Замещающая семья: путь к полноценному развитию детей-сирот

В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова

Статья посвящена изучению психологических аспектов становления замещающей семьи для детей-сирот. Авторы подчеркивают, что длительное отсутствие заботы матери или замещающего родителя негативно влияет на психическое и физическое развитие ребенка, приводя к депривации - состоянию лишения необходимых для полноценного развития условий.

Теоретические основы:

Статья опирается на системный подход, представляющий семью как единую систему со своими закономерностями функционирования и развития. Для понимания процесса депривации авторы ссылаются на теорию объектных отношений, интерперсональную психоаналитическую школу, теорию привязанности и когнитивно-бихевиоральное направление.

Основные выводы:

  • Семья является важнейшим фактором нормального развития ребенка.
  • Сиротские учреждения не могут компенсировать последствия депривации.
  • Замещающая семья способна создать условия для полноценного развития детей-сирот.

Модель анализа семейной системы:

Авторы предлагают модель анализа семьи как системы в четырех аспектах:

  1. Структура: определяет связи и иерархию в семье.
  2. Микродинамика: включает семейные роли, паттерны взаимодействия, циркуляцию информации, стиль эмоциональной коммуникации и распределение заданий.
  3. Макродинамика: рассматривает семейную историю, сценарии, циклы развития, сопротивление изменениям, ресурсы для изменений, культурный и исторический контекст, полоролевые стереотипы.
  4. Идеология: содержит семейные нормы и правила, требования и ожидания, мифы, ценности, традиции и ритуалы.

Этапы развития замещающей семьи:

Исследование 40 семей позволило выявить основные этапы становления семьи после приема ребенка:

  • Ориентировка: взаимное изучение друг друга (2 месяца).
  • Напряжение: преобладание эмоционального дискомфорта (3-8 месяцев).
  • Отвержение: преобладание негативного отношения к приемному ребенку (8-10 месяцев).
  • Штиль: осознание взаимной связи (11-24 месяца).
  • Депрессия: осознание проблем, связанных с приемом (24-30 месяцев).
  • Принятие проблем: принятие новой семейной идентичности (после 30 месяцев).

Заключение:

  • Динамика развития приемной семьи подчиняется определенным закономерностям, включающим этапы и кризисы.
  • Психологическое сопровождение семьи на всех этапах ее становления играет ключевую роль в успешной адаптации ребенка-сироты.
  • Замещающая семья создает условия для полноценного развития ребенка, помогая ему компенсировать последствия депривации, формировать положительную самооценку и здоровую идентичность.

Ключевые слова: развитие, депривация, компенсация, системный подход, семейная система, динамика, этапы, кризис, эффективность, замещающая семья, привязанность, психологическое сопровождение.

Важно отметить: Статья не является просто пересказом оригинала, а представляет собой более лаконичную и доступную версию текста. Основные идеи и выводы сохранены, но текст стал более читабельным и структурированным.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться