Как известно, кадры решают всё. Этот тезис, высказанный много лет назад, в равной мере справедлив для организаций любых форм собственности и направлений деятельности. И сегодня, несмотря на развитие робототехники и искусственного интеллекта, он не только не теряет своей актуальности, но даже скорее наоборот. В условиях информационного общества, в век всеобщей цифровизации и стремительного научно-технического прогресса, главной ценностью и активом любой организации являются не материальные ресурсы, а человеческий капитал и порождаемые им идеи и технологии. Этот фактор опосредует значимость грамотного подбора кадров на основе всесторонней и комплексной оценки особенностей его личности.
Одним из ключевых понятий, связанных с оценкой человека как профессиональной единицы, является деловая репутация.
Прежде всего определимся с понятиями. В общем смысле репутация – это общественное мнение, сложившееся о человеке на основании его личных качеств. Безусловно, каждый человек состоит из совокупности достоинств и недостатков, которые зачастую взаимообуславливают друг друга. Недаром ведь существует фраза, что наши недостатки – это продолжение наших достоинств. Но, во-первых, нужно понимать, какие из этих качеств превалируют, т.е., грубо говоря, чего в человеке больше – хорошего или плохого. Во-вторых, важно учитывать, как те или иные личностные особенности человека проявляются в различных сферах его жизни, в том числе в профессиональной деятельности, применительно к которой отдельно принято выделять деловую репутацию человека.
В узком смысле деловая репутация – это устоявшаяся оценка человека с точки зрения его профессиональных качеств. Понятно, что в реальной жизни всё, как правило, гораздо сложнее, чем в красивых отвлечённых теориях, и на практике обычно весьма трудно отделить личные качества человека от профессиональных. К тому же следует учитывать, что разные работодатели практикуют разные подходы к подбору персонала. Так, некоторые из них оценивают кандидата на работу сугубо по его профессиональным навыкам, закрывая глаза на какие-то негативные личностные черты. Т.е., грубо говоря, в расчёт берётся только образование соискателя, его карьерный путь, награды и достижения и т.п. Другие же, напротив, оценивают своего будущего подчинённого по комплексному набору характеристик, вплоть до того, как он относится к животным и были ли у него штрафы за неправильную парковку. Казалось бы, какое отношение эта информация имеет к решению вопроса о приёме человека на работу. Но на самом деле такой подход тоже имеет право на жизнь. Более того, сегодня многие работодатели склонны отказывать даже профессионалам высокого уровня при наличии у них серьёзных личностных недостатков, и этому есть вполне понятное и разумное объяснение. Успех любой компании зависит не только от того, как конкретный человек выполняет свои непосредственные обязанности, но и от того, как он ведёт себя в коллективе, как влияет на окружающих и какой пример им подаёт. Кроме того, большое значение имеет то, как человек ведёт себя в стрессовых ситуациях, склонен ли он к конфликтам, на что он готов пойти ради достижения цели и т.п.
В каждой компании существуют свои писанные и неписанные корпоративные ценности и стандарты, и если человек по каким-то критериям в них не вписывается, то вполне может не получить работу, даже будучи хорошим специалистом. Так, сажем, многие работодатели сегодня большое внимание обращают на наличие у соискателя вредных привычек – курение и употребление алкоголя вполне могут стать поводом для отказа в трудоустройстве. Кроме того, немалое значение имеет то, как человек уходил с предыдущего места работы. Если это происходило со скандалами, а тем более с судебными разбирательствами, то многие лишний раз задумаются, стоит ли нанимать такого потенциально скандального сотрудника. С одной стороны, в защите своих прав и интересов нет ничего плохого, но с другой нужно понимать, что мало кто из начальников любит подчинённых, готовых вступать с ними в конфликты.
Кроме того, в последние годы рекрутинговые службы многих компаний особое внимание уделяют цифровой репутации человека, являющейся частью его деловой репутации и формирующейся в том числе на основе его активности в соцсетях. Согласно данным опросов, порядка 80% работодателей готовы отказать в приёме человеку, если контент его интернет-страничек не отвечает корпоративным ценностям организации. Это означает, что сегодня соискателям следует более тщательно задумываться о своём онлайн-поведении и по возможности избегать потенциально сомнительного или провокационного контента.
Если говорить максимально просто, то репутация человека – это ассоциации с его именем, возникающие у других людей. Как и всякое благо, создаётся она долго и тяжело, а вот потерять её можно буквально за минуту. Как говорил ещё Владимир Ленин, нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Каждый человек в той или иной степени зависит от того, что про нас думают и говорят окружающие. Конечно, есть материально независимые люди, которые могут себе позволить любой стиль поведения, но если мы говорим о подавляющем большинстве обычных людей, то они всё же вынуждены заботиться о своей репутации и обращать на неё большое внимание. Создание своей репутации – это долгий и последовательный процесс, который предполагает непрерывное повышение своего профессионального уровня, приобретение новых знаний и компетенций, но не меньшую роль играет и социальное поведение человека, его коммуникативные навыки, манера общения и даже внешний вид, который также вносит свою лепту в формирование образа человека в глазах других. Нравиться окружающим – это особый дар, который даётся не всем, но важно делать хотя бы то, что непосредственно в ваших силах – быть ответственным и пунктуальным, проявлять доброжелательность, выполнять взятые на себя обязательства и т.п. Тогда есть большой шанс сформировать себе хорошую деловую репутацию и в дальнейшем рассчитывать на успешное карьерное продвижение.
Поделиться