Знаки как основа психического развития: концепция Л.С. Выготского и современные исследования

Статья посвящена анализу фундаментальной концепции Л.С. Выготского о роли знаков в психическом развитии. Выготский ввел понятие знак как искусственное средство, используемое человеком в психологической ситуации, и показал, что знаки преобразуют структуру деятельности и психических процессов, превращая их в системы.

Значение концепции Выготского:

  • В общей психологии: помогает понять сущность идеального, развить концепцию психики как предметно-практической деятельности, опосредствованной культурой.
  • В педагогической психологии: позволило рассмотреть процесс обучения как овладение системами знаков, расширяющими возможности и повышающими уровень психического развития.

Исследования, развивающие концепцию Выготского:

  • Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер и др.): демонстрируют, как освоение знаков приводит к осознанию и овладению психическими функциями, интериоризации средств и становлению новой структуры психической деятельности.
  • Современные исследования: фокусируются на изучении роли знаков в формировании различных знаний через применение научной символики, графических построений и др.

Критика ограничений концепции Выготского:

  • Ограниченность использования вербальных знаков в качестве модели: не полностью отражает роль других знаковых систем.
  • Использование в экспериментах единичных знаков: не позволяет изучить закономерности работы с сложными знаковыми системами.

Проблемы развития знаковой (символической) функции:

  • Отсутствие системного подхода к изучению знаковых систем в обучении: ведёт к недостаточному осознанию семиотических закономерностей, феномену стекла (склеенность формы и содержания знака).
  • Недостаточное внимание к разнообразию знаковых систем в обучении: ведёт к невозможности перехода от одной знаковой системы к другой, ограничивает развитие творческого потенциала.

Необходимость развития семиотической грамотности:

  • Формирование умений выделять планы знака (реальность - обозначаемое и знак - обозначающее), алфавиты - системы знаков, типы связей между планами.
  • Овладение принципами перевода информации, текста с одного языка на другой.
  • Развитие рефлексии по отношению к знаковой деятельности.

Предлагаемые решения:

  • Разработка специальных курсов по формированию символической функции.
  • Построение учебных предметов с учетом семиотической логики.

Примеры практической реализации курсов, направленных на развитие семиотической грамотности:

  • Курс символической пропедевтики для детей 6-7 лет: основан на заданиях, раскрывающих семиотические закономерности и символический смысл сказки.
  • Курс введения в начальную математику: фокусируется на использовании разных знаковых систем для выражения одного и того же содержания, учит разделять план содержания и план выражения.
  • Курс введения в музыку: заключается в формировании семиотического анализа звука как знака, несущего определенное содержание.

Заключение:

Статья подчеркивает важность развития символической функции в онтогенезе. Обучение, направленное на повышение семиотической грамотности, не только способствует более эффективному усвоению знаний, но и развивает творческий потенциал, креативность и интеллектуальные способности ребенка. Разработка специальных курсов и перестройка учебных предметов с учетом семиотической логики являются ключевыми шагами в этом направлении.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться