко не всегда означают, что вы ошибались. Они означают, что вы цените отношения выше, чем собственное эго.
10. Вы прощаете и забываете
Утаивание обид подобно ножу, оставленному в ране. Пока виновник происшествия двигается по жизни дальше, вы лишаете себя шанса на выздоровление.
Когда вы прощаете и забываете, вы не даёте другим сделать из вас эмоционального заложника, позволяя себе двигаться дальше.
11. Вы сдерживаете свои обязательства
На сегодняшний день несдержанные обязательства и соглашения – далеко не редкость. Разумеется, отказ от просмотра Netflix с вашим другом причинит куда меньше вреда, чем нарушение обещания вашему ребенку или срыв деловых сроков.
Но когда вы развиваете в себе привычку сдерживать собственное слово – как в маленьких, так и в больших вопросах – вы развиваете сильную репутацию надежного человека.
12. Вы помогаете другим
Один из лучших способов позитивно повлиять на эмоции других людей – это помочь им.
Большинство людей не интересует то, какой ВУЗ вы окончили или даже каких успехов достигли. Но что насчёт часов, которые вы выдернете из своего расписания, чтобы помочь или выслушать других людей? Ваша готовность закатить рукава и работать вместе с ними?
Подобные действия выстраивают доверие и вдохновляют других следовать за вами, когда в этом возникает необходимость.
13. Вы защищаете себя от эмоционального саботажа
Вы понимаете, что эмоциональный интеллект также имеет и тёмную сторону – вроде той, когда люди пытаются манипулировать эмоциями других людей в своих личных целях.
Именно поэтому вы продолжаете развивать свой эмоциональный интеллект – чтобы защитить себя от подобных действий.
Justin Bariso, Inc. Перевод: Артемий Кайдаш
Поделиться