Трансформация HR-системы в Метинвесте: от советских рельсов к мировым стандартам

Если наша стратегическая цель — устойчивое развитие бизнеса на основе повышения его конкурентоспособности, то нам, в первую очередь, нужно сформировать идеологию взаимовыгодного сотрудничества.

Крупный вертикально-интегрированный международный холдинг, такой как Метинвест, нуждается в управлении на уровне мировых стандартов. Перед HR-специалистами компании была поставлена амбициозная цель: выстроить современную эффективную HR-систему.

Перестраивать десятилетиями сложившиеся процессы, унаследованные от советской системы, - задача не из легких. В Метинвесте понимали, что простое копирование лучших практик других предприятий неэффективно. Эйчарам предстояло решить две ключевые задачи:

  1. Настроить систему: предложить технологии управления, соответствующие бизнес-целям компании.
  2. Стать бизнес-партнерами топ-менеджеров: заручиться поддержкой управленческой команды.

Разработка HR-системы

В основу новой системы легли пять ключевых направлений:

  • Стратегия: выход на новые рынки, расширение и удержание доли рынка, создание и продвижение продуктов, ценных для клиента.
  • Процессы: настройка системы на восприятие и качественную обработку информации, на основе которой выстраивается система принятия решений.
  • Оплата труда: логическая связь личных целей работника с целями организации, разработка современных политик вознаграждения.
  • Люди: подбор и закрепление на предприятиях работников с необходимыми навыками.
  • Структура: распределение полномочий и создание иерархии должностей, отвечающей целям компании.

Сквозные HR-системы: ключевой элемент трансформации

Для достижения синергетического эффекта между всеми направлениями работы эйчара, в Метинвесте были разработаны сквозные HR-системы:

  • Грейдирование: создание иерархии должностей, связывающее процессы организационного планирования, управления вознаграждением, продвижения и ротации.
  • Оценка эффективности: постановка целей, оценка результативности и компетенций, взаимосвязанная с процессами управления вознаграждением, продвижением, планированием карьеры, управлением кадровым резервом, обучением и развитием.
  • Модели компетенций: набор качеств и навыков, необходимых для достижения целей, лежащий в основе процессов подбора персонала, оценки эффективности, обучения и развития, развития корпоративной культуры.

Приоритеты в развитии HR-системы

Для обеспечения поддержки каждого из стратегических направлений развития Метинвеста, были выделены следующие приоритеты:

  • Развитие организационной структуры/организационное планирование.
  • Управление эффективностью.
  • Развитие и обучение менеджеров.
  • Развитие корпоративной культуры.

Трансформация HR-функции: новая структура

В рамках трансформации HR-функции Метинвеста были определены новые роли и функции:

  • HR-директор холдинга: методологическое обеспечение, разработка HR-политик, аудит, обучение, распространение лучших практик.
  • HR-бизнес-партнер: единый контактный HR-специалист для руководителя подразделения, внедрение HR-практик, коммуникация с сотрудниками, решение оперативных вопросов.
  • Центры компетенций: разработка и реализация HR-политик в области организационного планирования, компенсаций и льгот, обеспечения персоналом, управления талантами, обучения и развития менеджеров, управления корпоративной культурой и вовлеченностью.

Управление эффективностью: от стратегического планирования до оценки и развития

При внедрении системы управления эффективностью Метинвест столкнулся с дискуссиями о целесообразности оценки работы на всех уровнях. В итоге было принято решение о постоянном диалоге между руководителями и работниками, с целью своевременной обратной связи по результатам деятельности.

Оценка: вспомогательный инструмент, не абсолютная истина

Опыт Метинвеста убедил, что все оценочные инструменты - ассессмент-центры, интервью по компетенциям, тестирование способностей, - следует рассматривать как вспомогательные средства. Их результаты нельзя абсолютизировать.

При оценке в Метинвесте уделяют внимание следующим аспектам:

  • Определение правил: критерии оценки, целевые показатели, процент повышения оклада.
  • Коммуникация с руководителями: обучение работать с результатами оценки, общаться с сотрудниками, принимать кадровые решения.

Обучение и развитие: формирование команды управленцев

В Метинвесте уверены, что основой обучения менеджеров должно быть не традиционное аудиторное обучение, а выполнение реальных проектов.

В рамках программ развития менеджеры должны не только получать новые знания и навыки, но и применять их, разрабатывая и реализуя проекты по развитию бизнеса.

Корпоративная культура: от коммуникации до формирования новых поведенческих моделей

В Метинвесте решили отказаться от простого рассказа о корпоративных ценностях и сфокусироваться на том, чтобы каждый сотрудник нашел в новой культуре важные для него смыслы, получил ответ на вопрос: Что конкретно произойдет со мной и для меня, если я буду разделять эти ценности?.

Бизнес-партнерство: поддержка топ-менеджмента и создание HR-команды

Для успешной трансформации HR-системы в Метинвесте важно было заручиться поддержкой топ-менеджеров. Важно также было создать HR-команду, активно вовлеченную в трансформацию.

Получение поддержки топ-команды:

  • Узнать реальные потребности менеджеров и коллектива и предложить практические решения для их удовлетворения.
  • Показать различие ролей топ-менеджеров и HR-менеджеров.
  • Аккуратно дать понять управленцам, что эйчары не перехватывают их полномочия.

Основные задачи на будущее:

  • Упорядочивание и апробация новых управленческих схем.
  • Развитие корпоративной культуры.
  • Внедрение корпоративных ценностей.
  • Повышение уровня вовлеченности сотрудников.
  • Увеличение производительности труда.

Метинвест доказал, что трансформация HR-системы - это не просто обновление процессов, а стратегическая задача, требующая комплексного подхода, осознанной поддержки топ-менеджмента и создания сильной HR-команды.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться