Статью Т.И. Пухова можно сократить до 5000 знаков, сохраняя основную информацию, таким образом:
Введение:
Родители дошкольников часто концентрируются на обучении счету и письму, игнорируя важность представления ребенка о семье для его будущего счастья. Тесты, используемые в психологии для исследования эмоционального состояния ребенка, не всегда дают ясное представление о том, как дошкольник видит родительские функции.
Методика:
Методика Шесть кукол позволяет выявить представления ребенка о семейных ролях и родительских функциях. Основана она на принципе подражания, который является основным способом обучения у детей дошкольного возраста.
Описание методики:
Методика включает в себя игру с шестью куклами, представляющими членов семьи (бабушки, дедушки, родители и дети), и предметами домашнего обихода, организованными в две комнаты (кухня и жилая комната). Работа состоит из трех этапов:
- Определение уровня осведомленности ребенка: Ребенок называет предметы домашнего обихода, а затем распределяет их по комнатам. После этого ребенок распределяет роли куклам.
- Свободная игра: Ребенок самостоятельно играет с куклами и предметами, психолог фиксирует его действия и слова.
- Игра с психологом (для детей из детских домов): Психолог и ребенок играют вместе, затем ребенок играет самостоятельно, сравнивая результаты игры до и после взаимодействия с психологом.
Анализ результатов:
Методика может применяться как проективный тест, но также позволяет провести контент-анализ протоколов, чтобы получить числовую формулу из 7 чисел. Эта формула, хотя и не является глубоким анализом, может быть информативной для воспитателей.
Примеры протоколов:
Статья включает примеры протоколов игры детей из полной и неполной семьи, а также детей из детского дома.
- Дети из полной семьи: Играют в семью, включая в сюжет основные функции родителей: приготовление еды, уход за детьми, работа, отдых.
- Дети из неполной семьи: Не всегда выбирают семейный сюжет, используют кукол для представления других ролей, например, няня или воспитательница.
- Дети из детского дома: Играют в семью, но мама выполняет функции воспитательницы, а образ папы часто искажен.
Выводы:
Методика Шесть кукол позволяет:
- Выявить представления ребенка о семейных ролях и родительских функциях.
- Определить, как ребенок видит семейную ситуацию.
- Проследить процесс идентификации с родителями.
- Оценить благополучие семьи.
- Выявить трудности, связанные с отсутствием объекта для интериоризации.
Ограничения методики:
- Недостаточное количество обследованных детей (статистически недостоверно).
- Требуется дальнейшее исследование для более точной интерпретации результатов.
Значение методики:
- Позволяет выявить особенности развития ребенка.
- Может использоваться для определения направлений психокоррекционной работы.
- Является развивающей методикой, предоставляя ребенку новые ощущения и эмоциональный опыт.
Заключение:
Методика Шесть кукол может быть полезным инструментом для психологов, занимающихся детским консультированием. Она позволяет увидеть, как дошкольник представляет себе свою семью и ее влияние на его развитие.
Поделиться