А. О. Прохоров, Г. Н. Генинг
Младший школьный возраст является ключевым периодом в развитии личности. В этот период ребенок осваивает учебную деятельность, формируются произвольные психические функции, появляется рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных изучению психических процессов и психологических свойств младших школьников, данные о психических состояниях, их феноменологии и роли в обучении и воспитании, остаются ограниченными.
Цели исследования:
- Изучить феноменологию психических состояний у детей младшего школьного возраста.
- Выявить взаимосвязи между психическими состояниями, психическими процессами и психологическими свойствами в контексте учебной деятельности.
Методы исследования:
- Разработка и апробация цветорисуночного теста диагностики психических состояний младших школьников.
- Проведение комплексного психологического исследования учащихся 1-3 классов (n=88).
- Использование параметрических и непараметрических статистических методов для анализа данных.
Результаты:
- Выявлено от 18 до 29 типичных психических состояний у младших школьников, которые можно разделить на мотивационные, волевые, психофизиологические, эмоциональные, интеллектуальные и состояния общения.
- Наибольшее количество состояний наблюдается в 1-м и 3-м классах, что связано с изменением социальной ситуации развития и качественной перестройкой психологической организации учащихся.
- В диапазоне от 1-го к 3-му классу наблюдается общее уменьшение числа корреляций состояний с психическими процессами и свойствами, свидетельствующее о динамике повышения устойчивости психологической структуры младших школьников.
- Ведущими показателями во взаимоотношениях состояний с психическими процессами на протяжении всего младшего школьного возраста являются процессы восприятия и памяти, а со стороны психологических свойств - самооценка.
- Структурно-функциональная организация психологических характеристик младших школьников демонстрирует тенденцию к повышению устойчивости и дифференциации: от относительно рассредоточенной структуры у первоклассников, до четко выраженной дифференциации у третьеклассников, с выделением специализированных комплексов, центрированных в плоскостях категорий психических явлений (процессы, состояния, свойства).
Выводы:
- Психические состояния младших школьников разнообразны и динамичны, их количество и проявления зависят от возраста и социальной ситуации развития.
- Психические состояния тесно взаимосвязаны с психическими процессами и свойствами, что проявляется в корреляционных зависимостях и структуре психологической организации.
- Устойчивость и дифференциация психологической структуры младших школьников повышается с возрастом, что отражает динамику развития и адаптации к новым требованиям учебной деятельности.
Данные исследования подчеркивают важность учета психических состояний младших школьников в педагогической практике для повышения эффективности обучения и воспитания.
Поделиться