Корпоративная (организационная) культура предполагает наличие в организации общих ценностей, убеждений, норм, ожиданий. Именно они связывают людей и организацию в единую систему. Корпоративная культура дает людям возможность отождествлять себя с организацией, воспитывает чувство приверженности, ответственности за все происходящее, осознание важности коммуникаций, создает основу для стабильности, контроля и единого направления.
По определению, данному Т. Дилом и А. Кеннеди (T.Deal & A.Kennedy, corporate Cultures, the Rites and Rituals of Corporate Life, 1988):
Сильными культурами считаются те, которые обладают следующими элементами:
- сильная, объединяющая корпоративная философия и миссия;
- лидер, который доверяет другим и в которого верят;
- открытые каналы коммуникаций и доступ к высшему руководству;
- особое внимание уделяется людям и производительности;
- особое внимание уделяется клиентам и сервису;
- в организации заметно особое чувство удовлетворенности и принадлежности, присущее всем;
- наличие поддерживаемых всеми церемоний, ритуалов, обычаев;
- общий эмоциональный подъем, касающийся работы и будущего;
- чувство удовлетворения, связанное с исполнительским мастерством, вложенными в общее дело усилиями и вознаграждением.
Признаками слабых культур считаются следующие:
- "герои" организации деструктивны;
- ритуалы повседневной жизни неорганизованны;
- слабые культуры не обладают ясными ценностями и убеждениями;
- слабые культуры характеризуются краткосрочной, обращенной на себя (внутрь) стратегией;
- существуют проблемы межличностного характера, битвы между отдельными группировками, отсутствие команды и чувства сопричастности.
Характеристики, отличающие сильные культуры :
- установка "всегда действовать" (даже когда не хватает фактов), не сдаваться;
- никогда не терять из вида клиента;
- автономность и предпринимательский дух. успешные фирмы организуются в менее крупные подразделения, мотивированные на риск, творчество, новаторство;
- производительность через людей. Культура строится вокруг приверженности, уважения, достоинства, веры в людей. Именно все это и ведет к производительности;
- активный менеджмент, то есть когда менеджеры не сидят за дверями своих кабинетов, а всегда на виду, готовые к действию;
- установка "не отрывайтесь от главного дела", то есть не увлекаться диверсификацией;
- придерживаться простых форм. Слишком большое количество администраторов и раздутые штаты приводят к неэффективности;
- сочетание гибкой и жесткой организации. Жесткая организация вокруг ключевых ценностей в сочетании с гибкостью структур.
Таким образом, создание эффективной корпоративной культуры возможно тогда, когда:
- существует четкое видение направления движения организации;
- высшее руководство активно привержено новым ценностям и осознает необходимость перемен;
- руководители всеми своими поступками и поведением символизируют происходящие в корпоративной культуре перемены;
- культурные перемены должны быть поддержаны всеми существующими системами в организации;
- создается команда единомышленников.
Поделиться