Рекрутмент: предпринимательская деятельность и технология подбора персонала

В статье рассматриваются современные подходы к определению рекрутмента как вида предпринимательской деятельности и технологии подбора персонала. Проанализированы различные точки зрения на определение этого понятия, его сущности в современных условиях. Дана характеристика основных видов рекрутинговой деятельности.

Актуальность проблемы: В современных условиях функционирования российской экономики, когда происходит сокращение числа рабочих мест во многих секторах народного хозяйства, все равно существует потребность в квалифицированной рабочей силе. Для обеспечения выживания и эффективного существования организации в сложных кризисных условиях, требуется качественная и оперативная работа по поиску и отбору персонала.

Определение понятия:

Рекрутмент - это система комплектования современного предприятия персоналом, основанная на жестких обоюдных требованиях. В связи с тем, что фирмы часто не могут сами заниматься этой деятельностью, они обращаются к специализированным агентствам или специалистам внутри предприятия.

Виды рекрутинга:

  • Рекрутинг в широком смысле: Деятельность по созданию условий для заполнения вакансий у компании-заказчика. Это комплекс организационных мероприятий, проводимых агентством для предоставления заказчику списка или отдельного кандидата, подобранного в соответствии с требованиями заказчика.
  • Рекрутинг в узком смысле: Технология подбора персонала, используемая как агентствами, так и предприятиями.

Классические технологии рекрутинга:

  • Классический рекрутмент: Подбор персонала среднего звена и квалифицированных рабочих. Характеризуется массовостью поиска, формальным характером подбора и небольшим сроком снятия заявки.
  • Прямой поиск (executive search): Подбор специалистов и руководителей среднего и высшего звена, которые имеют постоянное место работы. Характеризуется поиском кандидатов, не занимающихся поиском вакансии.
  • Хедхантинг (охота за головами): Поиск и подбор руководителей высшего звена и высококвалифицированных специалистов, переманивание конкретного человека для компании-заказчика.

Современные направления в рекрутинге:

  • Аутплейсмент: Целенаправленные действия по трудоустройству персонала, увольняемого из компании-заказчика.
  • Аутсорсинг: Привлечение ресурсов других организаций для выполнения определенных работ или функций кадрового менеджмента.
  • Кадровый консалтинг: Предоставление услуг по консультированию в сфере управления персоналом.
  • Graduate recruitment: Подбор выпускников вузов и организация их стажировок.

Особенность российского рынка рекрутинговых услуг:

  • Наибольшую часть рынка занимают агентства, занятые подбором специалистов среднего и высшего уровня.
  • Низкоуровневыми позициями никто не занимается, так как исторически сложилось, что подбором кандидатов на рабочие специальности занимаются государственные структуры содействия занятости населения.
  • Активно используется тендерная система по вакансиям, что позволяет заказчикам максимально быстро закрыть вакансию и сэкономить на подборе.

Проблемы развития рынка рекрутинговых услуг в России:

  • Низкая материальная ответственность фирм по своим обязательствам.
  • Отсутствие законодательства в этой сфере.

Заключение:

Рекрутинг является актуальной и динамично развивающейся сферой деятельности. Он играет важную роль в обеспечении работодателей квалифицированными кадрами. Развитие рынка рекрутинговых услуг в России имеет свои особенности и проблемы, которые требуют решения.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться