Современная психология: бурное развитие и место в системе наук

В наше время психология переживает стремительное развитие, обусловленное широким спектром теоретических и практических задач. Ее основная задача - изучение законов психической деятельности человека в процессе его развития. В последние десятилетия значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины.

Психология обогащается новыми эмпирическими данными, ее понятийный аппарат постоянно обновляется, появляются новые гипотезы и концепции.
Б.Ф. Ломов, характеризуя современное состояние науки, подчеркивает растущую потребность в более глубокой разработке методологических проблем и общей теории психологии.

Область изучения психологии обширна: она охватывает процессы, состояния и свойства человека, начиная от элементарного различения признаков объектов и заканчивая сложной борьбой мотивов личности. Одни явления изучены достаточно хорошо, другие - только описаны на основе наблюдений.

Важно отметить, что обобщенное описание явлений и их связей - это не теория. Теоретическая работа включает в себя сопоставление и интеграцию накопленных знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель - раскрыть сущность изучаемых явлений. Именно здесь возникают методологические проблемы: нечеткая методологическая (философская) позиция может привести к подмене теоретического знания эмпирическим.

В познании сущности психических явлений важную роль играют категории диалектического материализма.
Б.Ф. Ломов выделяет базовые категории психологии:
* категория отражения,
* категория деятельности,
* категория личности,
* категория общения.

К ним также можно добавить понятия социальное и биологическое, по уровню всеобщности близкие к категориям.

Одной из труднейших задач психологии является выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии.

В прошлом психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. Сегодня ее роль в общественной жизни значительно изменилась. Она все больше становится областью профессиональной практической деятельности, играя важную роль в системе образования, промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д.

Включение психологии в решение практических задач меняет условия развития ее теории. В различных сферах жизни общества возникают задачи, для решения которых необходима психологическая компетентность.

Человеческий фактор, охватывающий социально-психологические, психологические и психофизиологические свойства человека, становится ключевым в понимании его деятельности.

Исследование психических явлений - от элементарных ощущений до психических свойств личности - направлено на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются. Это имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения социальных задач, совершенствования обучения и воспитания.

Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых психологической наукой, привело к идее создания развитой психологической службы в системе образования. Эта служба находится на стадии становления и призвана стать связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов.

Место психологии в системе наук

От того, какое место отводится психологии в системе наук, зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках и наоборот.

В истории развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология. В настоящее время наиболее общепринятой является нелинейная классификация, предложенная Б.М. Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью. Схема представлена в виде треугольника, вершины которого представляют естественные, социальные и философские науки.

Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом психологии.

Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она синтезирует достижения ряда других областей научного знания, являясь, по словам Б.Ф. Ломова, интегратором всех научных дисциплин.

Б.Г. Ананьев показал, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретнонаучного знания.

Связь психологии с естественными науками

Психология изучает законы психической деятельности в ее развитии, раскрывая, как объективный мир отражается в мозгу человека и как это регулирует его действия.

Психика - это отражение объективной действительности, поэтому изучение психологических законов означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.

В то же время любая деятельность людей зависит не только от объективных условий, но и от соотношения их с субъективными моментами. Материалистическая психология дает научное обоснование взаимодействия субъективных и объективных условий, исходя из того, что материальной основой всех психических явлений является система временных связей в коре головного мозга.

Психология должна вскрыть физиологические механизмы отражения воздействий, сохраняя тесную связь с физиологией, особенно с физиологией высшей нервной деятельности.

Физиология изучает механизмы осуществления функций организма, а физиология высшей нервной деятельности - механизмы работы нервной системы, обеспечивающие уравновешивание организма со средой.

Понимание законов работы нервной ткани, лежащих в основе возбуждения и торможения, необходимо для того, чтобы психолог мог не только описать психическую деятельность человека, но и понять, на какие механизмы она опирается, как осуществляется и в каких системах протекает.

Однако для овладения основами психологической науки знаний физиологии недостаточно.

Союз психологии со всем естествознанием во второй половине XIX века способствовал ее превращению в самостоятельную науку.

Введение в психологию экспериментального метода (Г. Фехнер) и рефлекторная теория (И.М. Сеченов, И.П. Павлов) стали важнейшими этапами развития науки.

Эволюционные идеи Ч. Дарвина позволили выявить роль психики в приспособлении живых существ к среде, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших.

Психолог должен представлять различия в существовании растений и животных, в условиях жизни с переходом от одноклеточных к многоклеточным, в принципах существования между миром насекомых и высших позвоночных.

Важно понимать, что факты, составляющие предмет психологической науки, не могут быть сведены к фактам биологии.

Связь психологии с общественными науками

Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юридическими и другими общественными науками, приводит к постановке психологических проблем.

Социальные процессы и явления часто не могут быть полностью раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов, привычек, социальных установок, без изучения настроений, чувств, психологического климата, исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений и т.д.

В исследованиях социальных процессов необходимо учитывать психологические факторы.

Психологические факторы сами по себе не определяют социальных процессов, и, наоборот, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов.

Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной истории, протекают в условиях сложившейся предметной деятельности, опираются на средства, сформировавшиеся в условиях труда, употребления орудий и языка.

Связь психологии с общественными науками играет решающую роль в формировании поведения человека.

Современная психологическая наука, изучающая специфически человеческие формы психической деятельности, не может обойтись без учета данных, полученных от общественных наук, в частности, исторического материализма.

Только тщательный учет общественных условий, формирующих психическую деятельность человека, позволяет психологии обрести прочную научную основу.

Связь психологии с педагогикой

Педагогика всегда опиралась на знания о природе психологических явлений.

К.Д. Ушинский говорил: Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить.

В развитии всех областей педагогики (общей теории, дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования.

Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеет существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем (определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка методов обучения и воспитания).

В настоящее время остро стоят вопросы: чему учить современного школьника? Что и как отбирать из огромной массы информации для школы?

Психология должна определить возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и их границы.

Потребность в психологии также велика в области воспитания.

Цель воспитания - формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества.

Достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения.

Заключение

Современная психология находится на стыке наук, занимая промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками.

Важно помнить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования.

В психологии объединяется целый ряд специальных дисциплин (психофизиология, социальная психология и др.).

Несмотря на кажущуюся несовместимость, все они относятся к единой области знания.

Их общая задача - изучение сущности одного и того же класса явлений - психических.

Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология, экспериментально и теоретически разрабатывающая основные психологические проблемы.

Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин - человек, его психические процессы, состояния и свойства.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться