Тест интеллекта Векслера

Интеллектуальные тесты широко применяются для определения профессиональной пригодности и прогнозирования успешности трудовой деятельности. Одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития является тестирование по шкале интеллекта Дэвида Векслера — Wechsler Adult Intelligence Scale (WAIS). Оно позволяет получить полную картину интеллектуальной сферы человека.

Интеллектуальные тесты широко применяются для определения профессиональной пригодности и прогнозирования успешности трудовой деятельности. Как правило, для этой цели используются краткие формы тестов на интеллект или отдельные задания из них. Но иногда возникает необходимость полной и разносторонней оценки уровня интеллектуального развития человека. Чаще всего это происходит при оценке претендента на руководящую должность, ошибка в отборе которого может сказаться на эффективности работы компании. В этом случае психологи обычно обращаются к шкале интеллекта Дэвида Векслера — WAIS. Данный тест нечасто используется в профессиональном отборе в полном виде из-за больших затрат времени на проведение. Тем не менее, он должен быть в арсенале каждого психолога-практика.

Описание первой векслеровской шкалы интеллекта было опубликовано в 1939 году. Она была предназначена специально для тестирования интеллекта взрослых людей в возрасте от 16 до 64 лет. До этого интеллектуальные тесты в основном составлялись для детей школьного возраста. С того времени тест WAIS претерпел несколько редакций, но принципиально не изменился. В России методика WAIS была адаптирована в Институте им. В. Бехтерева.

WAIS — методика индивидуального тестирования. На проведение теста требуется примерно 1 час. Столько же времени необходимо для обработки результатов. Но затраты времени окупаются возможностью получения не только информации об уровне общего интеллектуального развития, но и других ценных сведений о человеке.

Обследование обязательно должно проводиться в отдельном помещении, в спокойной обстановке и атмосфере доброжелательности. Экспериментатору важно установить хороший контакт с тестируемым. Не рекомендуется тестировать человека, если он утомлен или плохо себя чувствует, хотя тест Векслера весьма устойчив ко многим факторам. Например, на его результаты не сильно влияют колебания настроения — причем, как тестируемого, так и тестирующего.

Весь тест WAIS состоит из двух больших частей — вербальной и невербальной. Вербальная часть включает в себя шесть субтестов, а невербальная — пять.

Сначала охарактеризуем субтесты вербальной части:

  1. «Общая осведомленность» — включает в себя вопросы на общую информированность человека, измеряет его кругозор и наличие разнообразных знаний о мире.
  2. «Понятливость» — направлен на оценку так называемого «здравого смысла» при решении практических задач и измерение социального интеллекта. Некоторые задания требуют толкования пословиц. Ответы оцениваются в зависимости от полноты и степени обобщения.
  3. «Арифметика» — включает в себя арифметические задачи, требующие устного решения. Оценивает сообразительность, внимательность и кратковременную память.
  4. «Сходство» — состоит из заданий, в которых требуется найти сходство между двумя понятиями. Этот субтест направлен на измерение способности к логическому мышлению, обобщению и абстрагированию. При оценке учитывается, сумел ли человек найти адекватный, общий существенный признак — родовой по отношению к двум видовым понятиям.
  5. «Повторение цифр» — служит показателем объема кратковременной памяти. Необходимо воспроизвести ряд цифр в прямом и обратном порядке. Задание требует большой концентрации внимания и устойчивости к помехам.
  6. «Словарь» — измеряет понимание и умение определять смысловое содержание слов. Включает в себя работу со словами разной степени трудности и частоты употребления. Определяет размер словарного запаса, культурный уровень, чувство меры и умение адекватно раскрывать значение слов.

Теперь рассмотрим субтесты, составляющие невербальную часть:

  1. «Недостающие детали» — необходимо найти, какая деталь пропущена на каждой из предъявляемых картинок. Измеряет зрительную наблюдательность и способность выявлять существенные признаки.
  2. «Последовательные картинки» — направлен на измерение способности устанавливать правильную логическую последовательность событий в соответствии с развитием действия по времени. Картинки этого субтеста похожи на комиксы и имеют юмористическое и моралистическое — то есть социально-значимое — содержание.
  3. «Кубики Коса» — задания на конструирование, составление узора из кубиков в соответствии с заданным образцом. Является «ядром» теста невербального интеллекта.
  4. «Сложение фигур» — от тестируемого требуется сложить фигуры из их частей. Всего предлагается четыре фигуры — человек, профиль лица, кисть руки и слон. Измеряет сохранность визуальной перцепции, зрительно-моторной координации и способность к синтезу.
  5. «Шифровка» — кодировка цифр в соответствии с заданным кодом. Диагностирует зрительно-моторную координацию, а также точность и быстроту реакции, зрительную память, обучаемость и активность. Чувствителен к психомоторному отставанию.

Задания в каждом субтесте расположены в порядке возрастания трудности. При выполнении заданий по субтесту «арифметика» и всем невербальным субтестам учитывается как скорость, так и правильность выполнения. По остальным субтестам — только точность выполнения заданий. Уровень выполнения заданий оценивается в соответствии с возрастными нормами.

Все ответы тестируемого заносятся в специальный тестовый бланк. Желательно записывать ответы как можно полнее, особенно если экспериментатор не очень свободно владеет методикой оценки. Это даст возможность позже спокойно обдумать неоднозначные, неясные ответы и правильно оценить их.

При обработке результатов подсчитываются баллы по каждому субтесту, суммарный показатель вербального интеллекта (VIQ), суммарный показатель невербального интеллекта (PIQ), и показатель общего интеллекта (IQ).

На основании рассчитанных баллов можно судить об интеллектуальном уровне человека и сравнивать полученный показатель с распределением IQ в популяции. Вот какая классификация уровней интеллекта была предложена Векслером:

  • 130 баллов и выше — очень высокий IQ — у 2,2% населения
  • 120–129 баллов — высокий IQ — у 6,7% населения
  • 110–119 баллов — хорошая норма — у 16,1%
  • 90–109 баллов — средний IQ — у 50% населения
  • 80–89 баллов — плохая норма — у 16,1%
  • 70–79 баллов — пограничная зона — у 6,7% населения
  • 69 баллов и ниже — умственный дефект — у 2,2%

Можно, кроме того, сделать выводы и о том, какая сфера интеллекта — вербальная или невербальная — преобладает у данного человека. Сопоставление уровней выполнения различных субтестов позволяет оценивать развитие отдельных интеллектуальных способностей (например, образного и логического мышления, внимательности, наблюдательности, памяти и др.).

Это все — количественные оценки, но тест Векслера позволяет делать и качественный анализ. Например, анализ ответов на вопросы субтеста «словарь» дает возможность раскрыть особенности и определить уровень мыслительных процессов человека, выявить возможные нарушения мышления (такие, как резонерство, нелепости, неологизмы и др.), а также некоторые характерологические и личностные черты (импульсивность, эгоцентризм, рационализм и пр.). А анализ рассказа, составленного по картинкам в субтесте «последовательные картинки», хотя и не влияет на количественную оценку, обнаруживает специфические особенности мышления человека, свойства личности и значимых межличностных отношений (то есть, «работает» как проективный тест).

Не каждый экспериментатор, проводящий тестирование с помощью шкал Векслера, может разглядеть в ответах тестируемого что-то большее, чем количественные показатели. Способность к качественному анализу приходит с опытом. Но зато опытному экспериментатору под силу многое сказать о человеке только на основании зарегистрированных в тестовом бланке ответов, даже не видя его.

За годы использования теста Векслера в психологической практике накоплено немало эмпирических данных. В частности, установлено, что WAIS лучше «работает» на выборке людей со средним уровнем развития и хуже оценивает высоко одаренных и ярких в интеллектуальном плане личностей. Кроме того, при прочих равных условиях люди старшего возраста обычно получают более высокие показатели IQ, чем молодые.

Интересные наблюдения касаются и отличий по IQ, получаемых по шкалам Векслера, для людей с разным уровнем образования и профессиональной принадлежности. Так, к примеру, тестирование служащих в среднем дает более высокие показатели по вербальной шкале, а людей физического труда — по невербальной. Эти особенности необходимо учитывать при интерпретации полученных результатов.

Существует множество сокращенных шкал Векслера. Чаще всего такие шкалы создаются путем простого изъятия некоторых субтестов или уменьшения числа заданий в них. Как показывают специальные исследования, сокращенные формы коррелируют с полной шкалой на достаточно высоком уровне, и поэтому могут быть с успехом использованы для проведения быстрой проверки и отбора. Но не стоит забывать, что в этом случае многие качественные показатели оказываются упущенными.

Хотелось бы отметить, что при проведении теста Векслера необходимо придерживаться стандартной процедуры: инструкция испытуемого, процесс тестирования и оценка результатов должны строго соответствовать руководству по проведению теста. Все это требует от экспериментатора специальной подготовки и опыта.

Надежда Зырянова
По материалам «HRM»

Рубрика: 
Ключевые слова: