Перцептивные установки в психологии

Перцептивная установка - это предрасположенность воспринимать вещи определенным образом. Другими словами, мы часто склонны замечать только определенные аспекты объекта или ситуации, игнорируя другие детали.

Что такое перцептивный набор?

Когда речь идет о нашем восприятии окружающего мира, можно предположить, что то, что вы видите, то и получаете. Однако на самом деле исследования показывают, что на то, как вы воспринимаете мир, сильно влияет (и предвзято) ваш прошлый опыт, ожидания, мотивация, убеждения, эмоции и даже культура.

Например, подумайте о том, когда вы в последний раз начинали новый урок. Были ли у вас какие-то ожидания в самом начале, которые могли повлиять на ваш опыт в классе? Если вы ожидаете, что занятие будет скучным, то, скорее всего, вам будет неинтересно на уроке?

В психологии это называется перцептивным набором.

Перцептивный набор - это, по сути, тенденция рассматривать вещи только определенным образом.

Перцептивные наборы могут влиять на то, как мы интерпретируем и реагируем на окружающий нас мир, и на них может влиять множество различных факторов.Что именно представляет собой перцептивный набор, почему он возникает и как он влияет на то, как мы воспринимаем окружающий мир?

Как проверить соответствие с помощью собственного психологического эксперимента

Как это работает

Как психологи определяют перцептивные наборы?

"На восприятие также могут влиять ожидания, мотивы и интересы человека. Термин "перцептивный набор" означает тенденцию воспринимать объекты или ситуации в определенной системе координат, объясняет автор учебника Discovering Psychology Сандра Хокенбери.

Иногда перцептивные наборы могут быть полезными. Они часто заставляют нас делать довольно точные выводы о том, что существует в окружающем нас мире. В случаях, когда мы оказываемся неправы, мы часто разрабатываем новые перцептивные наборы, которые являются более точными.

Иногда наши перцептивные наборы могут сбить нас с пути.????

Например, если вы интересуетесь военной авиацией, то странное облачное образование вдали может быть интерпретировано как флот истребителей.

В одном эксперименте, иллюстрирующем эту тенденцию, участникам были представлены различные неслова, такие как sael. Те, кому сказали, что они будут читать слова, связанные с лодками, прочитали это слово как "парус", а те, кому сказали ожидать слов, связанных с животными, прочитали его как "тюлень".

Обработка сверху вниз

Перцептивный набор является хорошим примером того, что известно как обработка сверху вниз. При обработке "сверху вниз" восприятие начинается с самого общего и переходит к более конкретному. На такое восприятие сильно влияют ожидания и предыдущие знания.

Если мы ожидаем, что что-то будет выглядеть определенным образом, мы, скорее всего, воспримем это в соответствии с нашими ожиданиями.

Существующие схемы, ментальные рамки и концепции часто направляют перцептивные наборы. Например, у людей есть сильная схема для лиц, что облегчает распознавание знакомых человеческих лиц в окружающем нас мире. Это также означает, что когда мы смотрим на неоднозначное изображение, мы с большей вероятностью увидим в нем лицо, чем какой-либо другой объект.

Исследователи также обнаружили, что когда в одной визуальной сцене появляется несколько предметов, перцептивные наборы часто заставляют людей пропустить дополнительные предметы после обнаружения первого. Например, сотрудники службы безопасности аэропорта могут заметить бутылку с водой в сумке, но не заметить, что в сумке также находится огнестрельное оружие.

Как работает обработка снизу вверх

Силы влияния

Ниже приведены примеры различных сил влияния:?

  • Мотивация может играть важную роль в перцептивных наборах и в том, как мы интерпретируем окружающий мир. Если мы болеем за нашу любимую спортивную команду, мы можем быть мотивированы воспринимать членов противоположной команды как чрезмерно агрессивных, слабых или некомпетентных. В одном классическом эксперименте исследователи лишали участников эксперимента пищи в течение нескольких часов. Когда позже им показали набор неоднозначных изображений, те, кто был лишен пищи, с гораздо большей вероятностью интерпретировали изображения как объекты, связанные с едой.? Поскольку они были голодны, они были более мотивированы воспринимать изображения определенным образом.
  • Ожидания также играют важную роль. Если мы ожидаем, что люди будут вести себя определенным образом в определенных ситуациях, эти ожидания могут повлиять на то, как мы воспринимаем этих людей и их роли. В одном из классических экспериментов по изучению влияния ожиданий на перцептивные наборы участникам показывали либо серию цифр, либо букв. Затем участникам показали двусмысленное изображение, которое можно было интерпретировать либо как число 13, либо как букву В. Те, кто видел цифры, с большей вероятностью воспримут это как 13, а те, кто видел буквы, с большей вероятностью воспримут это как букву В.
  • Культура также влияет на то, как мы воспринимаем людей, объекты и ситуации. Удивительно, но исследователи обнаружили, что люди из разных культур даже склонны по-разному воспринимать перспективу и подсказки глубины.
  • Эмоции могут оказывать значительное влияние на восприятие окружающего мира. Например, если мы злимся, мы можем с большей вероятностью воспринимать враждебность в других. В одном из экспериментов было продемонстрировано, что когда люди ассоциировали бессмысленный слог с легким электрическим ударом, они испытывали физиологические реакции на этот слог, даже когда он был представлен подсознательно.
  • Установки также могут оказывать сильное влияние на восприятие. В одном из экспериментов Гордон Олпорт продемонстрировал, что предрассудки могут влиять на то, как быстро люди классифицируют людей разных рас.

Примеры из реальной жизни

Исследователи показали, что перцептивные установки могут оказывать значительное влияние на повседневную жизнь.

В одном эксперименте было установлено, что маленьким детям больше нравится картофель фри, когда его подают в пакете McDonald's, а не в обычном белом пакете.? В другом исследовании люди, которым сказали, что на картинке изображено знаменитое "Лохнесское чудовище", с большей вероятностью увидели мифическое существо на картинке, в то время как другие, посмотрев на картинку позже, увидели только изогнутый ствол дерева.

Как уже говорилось ранее, наша перцептивная установка на лица настолько сильна, что заставляет нас видеть лица там, где их нет.? Вспомните, как люди часто описывают, что видят лицо на Луне или во многих неодушевленных предметах, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.

A Word From Verywell

Как видите, восприятие - это не просто вопрос видения того, что находится в окружающем нас мире. На то, как мы воспринимаем информацию и как ее интерпретируем, может влиять множество факторов, и перцептивные наборы - лишь один из них.

11 Источники Мы используем только высококачественные источники, включая рецензируемые исследования, для подтверждения фактов в наших статьях. Прочитайте наш редакционный процесс, чтобы узнать больше о том, как мы проверяем факты и обеспечиваем точность, надежность и достоверность нашего контента.

  1. Biggs A, Adamo S, Dowd E, Mitroff S. Examining perceptual and conceptual set biases in multiple-target visual search. Attention, Perception, & Psychophysics. 2015-77(3):844-855. doi:10.3758/s13414-014-0822-0

  2. Перцептивный набор. APA Dictionary of Psychology.

  3. Hockenbury S. Discovering Psychology. 7th ed. [S.l.]: Worth Pub 2016.

  4. Hardy M, Heyes S. Beginning Psychology. Oxford: Oxford University Press 1999.

  5. Top-down processing. APA Dictionary of Psychology.

  6. Sanford R. The effects of abstinence from food upon imaginal processes: A preliminary experiment. J Psychol. 1936 2(1):129-136. doi:10.1080/00223980.1936.9917447

  7. Bruner J, Minturn A. Perceptual identification and perceptual organization. J Gen Psychol. 1955 53(1):21-28. doi:10.1080/00221309.1955.9710133

  8. de Bruine G, Vredeveldt A, van Koppen PJ. Кросс-культурные различия в распознавании объектов: Сравнение просителей убежища из стран Африки южнее Сахары и подобранной западноевропейской контрольной группы. Appl Cogn Psychol. 2018-32(4):463-473. doi:10.1002/acp.3419

  9. Murre JM, Dros J. Replication and Analysis of Ebbinghaus' Forgetting Curve. PLoS One. 2015-10(7):e0120644. Published 2015 Jul 6. doi:10.1371/journal.pone.0120644

  10. Barlow FK, Hornsey MJ, Thai M, Sengupta NK, Sibley CG. Эффект обоев: гипотеза контакта не работает для представителей меньшинств, живущих в районах с высокой долей представителей большинства. PLoS One. 2013-8(12):e82228. doi:10.1371/journal.pone.0082228

  11. Solomon M, Russell-Bennett R, Previte J. Consumer Behaviour. Frenchs Forest, N.S.W.: Pearson Australia 2013.

Кендра Черри
Кендра Черри, магистр философии, является автором и консультантом по вопросам образования, помогающим студентам изучать психологию.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • verywellmind.com
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться