5 креативных вопросов к соискателям от Илона Маска, Джеффа Безоса и Рида Хоффмана

Вам надоели одни и те же вопросы? Предлагаем вашему вниманию новые странные варианты, которые развеют скуку и позволят узнать о соискателях побольше.

Поиск качественных кандидатов, способных списаться в коллектив и справляться с работой, - это трудоемкий процесс. На то, чтобы разместить объявления и прочесть резюме и сопроводительные письма, уходит много времени и сил. И все это лишь для того, чтобы пригласить кого-нибудь на собеседование!

Но как узнать, что выбранный кандидат действительно вам подходит? Конечно же, задать ему правильные вопросы. А как определить, какие из них правильные?

Нестандартные вопросы, которые можно использовать

Известные лидеры - например, Илон Маск, Рид Хоффман и Джефф Безос - часто задают соискателям нестандартные вопросы, чтобы посмотреть, как те будут вести себя в неожиданной ситуации. Лидеры оценивают, как работает мозг соискателей в режиме реального времени. Согласитесь, в резюме об этом не пишут!

Если вы хотите узнать о нестандартных вопросах побольше, посмотрите нашу презентацию. В ней собраны предложения от успешных предпринимателей, сумевших создать невероятно эффективные команды. На первый взгляд некоторые вопросы кажутся странными, но они действительно могут сработать!

Сколько раз вы принимали ЛСД?

Внимание, этот вопрос звучит очень непрофессионально, и мы рекомендуем задавать его крайне осторожно.

Тем не менее, по данным одного из создателей Macintosh Энди Херцфельда, Стив Джобс действительно задавал этот вопрос соискателям, которые казались ему слишком зажатыми и скучными. (А еще Джобс иногда начинал курлыкать на соискателей, как индюк. Этот прием мы тоже не рекомендуем.)

Конечно же, вопрос о приеме наркотиков (как и курлыкание) непродуктивен, но он обескураживает собеседника, а это очень полезно. Например, один из генеральных директоров Warby Parker Давид Гильбоа часто спрашивает: "Какой карнавальный костюм вы надевали в последний раз".

Разумеется, Гильбоа не интересует костюм, ему бы и в голову не пришло обсуждать чьи-то вкусы. Он хочет послушать аргументы и убедиться, что кандидат отвечает охотно, ведь его энтузиазм, скорее всего, проявится и в работе. Странные вопросы также помогают снизить уровень пафоса, что позволяет соискателю "раскрыться" и далее вести себя естественно.

Расскажите мне о том, что является правдой, но в чем с вами никто не согласен

Со-основатель PayPal и LinkedIn Питер Тиль использует этот вопрос, чтобы проверить, насколько оригинален и смел кандидат. Джобс любил заставлять людей чувствовать себя неуверенно, Тиль же полагается на естественные неудобства, созданные незнакомой обстановкой. Ему важно знать, сумеет ли кандидат преодолеть неловкость и донести свои мысли, даже если его собеседник с ним не согласен.

Вы можете использовать этот вопрос, чтобы выяснить, умеет ли кандидат убеждать. Если он говорит очень заинтересованно, скорее всего, его энтузиазм проявится и в работе. Кроме того, вам ведь нужны люди, которые не боятся говорить правду?

Аналогичным образом, по ответу на этот вопрос можно оценить оригинальность кандидата. Вряд ли ему вообще стоит высказываться, если он не может предложить ничего нового.

Сотрудники, которые знают, когда следует выступить, а когда - промолчать, встречаются очень редко. Этот вопрос поможет вам их распознать.

Чем вы собираетесь заняться после того, как от нас уйдете?

В книге "Альянс: Управление талантами в сетевой век" Рид Хоффман утверждает, что считает этот вопрос одним из лучших.

Это уникальный вопрос, потому что в нем вы признаете, что сотрудник рано или поздно от вас уйдет. Но давайте будем честными, у всех есть честолюбивые планы, и ваш кандидат наверняка стремится к чему-то большему (речь не идет о генеральных директорах, разумеется). И это хорошо, потому что амбициозный человек всегда работает лучше, чем тот, кто ни к чему не стремится.

Этот вопрос, в отличие от всех остальных из этого списка, не поможет вам узнать, справится ли кандидат с работой. Вместо этого он позволит вам решить, сможете ли вы управлять кандидатом.

Кроме того, с его помощью вы дадите кандидату понять, что вас заботит его будущее, и, как следствие, выстроить с ним доверительные отношения на случай, если вы решите его нанять.

Вы стоите на поверхности Земли. Вы проходите милю на юг, милю на запад и милю на север и в конечном итоге оказываетесь в отправной точке. Где вы находитесь?

По формулировке нетрудно догадаться, что автором этого вопроса является Илон Маск (в частности, он упоминается в биографии Маска за авторством Эшли Вэнс).

Вы тоже можете использовать этот вопрос. Почему?

Во-первых, потому, что ответ на него может быть неправильным, а вам нужны люди, которые разбираются в своей сфере деятельности.

Во-вторых, потому, что правильных ответа на него целых два.

Первый вариант - это "на Северном полюсе". Земля - это шар, поэтому в описанной ситуации вы всегда вернетесь на Северный полюс, и неважно, сколько вы пройдете - милю или тысячу миль.

Второй вариант звучит посложнее: "примерно в 1.32 (1 + [1 / pi]) милях от Южного полюса". Если вы пройдете одну милю на юг, вы окажетесь на Южном полюсе. Пройдете милю на запад (в этом случае траектория будет представлять собой замкнутый круг), а потом - милю на север, и окажетесь там, откуда вышли.

Итак, два ответа, и оба основаны на одной и той же идее, однако второй куда менее очевиден, чем первый.

Вы можете изменить формат вопроса, чтобы он соответствовал вашей компании, но суть останется прежней. Одни кандидаты довольствуются первым найденным решением, другие же пытаются рассмотреть все возможные варианты.

Как можно заработать на стойке с мороженым в центральном парке?

Глава департамента исследования и разработки Jigsaw из компании Alphabet (ранее Google Ideas) Ясмин Грин любит задавать соискателям вопросы, подразумевающие развернутый ответ. Открытые вопросы заставляют кандидатов проявлять творческий подход и думать на ходу. Ответ на такой вопрос должен быть не только интересным, но и реалистичным.

Грин любит такие вопросы еще и потому, что они провоцируют живой и забавный диалог, который в полной мере соответствует ценностям Alphabet (в конце концов, обновление Android с версии 4.0 до версии 4.0.4 называлось Ice Cream Sandwich, что переводится как "брикет мороженого").

Придумывая вопросы для собеседования, помните о своем бренде и культуре. Насколько они формализованы? Постарайтесь отразить эту особенность в вопросах.

Например, если вы собеседуете высококвалифицированных кандидатов, которые пользуются большим спросом у конкурентов, не стоит спрашивать у них, как часто они принимают ЛСД.

entrepreneur.com, перевод: Айрапетова Ольга

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1