Психология национальной идентичности: в поисках корней и стабильности

Во второй половине XX века наблюдается рост осознания этнической идентичности, то есть принадлежности к определённой этнической группе. Понятие этнос до сих пор не имеет однозначного определения. В России этнос рассматривается как реальная социальная группа, сформированная в ходе исторического развития общества. За рубежом же преобладает подход, рассматривающий этнические общности как социальные конструкции, созданные усилиями политиков и интеллигенции для достижения коллективных целей, прежде всего обеспечения социального комфорта в рамках культурно однородных сообществ.

Этническая принадлежность может определяться различными признаками: языком, ценностями, исторической памятью, религией, представлениями о родной земле, мифом об общих предках, национальным характером, искусством. Важность этих признаков меняется в зависимости от исторических событий, стадии консолидации этноса и его окружения.

С психологической точки зрения этнос можно определить как устойчивую группу людей, осознающих себя её членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие.

Рост этнической идентичности проявляется в различных формах: от возрождения старинных обычаев и фольклора до стремления к восстановлению национальной государственности.

Причины роста этнической идентичности:

  • Социологические факторы:

    • Реакция отстающих народов на этнокультурное разделение труда, которое порождает экономическую и технологическую экспансию более развитых народов.
    • Мировая социальная конкуренция, усиливающая внутриэтническое взаимодействие, несмотря на унификацию материальной и духовной культуры.
    • Рост влияния крупных социальных групп в экономике и политике, а также облегчение их сплочения благодаря средствам массовой коммуникации.
  • Психологические факторы:

    • Поиск ориентиров и стабильности: В перенасыщенном информацией и нестабильном мире человек ищет опоры в этнических общностях, которые обеспечивают устойчивую связь между поколениями и предлагают упорядоченную систему ценностей.
    • Интенсификация межэтнических контактов: Повторяющиеся контакты актуализируют этническую идентичность, поскольку только через сравнение можно четко осознать свою принадлежность к определенному этносу.

В эпоху радикальных социальных преобразований и социальной нестабильности, этнос часто выступает в качестве аварийной группы поддержки. В таких условиях люди склонны ориентироваться на этнические общности и преувеличивать позитивные отличия своей группы от других.

Этническая идентичность как часть социальной идентичности:

Социальная идентификация строится на процессе категоризации мы и они, и является результатом сравнения своей группы с другими. В поисках позитивной социальной идентичности люди стремятся самоопределиться, обособиться от других и утвердить свою автономность.

Этническая идентичность является частью социальной идентичности личности и включает в себя:

  • Когнитивный компонент: Знания и представления об особенностях собственной группы и осознание себя её членом.
  • Аффективный компонент: Оценка качеств собственной группы и значимость членства в ней.
  • Поведенческий компонент: Система отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях.

Развитие этнической идентичности:

Развитие этнической идентичности проходит ряд этапов, сопоставимых с этапами психического развития ребёнка.

  • Диффузная идентификация: В возрасте 3-4 лет дети приобретают первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности.
  • Чёткая идентификация: В 8-9 лет дети уже четко идентифицируют себя со своей этнической группой, основываясь на национальности родителей, месте проживания и родном языке.
  • Полная идентификация: В 10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объёме, дети осознают уникальность истории, специфику традиционной культуры своего народа.

Факторы, влияющие на развитие этнической идентичности:

  • Межэтническая среда: Жизнь в полиэтнической среде даёт индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, формирует коммуникативные навыки.
  • Группа меньшинства: Дети из групп меньшинства склонны идентифицироваться с доминантной группой, но с возрастом происходит сдвиг к внутригрупповой ориентации.

Стратегии этнической идентификации:

  • Позитивная этническая идентичность: Люди стремятся сохранить или восстановить позитивную групповую идентичность, демонстрируя предубеждения по отношению к другим этническим группам.
  • Ассимиляция: Полное принятие норм, обычаев и языка другой этнической группы, вплоть до растворения в ней.
  • Множественная идентичность: Использование опыта одной группы для адаптации в другой, овладение богатством другой культуры без ущерба для ценностей собственной.
  • Маргинальная этническая идентичность: Колебание между двумя культурами, не овладевая ни одной из них.
  • Социальная конкуренция: Установление позитивных различий в прямом соревновании.

Заключение:

Этническая идентичность является сложным и многогранным феноменом, играющим важную роль в жизни человека и общества. Понимание ее психологических основ помогает лучше осознать процессы, происходящие в современном мире, и найти пути к гармоничным межэтническим отношениям.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться