Представления дошкольника о родительских функциях в семье: методика Шесть кукол

Статью Т.И. Пухова можно сократить до 5000 знаков, сохраняя основную информацию, таким образом:

Введение:

Родители дошкольников часто концентрируются на обучении счету и письму, игнорируя важность представления ребенка о семье для его будущего счастья. Тесты, используемые в психологии для исследования эмоционального состояния ребенка, не всегда дают ясное представление о том, как дошкольник видит родительские функции.

Методика:

Методика Шесть кукол позволяет выявить представления ребенка о семейных ролях и родительских функциях. Основана она на принципе подражания, который является основным способом обучения у детей дошкольного возраста.

Описание методики:

Методика включает в себя игру с шестью куклами, представляющими членов семьи (бабушки, дедушки, родители и дети), и предметами домашнего обихода, организованными в две комнаты (кухня и жилая комната). Работа состоит из трех этапов:

  1. Определение уровня осведомленности ребенка: Ребенок называет предметы домашнего обихода, а затем распределяет их по комнатам. После этого ребенок распределяет роли куклам.
  2. Свободная игра: Ребенок самостоятельно играет с куклами и предметами, психолог фиксирует его действия и слова.
  3. Игра с психологом (для детей из детских домов): Психолог и ребенок играют вместе, затем ребенок играет самостоятельно, сравнивая результаты игры до и после взаимодействия с психологом.

Анализ результатов:

Методика может применяться как проективный тест, но также позволяет провести контент-анализ протоколов, чтобы получить числовую формулу из 7 чисел. Эта формула, хотя и не является глубоким анализом, может быть информативной для воспитателей.

Примеры протоколов:

Статья включает примеры протоколов игры детей из полной и неполной семьи, а также детей из детского дома.

  • Дети из полной семьи: Играют в семью, включая в сюжет основные функции родителей: приготовление еды, уход за детьми, работа, отдых.
  • Дети из неполной семьи: Не всегда выбирают семейный сюжет, используют кукол для представления других ролей, например, няня или воспитательница.
  • Дети из детского дома: Играют в семью, но мама выполняет функции воспитательницы, а образ папы часто искажен.

Выводы:

Методика Шесть кукол позволяет:

  • Выявить представления ребенка о семейных ролях и родительских функциях.
  • Определить, как ребенок видит семейную ситуацию.
  • Проследить процесс идентификации с родителями.
  • Оценить благополучие семьи.
  • Выявить трудности, связанные с отсутствием объекта для интериоризации.

Ограничения методики:

  • Недостаточное количество обследованных детей (статистически недостоверно).
  • Требуется дальнейшее исследование для более точной интерпретации результатов.

Значение методики:

  • Позволяет выявить особенности развития ребенка.
  • Может использоваться для определения направлений психокоррекционной работы.
  • Является развивающей методикой, предоставляя ребенку новые ощущения и эмоциональный опыт.

Заключение:

Методика Шесть кукол может быть полезным инструментом для психологов, занимающихся детским консультированием. Она позволяет увидеть, как дошкольник представляет себе свою семью и ее влияние на его развитие.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться