Это название должности в последнее время стало очень модным, и угадать, что именно стоит за ним в том или ином случае, подчас весьма затруднительно (так, даже дворники в некоторых местах гордо именуются «менеджерами чистоты»).
Тем не менее, в наиболее типичном варианте менеджер - это тот специалист, которому надлежит управлять либо группой людей, занятых решением конкретной задачи (так, «менеджер проектов» - это управленец, занятый координацией деятельности рабочей группы, реализующей определенный бизнес-проект), либо ходом того или иного социального процесса. Его задача - это не столько самому создавать продукты и услуги, сколько управлять, координировать деятельность занятых в этом работников.
Управленческий труд окружен в глазах обывателей множеством стереотипов, по большей части не вполне адекватных. Так, зачастую считается, что управлять может (и должен) тот, кто сам хорошо умеет исполнять соответствующую деятельность. Это примерно то же самое, что назначать тренерами тех, кто сам быстрее всех бегает или выше прыгает. Если я, например, лучше всех в цеху изготавливаю детали на токарном станке - значит, меня якобы и надо выдвинуть на должность начальника этого цеха.
Диктатура пролетариата, как это называлось в советские времена (у нас, дескать, каждая кухарка должна научиться управлять государством). В реальности же государственное (и любое другое) управление - весьма специфичная область деятельности, не имеющая ни малейшего отношения ни к особенностям работы на токарных станках, ни к кухонным кастрюлькам и подобным «производственным аксессуарам»! Хотя понимать специфику тех областей производства, где осуществляется управление, нужно, но это далеко не самое главное для менеджера.
Еще один стереотип — о том, что управленец является, в сущности, тем работником, который не в состоянии ничего сделать сам, но «попал в начальники» в силу каких-то неформальных личных связей, взяток и т. п. Не станем спорить, время от времени именно так и бывает — но, тем не менее, эта ситуация не на пользу организациям, держащим такое начальство.
Ведь от профессионализма управленца зависит деятельность всей организации, а иной раз и сам факт ее существования.
Круг профессиональных обязанностей менеджера может быть довольно широким. Так, он планирует коммерческую деятельность исходя из стратегических целей деятельности организации. Осуществляет контроль разработки и реализации бизнес-планов, заключаемых соглашений, договоров и контрактов, оценивает степень возможного риска.
Анализирует и решает организационно-технические, экономические, кадровые и социально-психологические проблемы с целью повысить производительность труда и увеличить сбыт продукции. Организует связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой для ведения бизнеса информации.
Анализирует спрос на производимую продукцию или услуги, даст прогноз изменения этого спроса и рекомендации по его стимулированию на основе изучения запросов потребителей. Осуществляет координацию деятельности в рамках определенного направления работы, занимается анализом ее эффективности, принимает решения по наиболее рациональному использованию выделенных ресурсов.
Для того чтобы стать успешным менеджером, нужны две главные предпосылки.
1. Владеть технологиями управления, знать и уметь применять лежащие в основе успешного руководства психологические, социологические и экономические механизмы.
2. Знать специфику деятельности в той области, которой планируется управлять. Спортивный менеджер, например, должен прекрасно понимать особенности того вида спорта, в котором он планирует вести свою деятельность.
В силу модности профессии (а еще отсутствия конкретности в понимании того, чем именно должны заниматься ее представители) менеджеров стали готовить практически повсеместно и совершенно на разном уровне, начиная от краткосрочных курсов и заканчивая высшими учебными заведениями. Наибольшие карьерные перспективы, разумеется, даст последний вариант, высшее образование по специальности «Менеджмент» (чаще всего се открывают на экономических факультетах).
Управленцев для соответствующих областей деятельности готовят и во многих специализированных вузах (так, спортивных менеджеров готовят в институтах физической культуры). Имеется международная система сертификации менеджеров различного уровня — MBI. Главное, что нужно уяснить, — управление людьми и социальными процессами представляет собой непростую и весьма специфическую область профессиональной деятельности, для которой требуется специализированная подготовка. Вряд ли кто-нибудь возьмется без предварительного обучения управлять автомобилем или, скажем, вертоле¬том, а вот поруководить кем-нибудь многие люди считают себя вполне готовыми. Последствия этого бывают самыми печальными, вплоть до банкротства организации и полного развала се коллектива.
Зарплата менеджеров зависит, в первую очередь, от той ступеньки, которую они занимают в организациях. Доход менеджеров начального уровня (координируют деятельность нескольких подчиненных, непосредственно исполняющих работу) примерно равен средней зарплате в промышленности или ниже таковой, мидл-менеджеров (среднее управленческое звено, обязанности которого — курирование тех или иных бизнес-проектов, направлений деятельности организации) составляет примерно полтора-два уровня доходов в промышленности. Топ-менеджеры, высшее управ¬ленческое звено в крупных фирмах, зарабатывают в несколько раз больше и относятся к одной из наиболее высокооплачиваемых категорий наемных работников.
Как, наверное, понятно из сказанного, — карьерный рост менеджера состоит, во-первых, в повышении статуса в конкретном учреждении, а во-вторых, в трудоустройстве во все более крупные, солидные и состоятельные организации. Зависит это как от уровня профессиональной подготовки, так и от солидности послужного списка, наличия опыта успешной работы в известных организациях, самостоятельного курирования выгодных бизнес-проектов и т. п.
В следующих параграфах обсуждаются некоторые специализированные менеджеры, деятельность которых существенно отличается от рассмотренной выше.
Поделиться