Бизнес-кейс: нужна помощь в решении
Друзья, нужна помощь в решении кейса (очень сложно) :((((
В результате поглощения старейший российский машиностроительный завод был приобретен новыми собственниками и вошел в состав крупного промышленного холдинга. На предприятие был назначен новый Генеральный директор, которому предстояло в короткие сроки решить целый ряд стратегических задач: обеспечить повышение эффективности операционного бизнеса, навести порядок в области системы управления и учета, повысить прозрачность бизнеса и подготовить предприятие к включению в контур консолидации холдинга перед выходом на IPO.
В качестве одного из первых шагов на пути достижения этих целей Генеральный директор решил занятья снижением затрат на оплату труда персонала. Перед своим Заместителем по кадровой политике он поставил ответственную задачу: подготовить предложение по оптимизации фонда оплаты труда (ФОТ) на всех уровнях: от менеджмента компании до рабочих на производстве.
После тщательной проработки вопроса с привлечением внутренних экспертов компании Заместитель гендиректора по кадрам предложил реализовать следующую программу действий, направленную на снижение ФОТ: Во-первых, все сотрудники предприятия (по согласованию с их непосредственными руководителями) были разделены на несколько иерархических уровней. Во-вторых, был приобретен обзор рынка труда, на основании которого для каждого из уровней был уставлен определенный диапазон должностных окладов. В-третьих, размеры премий, которые получают сотрудники, были строго привязаны к результатам их труда. Оценка результативности каждого сотрудника, включая рабочих, была возложена на их непосредственных руководителей. Предложения Заместителя гендиректора по кадрам сначала обсуждались на Правлении предприятия, а после на Совете Директоров. В обоих случаях предлагаемая программа встретила массу вопросов и возражений, многие менеджеры горячо высказывались против планируемых нововведений, однако Генеральный директор был уверен в необходимости реформ и настоял на утверждении новой системы оплаты труда. (Тем более что на ее разработку было потрачено немало времени, а новые собственники завода требовали финансовых результатов и скорейшего решения поставленных перед Генеральным директором стратегических задач).
Прошло пол года с момента внедрения на предприятии новых методов оплаты труда, и Генеральный директор запросил у своего Заместителя по кадрам отчет о полученных результатах. Данные из отчета стали для него неприятным сюрпризом. За последние 6 месяцев с завода уволилась целая группа ключевых ведущих специалистов и младших менеджеров. Общий психологический климат в коллективе также заметно ухудшился: люди жаловались на несправедливость менеджеров в оценке их результатов и постоянное изменение требований к их работе. Но самым удивительным для Генерального директора стало то, что общие расходы на оплату труда на предприятии за истекшие пол года не только не сократились, но даже незначительно возросли!
Внимательно изучив структуру затрат на персонал, Генеральный директор увидел, что с момента старта проекта она существенно изменилась. Если раньше львиную долю расходов составляли фиксированные выплаты — зарплаты и надбавки, а премия являлась незначительной частью дохода сотрудников, то в результате внедрения новой системы премирования и соотнесения базовых окладов с рынком труда соотношение постоянной и переменной части дохода для большинства категорий персонала изменилось до уровня: 60% — оклад, 40% — премия. Причем премию получали практически все сотрудники предприятия.
Генеральный директор собрал экстренное совещание, на котором потребовал объяснений сложившейся ситуации у службы персонала и руководителей подразделений. На совещании многие менеджеры впрямую признались, что в ходе реформы оплаты труда они сознательно начали завышать сотрудникам премии, чтобы сохранить их доходы на прежнем уровне и не вступать в споры относительно того, кто как работал и сколько получил. Тем самым они стремились удерживать наиболее ценные кадры, что, впрочем, тоже удавалось далеко не всегда. Совещание закончилось взаимными обвинениями менеджеров и специалистов по кадрам и поставило в тупик Генерального директора предприятия.
Задание
1.Выскажите свое мнение, в чем состоят причины неуспеха внедрения на заводе новой системы мотивации. 2.Какую программу оптимизации оплаты труда Вы бы предложили на месте Заместителя гендиректора по кадрам, получив аналогичное поручение? 3. Какие меры можно предпринять в сложившейся ситуации, чтобы получить заметный позитивный эффект в течение ближайших трех месяцев?
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Здравствуйте.
Вы можете достичь более эффективных результатов, когда решения вырабатываются людьми, на которых они должны повлиять, а также понимаются и принимаются ими. И ещё, всегда задавайте себе вопрос, прежде чем кого-то
осчастливить - Пытаюсь ли я достичь результата, нужного лично мне, или же помогаю найти решения, максимально удачные и соответствующие интересам большинства участников?
Здравствуйте. Какую конкретно из поставленных задач он решал оптимизацией ФОТ?
Повышение эффективности операционного бизнеса? Наведение порядка в области системы управления и учета? Повышение прозрачности бизнеса? Подготовка предприятия к включению в контур консолидации холдинга перед выходом на IPO?
Его действия не направлены на решение ни одной из поставленных задач ни прямо, ни косвенно.
Ну да ладно. Ответы на поставленные вопросы:
1.Выскажите свое мнение, в чем состоят причины неуспеха внедрения на заводе новой системы мотивации.
1. На предприятии существует сложившийся сплоченный коллектив и устойчивая "самонесущая" структура, для изменения которой недостаточно единичного распоряжения.
2. Не поставлен четкий критерий - сокращение ФОТ на столько рублей/столько процентов.
3. КПИ руководителей не замкнут на эти изменения. У них нет стимула ее исполнять, но есть стимул ее оставить (пока она исправно работает, они остаются на своих местах).
4. Люди сопротивляются любым изменениям, которые ведут к ухудшению из положения, особенно финансового.
5. Под данным указанием отсутствует обоснование: средняя з/п по отрасли, доступность специалистов подобного профиля, маржинальность проектов.
2.Какую программу оптимизации оплаты труда Вы бы предложили на месте Заместителя гендиректора по кадрам, получив аналогичное поручение?
1. Мониторинг средней з,п на рынке специалиста данной квалификации и специализации в регионе; 2. Расчет нормо-часов, необходимых для разработки аналогичного объема документации, итд. 3. Изучение вопроса доступности необходимых специалистов; 4. Расчет текущей маржинальности проектов. После того, как узнаем, насколько конкурентна зп насколько доступны на рынке подобные спецы, недорабатывают ли они за свою з/п. не избыточен ли штат, реально ли низка маржинальность проектов, насколько стоимость проектов/продуктов конкурентоспособна на рынке. Потом решать, за счет чего невысока маржинальность: раздут ФОТ, раздут штат, недорабатывают закупки, или производство нуждается в модернизации, или сегмент, в котором они работают, перенасыщен, или продукт неконкурентоспособен). То есть понять, а с того ли начали? Если штат непропорционально раздут, то сокращать штат. Если зп в 2 раза выше рынка и специалисты доступны, то фот (с жесткой завязкой на кпи рук-ля).
3. Какие меры можно предпринять в сложившейся ситуации, чтобы получить заметный позитивный эффект в течение ближайших трех месяцев? Сначала выработать критерии позитивного эффекта. Экономия Фот на 10%? А насколько это поднимет маржинальность?
Вообще, простите, ощущение, что посадили в директорское кресло недалекого человека, не разбирающегося ни в менеджменте, на в операционном, ни в эконоическом развитии. Хорошего ИБД-шника (имитатора бурной деятельности). Он что умеет - то и делает. Или что первым в голову пришло. То, что он делает, никак не соответствует его задачам. Действия не имеют под собой никакой аналитики.