Основа для результатов выше средних по отрасли. Объяснение Competitive Advantage (Конкурентное преимущество) Майкл Портер (Michael Porter)
Согласно модели Конкурентного преимущества Портера, конкурентная стратегия принимает наступательную или защитную форму для того, чтобы создать прочную позицию в отрасли с целью успешно справиться с конкурентными силами и произвести значительный Return on Investment (Возврат на инвестиции). Согласно Майклу Портеру, основой эффективности на уровне выше среднего в отрасли является устойчивое конкурентное преимущество.
2 основных типа конкурентного преимущества
Лидерство по затратам (Cost Leadership) (низкие затраты) Дифференциация (Differentiation)
Оба можно рассматривать в широком или узком форматах, результатом чего является третий вид жизнеспособной конкурентной стратегии:
Фокус (Focus)
Вид 1 Конкурентного преимущества: Лидерство по затратам (Cost Leadership)
- Достижение Лидерства по затратам (Cost Leadership) означает, что фирма намеревается стать производителем с низкой себестоимостью в своей отрасли. Лидер по затратам должен достигнуть паритета или, по крайней мере, приблизиться к основе дифференциации, даже если он полагается на лидерство по затратам в качестве конкурентного преимущества. Если больше чем одна компания пытаются достичь Лидерства по затратам (Cost Leadership), это обычно пагубно для отрасли. Часто достигается благодаря экономии от масштаба.
Вид 2 Конкурентного преимущества: Дифференциация (Differentiation)
- Достижение Дифференциации (Differentiation) означает, что фирма стремится к тому, чтобы быть уникальной в своей отрасли по ряду параметров, которые высоко ценятся покупателями. Такая компания не может игнорировать свою ситуацию с издержками. В всех областях, которые не влияют на ее дифференциацию, она должна пытаться снизить затраты; в области дифференциации затраты должны быть, по крайней мере, ниже, чем ценовая премия, которую она получает от покупателей. Областями дифференциации могут быть: продукт, дистрибуция, продажи, маркетинг, сервисные услуги, имидж, и т. д.
Вид 3 Конкурентного преимущества: Фокус (Focus)
- Достижение Фокуса (Focus) означает, что фирма намеревается стать лучшей в сегменте или группе сегментов. 2 варианта: Фокус на затратах и Фокус на дифференциации.
Застрявший по середине (Stuck in the middle)
- Обычно характеризуется прибыльностью на уровне ниже среднего в сравнении с отраслью. Все же, привлекательные доходы возможны, если и до тех пор, пока отрасль в целом сохраняет большую привлекательность. Проявление отсутсвия выбора. Особенно опасно для Focusers, которые достигли успеха и после этого начали пренебрегать своим фокусом. Они должны изыскивать другие фокус ниши. А не компрометировать свою фокус стратегию.
Обзор книги «Конкурентная стратегия» ("Competitive Strategy")
- В части 1, Porter (Портер) обсуждает Структурный анализ отраслей (structural analysis of industries) (посредством концепции 5 сил), 3 общие конкурентные стратегии (Лидерство по затратам (Cost Leadership), Фокус (Focus), и Дифференциация (Differentiation)), предлагая превосходную концепцию для анализа конкурентов, конкурентных действий, стратегии в отношении покупателей и поставщиков, структурного анализа в пределах отраслей (стратегических групп, стратегического отображения, барьеров), и развития отрасли (жизненного цикла, эволюционных процессов). В части 2, Porter обсуждает Конкурентную стратегию в различных условиях отрасли (competitive strategy within various generic industry environments). Такие как: фрагментированные отрасли (без реального лидера на рынке), новые отрасли, зрелые отрасли, отрасли на стадии спада и глобальные отрасли. В части 3, Porter обсуждает Стратегические решения (strategic decisions), которые бизнес/фирмы могут принять. Такие как: вертикальная интеграция (прямая, обратная, партнерства), расширение мощностей и вход в новые отрасли/бизнес направления.
Поделиться