Как обусловливать поведение: Введение в теорию поведенческого обучения

Хотите эффективно влиять на поведение других? Понимание теории поведенческого обучения, также известной как бихевиоризм, может стать ключом к успеху.

В этой статье мы рассмотрим основы этой теории, изучим ее применение в различных сферах жизни, а также узнаем о ее преимуществах и стратегиях использования.

Что такое теория поведенческого обучения?

Эта теория утверждает, что все наши поведенческие модели формируются в результате взаимодействия с окружающей средой. Проще говоря, мы учимся путем обусловливания, то есть реагируем на внешние стимулы.

Согласно этой теории, человек рождается без каких-либо врожденных поведенческих моделей. Влияние на них оказывают окружающие люди, используя положительное или отрицательное подкрепление определенных действий.

Положительное подкрепление – это вознаграждение, стимулирующее повторение желаемого поведения. Отрицательное подкрепление – это устранение неприятного стимула, также побуждающее к желаемому действию.

Существуют два основных типа поведенческого обучения:

1. Классическое обусловливание:

В этом случае мы учимся ассоциировать два стимула друг с другом. Один стимул вызывает естественную реакцию, а другой – нейтральный. Когда мы связываем их в сознании, нейтральный стимул начинает вызывать обусловленную реакцию.

Классический пример: эксперимент Ивана Павлова, в котором собаки научились ассоциировать звук звонка с едой, начинали слюноотделять, слыша звонок, даже не видя пищу.

2. Оперантное обусловливание:

Здесь наши действия определяются последствиями. Мы повторяем поведение, которое приводит к вознаграждению, и избегаем поведения, которое приводит к наказанию.

Оперантное обусловливание использует четыре типа подкрепления:

  • Положительное подкрепление: Добавление приятного стимула после желаемого поведения (например, похвала).
  • Отрицательное подкрепление: Удаление неприятного стимула после желаемого поведения (например, отключение сигнализации, когда водитель пристегнул ремень безопасности).
  • Позитивное наказание: Добавление неприятного стимула после нежелаемого поведения (например, дополнительное задание за плохое поведение).
  • Отрицательное наказание: Удаление приятного стимула после нежелаемого поведения (например, лишение прав за нарушение правил).

Кто может использовать теорию поведенческого обучения?

Эта теория применима во всех сферах жизни, где нужно влиять на поведение людей.

  • Образование: Воспитание желательных поведенческих моделей у школьников, используя положительное подкрепление и наказание за нежелательные действия.
  • Психология: Использование поведенческой терапии для преодоления проблем, таких как депрессия, тревога, зависимость.

Преимущества теории поведенческого обучения:

  • Четкие задачи: У обучающихся ясная цель, на которую они фокусируются.
  • Специализация: Развитие узких навыков, например, работа с техникой.
  • Простота использования: Принципы легко применять и воспринимать.
  • Измеримый результат: Эффективность можно оценить, анализируя изменения в поведении.

Бихевиористские стратегии обучения:

  • Вопрос-ответ: Вопросы как стимул, ответы – реакция.
  • Тренировки: Повторение и закрепление навыков через упражнения.
  • Положительное подкрепление: Похвала и награды за хорошее поведение.
  • Регулярный обзор: Анализ прогресса и вознаграждение за достижения.

Понимание теории поведенческого обучения поможет вам эффективно воздействовать на поведение других людей, будь то ваши ученики, коллеги или члены семьи. Применяйте эти знания мудро и наблюдайте, как ваше влияние становится более действенным.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Источник: 
  • indeed.com
Перевод: 
  • 1

Поделиться