Проверка кадровой работы в бюджетных учреждениях: подробный алгоритм

Кадровый учет, как неотъемлемая часть финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, оказывает непосредственное влияние на ее эффективность. Правильно организованная кадровое дело, включая подбор квалифицированных специалистов, ведение документации и обучение, позволяет максимально использовать ресурсы учреждения и повышает эффективность расходования бюджетных средств.

Однако, как и в любой сфере деятельности, при ведении кадрового учета могут быть допущены ошибки и нарушения. В этой статье мы рассмотрим детальный алгоритм проверки кадровой работы в бюджетном учреждении.

Основные функции кадровой работы:

  • Формирование кадрового состава для замещения должностей
  • Организация документооборота, связанного с приемом на работу, прохождением службы, увольнением и пенсией
  • Ведение трудовых книжек и личных дел работников
  • Обеспечение работы комиссии по урегулированию конфликтов интересов
  • Организация подбора кадров, проведения конкурсов и формирования кадрового резерва
  • Организация и проведение аттестации работников
  • Организация обучения, повышения квалификации и стажировки работников
  • Обеспечение должностного роста работников
  • Проверка достоверности персональных данных и сведений при поступлении на работу
  • Консультирование работников по правовым и кадровым вопросам

Алгоритм проверки кадровой работы:

1. Нормативно-правовая база:

  • Бюджетный кодекс
  • Кодекс об административных правонарушениях
  • Трудовой кодекс
  • Федеральный закон О государственной гражданской службе РФ
  • Указ Президента РФ Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего
  • Указ Президента РФ О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих
  • Постановление Правительства РФ О трудовых книжках
  • Приказ Минфина России О трудовых книжках
  • Инструкция по бюджетному учету
  • Постановление Госкомстата России Об утверждении форм первичной учетной документации
  • Квалификационный справочник должностей

2. Задачи проверки:

  • Соблюдение законодательства о труде при осуществлении кадровой работы
  • Наличие и соответствие требованиям системных документов (положение об оплате труда, положение о премировании, трудовые договоры, штатное расписание, приказы, личные карточки, табели учета рабочего времени и т.д.)
  • Соответствие штатного расписания утвержденной предельной численности работников и фактической численности
  • Своевременность и полнота внесения изменений в штатное расписание
  • Правильность установления разрядов, коэффициентов, ставок, окладов в соответствии с нормативными документами
  • Правильность установления доплат и выплат (за работу в ночное время, праздничные дни, сверхурочно, за простой и т.д.) и их соответствие законодательству
  • Ведение учета по каждому работнику
  • Оформление и хранение трудовых книжек
  • Ведение кадровой работы с работниками (формирование кадрового резерва, повышение квалификации работников и т.д.)

3. Источники информации:

  • Штатные расписания
  • Учредительные документы
  • Коллективный договор, положения о премировании, надбавках и доплатах, материальном стимулировании
  • Табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы
  • Трудовые договоры, трудовые контракты
  • Трудовые книжки
  • Приказы о приеме на работу, переводе, предоставлении отпуска, увольнении и т.д.
  • Личные карточки
  • Личные дела
  • Иные системные документы

4. Процедуры проверки:

  • Анализ
  • Просмотр документов
  • Сравнение документов
  • Опрос

5. Этапы проверки кадровой работы:

5.1. Проверка оформления и содержания системных и первичных документов:

  • Штатные расписания: проверка соответствия форме Т-3, утвержденной Госкомстатом, установленной численности работников, утвержденному фонду оплаты труда, соответствию должностей квалификационным требованиям.
  • Штатные расстановки: проверка наличия, соответствия структуре учреждения и использования при проверке личных дел, трудовых книжек, табелей учета рабочего времени.
  • Коллективный договор, трудовые контракты, положения об оплате труда, материальном стимулировании: проверка соответствия законодательству РФ.
  • Первичные документы: проверка оформления (соответствие утвержденным формам) и содержания (правильность внесения записей).
  • Личные дела: проверка оформления, полноты внесения документов, правильности хранения, оценка уровня работников и соответствия занимаемой должности.
  • Трудовой договор: проверка соответствия требованиям ст. 56 ТК РФ, заполнения обязательных реквизитов.
  • Правила внутреннего трудового распорядка: проверка соответствия требованиям ТК РФ, наличия положения о работниках, регламентирующего трудовой распорядок.
  • Табели учета рабочего времени: проверка соответствия формы, правильности внесения данных, сопоставление с другими документами (приказы о привлечении к сверхурочной работе, работам в выходные и праздничные дни, графики сменности, листки временной нетрудоспособности).
  • Трудовые книжки: проверка наличия, сопоставление с данными по штатным расстановкам, платежным ведомостям и личным делам, выявление подставных лиц, проверка правильности оформления и внесения записей.

5.2. Проверка системы установления окладов, надбавок, доплат и иных мер материального стимулирования:

  • Фонд заработной платы: проверка утвержденного годового фонда, правильности включения в него размеров тарифных ставок, надбавок, доплат, законности использования экономии по фонду, наличия перерасходов.
  • Фонд материального стимулирования: проверка расчета, утверждения, наличия положения о премировании, организации материального стимулирования работников.
  • Доплаты: проверка размера и условий доплат за совмещение профессий, работу в ночное время, вредные условия труда, профессиональное мастерство, выполнение особо важной работы, высокие достижения.
  • Аттестация: проверка соответствия порядка проведения требованиям нормативно-правовых актов.
  • Коллективный договор: проверка соблюдения установленного порядка заключения и выполнения, а также соблюдения режима рабочего времени и времени отдыха, нормирования и охраны труда.

5.3. Проверка осуществления работы с кадрами:

  • Формирование кадрового резерва: проверка соответствия документации требованиям, а также наличия и корректности документации по конкурсу на занимаемую должность, включения в кадровый резерв всех прошедших конкурс работников.
  • Повышение квалификации: проверка наличия плана (графика) повышения квалификации, соответствия документации требованиям нормативно-правовых актов, наличия документов, подтверждающих образовательный и профессиональный уровень работников.

Основные нарушения при осуществлении кадровой работы:

  • Отсутствие системных документов, связанных с оплатой труда, или их несоответствие законодательству РФ
  • Несоответствие штатного расписания утвержденной численности работников
  • Неправомерное установление доплат и выплат, завышение их размеров
  • Отсутствие учета по каждому работнику, отсутствие личных дел и личных карточек или ведение их с нарушениями
  • Оформление и хранение трудовых книжек с нарушениями
  • Некорректное оформление первичных документов по учету кадров
  • Отсутствие кадрового резерва, некорректное формирование резерва и ведение документации по нему
  • Отсутствие работы с персоналом учреждения по повышению квалификации, профессионального и образовательного уровня

Заключение:

Проверка кадровой работы должна проводиться с использованием нормативных документов, регламентирующих порядок ведения кадровой работы, с учетом специфики деятельности бюджетного учреждения. Результаты проверки должны быть изложены в акте или справке проверки, содержащей ссылки на нормативные документы и указание на конкретные нарушения.

Важно помнить, что проверка кадровой работы должна быть объективной, точной и всесторонней, а также направлена на повышение эффективности работы учреждения и соблюдение законодательства РФ.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться