Корпоративная культура (узелок на память)

 

Корпоративная (организационная) культура предполагает наличие в организации общих ценностей, убеждений, норм, ожиданий. Именно они связывают людей и организацию в единую систему. Корпоративная культура дает людям возможность отождествлять себя с организацией, воспитывает чувство приверженности, ответственности за все происходящее, осознание важности коммуникаций, создает основу для стабильности, контроля и единого направления.

По определению, данному Т. Дилом и А. Кеннеди (T.Deal & A.Kennedy, corporate Cultures, the Rites and Rituals of Corporate Life, 1988):

Сильными культурами считаются те, которые обладают следующими элементами:

    • сильная, объединяющая корпоративная философия и миссия;
    • лидер, который доверяет другим и в которого верят;
    • открытые каналы коммуникаций и доступ к высшему руководству;
    • особое внимание уделяется людям и производительности;
    • особое внимание уделяется клиентам и сервису;
    • в организации заметно особое чувство удовлетворенности и принадлежности, присущее всем;
    • наличие поддерживаемых всеми церемоний, ритуалов, обычаев;
    • общий эмоциональный подъем, касающийся работы и будущего;
    • чувство удовлетворения, связанное с исполнительским мастерством, вложенными в общее дело усилиями и вознаграждением.

Признаками слабых культур считаются следующие:

    • "герои" организации деструктивны;
    • ритуалы повседневной жизни неорганизованны;
    • слабые культуры не обладают ясными ценностями и убеждениями;
    • слабые культуры характеризуются краткосрочной, обращенной на себя (внутрь) стратегией;
    • существуют проблемы межличностного характера, битвы между отдельными группировками, отсутствие команды и чувства сопричастности.

Характеристики, отличающие сильные культуры :

    • установка "всегда действовать" (даже когда не хватает фактов), не сдаваться;
    • никогда не терять из вида клиента;
    • автономность и предпринимательский дух. успешные фирмы организуются в менее крупные подразделения, мотивированные на риск, творчество, новаторство;
    • производительность через людей. Культура строится вокруг приверженности, уважения, достоинства, веры в людей. Именно все это и ведет к производительности;
    • активный менеджмент, то есть когда менеджеры не сидят за дверями своих кабинетов, а всегда на виду, готовые к действию;
    • установка "не отрывайтесь от главного дела", то есть не увлекаться диверсификацией;
    • придерживаться простых форм. Слишком большое количество администраторов и раздутые штаты приводят к неэффективности;
    • сочетание гибкой и жесткой организации. Жесткая организация вокруг ключевых ценностей в сочетании с гибкостью структур.

Таким образом, создание эффективной корпоративной культуры возможно тогда, когда:

    • существует четкое видение направления движения организации;
    • высшее руководство активно привержено новым ценностям и осознает необходимость перемен;
    • руководители всеми своими поступками и поведением символизируют происходящие в корпоративной культуре перемены;
    • культурные перемены должны быть поддержаны всеми существующими системами в организации;
    • создается команда единомышленников.
 
Вид документа: 
Ключевые слова: 
Рубрика: