Проблема творческости занимает ключевое место в психологии личности и ее развития. Традиционно творческость отождествляется с интеллектуальными достижениями, измеряемыми с помощью интеллектуальных тестов. Однако современные исследования, посвященные креативным процессам, рассматривают ее как многомерное явление, включающее как интеллектуальные, так и личностные факторы.
В статье Е.Л. Яковлевой творческость рассматривается не как набор умственных способностей, а как реализация собственной индивидуальности. Человеческая индивидуальность неповторима, а ее проявление в мире – это творческий акт.
Основные характеристики творческости, по мнению автора, – процессуальные:
- Субъект-субъектное взаимодействие: творческий процесс развертывается в межличностных отношениях.
- Адресованность: творческие акты, как правило, направлены на другого человека.
Эти характеристики вытекают из рассмотрения творческости как реализации собственной индивидуальности, которая проявляется в общении и всегда предполагает предъявление себя другому.
Важной потребностью человека, согласно гуманистическим психологам, является потребность в самовыражении, лежащая в основе творческой реализации.
Автор выдвигает тезис о том, что максимальное проявление творческих способностей заключается в использовании собственной индивидуальности для выявления и проявления индивидуальности другого человека. Именно это и является характеристикой лидерской одаренности.
Лидерская одаренность, в отличие от других видов одаренности, связана с межличностными отношениями и заключается в умении видеть и использовать особенности индивидуальности другого человека.
Проблема лидерства становится особенно актуальной в современном мире, характеризующемся постоянными изменениями и непредсказуемостью. Лидер – это человек, способный видеть ресурсы людей и помогать им справляться с возникающими проблемами.
Исследования лидерства показывают, что успешные руководители отличаются от неуспешных не интеллектом, а личностными качествами, которые позволяют им эффективно взаимодействовать с людьми. Однако само явление лидерства до сих пор не получило однозначного определения.
Лидерская одаренность рассматривается как особый вид одаренности, связанный с процессом межличностного взаимодействия. Она проявляется в том, что человек, ею обладающий, делает взаимодействие более целенаправленным, эффективным и осмысленным для всех участников.
В лидерской одаренности все общие характеристики одаренности (внутренняя мотивация, исследовательская активность, оригинальность мышления) получают особое преломление, поскольку она связана с субъект-субъектными отношениями.
Лидер помогает другим людям раскрыть и проявить свою индивидуальность, используя свою собственную. Таким образом, проявление индивидуальности является:
- Психологической предпосылкой лидерской одаренности.
- Сутью творческости.
Гипотеза автора: развитие психологических предпосылок лидерской одаренности способствует проявлению творческости как личностной характеристики.
На основе этой гипотезы была разработана программа творческого развития личности для школьников, направленная на предоставление детям психологических средств для выявления и проявления собственной индивидуальности. Программа состоит из 4 блоков:
- Я – Я: общение с самим собой.
- Я – Другой: общение с другими людьми.
- Я – Общество: общение с общественными институтами.
- Я – Мир: исследование мира.
В каждом блоке развиваются возможности выявления и проявления собственной индивидуальности в разных областях взаимодействия.
Ключевые условия реализации индивидуальности и развития творческости:
- Взаимодействие детей и взрослых: основанное на принципах гуманистической психологии (безоценочность, принятие, психологическая безопасность, поддержка).
- Содержание программного материала: демонстрирует разные аспекты человеческой индивидуальности.
Обучение строится по принципам развивающего обучения: проблемность, диалогичность, индивидуализация.
Проработка основных тем в программе:
- Составление перечня личностных черт своих и близких людей.
- Определение собственных привязанностей и предпочтений.
- Формирование собственных суждений.
- Определение привязанностей, суждений, предпочтений близких людей.
Программа направлена на то, чтобы продемонстрировать детям широкий веер индивидуальных различий и показать безусловную ценность каждой личности.
Эмоциональное самовыражение является важным инструментом развития творческих способностей. Дети обучаются распознавать свои ощущения во всех сенсорных модальностях и выражать их вербально.
Использование различного материала (литературные произведения, проблемные ситуации, драматизация, конфликтные ситуации) способствует развитию у детей умения распознавать и выражать собственные эмоциональные состояния.
Результаты работы по программе:
- Повышение показателей творческости по тесту Торренса у младших подростков.
- Изменения в интеллектуальной и личностной сферах: повышение показателей интеллекта, улучшение самооценки, повышение доброжелательности, умение находить выход из конфликтных ситуаций.
Эти результаты подтверждают гипотезу о связи развития предпосылок лидерской одаренности с проявлением творческости как личностной характеристики.
Статья Е.Л. Яковлевой делает важный вклад в понимание творческости как процесса реализации индивидуальности и подчеркивает важность развития лидерской одаренности как ключевого фактора в раскрытии творческого потенциала человека.
Поделиться