В отличие от очень многих рынков, где спрос на товары эластичен и имеются возможности для успешного восстановления, фармацевтический рынок, пострадал больше остальных. При этом пострадало главным образом центральное звено: дистрибуторы фармпрепаратов. И дело здесь не только в том, что из-за скачка курса доллара, поставка большинства импортных препаратов просто «встала», но и в том, что существуют внутренние негативные факторы, влияющие на фармацевтический рынок вцелом.
Факторы, негативно влияющие на фармацевтический рынок
- Дистрибуторы. Они пострадали от кризиса больше всех остальных. Поскольку, дистрибуторы являются центральным и связующим звеном между аптекой и производителем, то кризис обязательно затронет в дальнейшем как производителей, так и аптечные сети. Следует ожидать снижения поставок лекарственных препаратов, дефицит дорогостоящих лекарственных средств и сокращения их закупок. Изменений в закупочной матрице препаратов: замены дорогостоящих оригинальных препаратов на относительно дешевые препараты-копии (дженерики).
- Законодательные факторы. Избыточное регулирование отрасли, ужесточение правил регистрации, реформа ДЛО, поправка ФАС о медпредставителях и др. и раньше не добавляли оптимизма участникам фармрынка, а теперь в момент кризиса, новые правила тянут его вниз значительно сильнее, практически удваивая эффект падения.
- Сокращение числа врачей. Являются дополнительным негативным фактором развития фармрынка, вследствие уменьшения числа как пациентов, так и назначений рецептурных лекарственных препаратов
Общие тенденции фармацевтического рынка на ближайшую перспективу:
- Сокращение числа дистрибуторов фармацевтического рынка и обострение конкуренции среди крупных игроков рынка.
- Сокращения персонала у всех участников фармацевтического рынка.
- Изменение матрицы закупок и наличия препаратов в аптеках. Замена дорогостоящих препаратов на недорогие препараты-копии (дженерики).
Компенсирующие факторы.
Ситуация на фармацевтическом рынке была бы совсем плачевной, если бы не факторы, которые хоть как-то компенсировали падение. Во-первых, рынок ОТС (безрецептурных препаратов) не имеет четкой привязки к коммуникациям с врачебным сообществом, следовательно и их промоция не сильно затруднена. Во-вторых, большинство препаратов участников фармрынка итак являются неоригинальными, а доля рынка большинства производителей является ощутимой. Иными словами, заводы производители фармпрепаратов (большинства стран Восточной Европы) будут вынуждены инвестировать в промоцию и поставки, чтобы не потерять долю рынка, который для них является приоритетным.
В конечном итоге доллар не всегда будет расти. Конец роста доллара также поможет замедлить падение и постепенно переведет фазу падения в фазу "нижнего плато". Т.е. вторую часть литеры "L". При этом стоит учитывать, что произойдет это не сразу вслед за стабилизацией валюты. Рынок будет падать еще некоторое время, ввиду негативных факторов.
Что на рынке подбора персонала
Фармацевты и провизоры
Эта группа участников фармацевтического рынка пострадает меньше остальных. Количество сетевых аптек будет сокращаться не так быстро, к тому же стоимость лекарственных препаратов будет только расти. Вслед за небольшим ростом рынка ожидается чуть большее сокращение персонала.
Менеджеры по продажам
Эта категория уже пострадала от кризиса. Однако кризис еще не закончился, и, по всей вероятности, тенденции по сокращению персонала у дистрибуторов будут продолжены. Государственные закупки существенно сократились, а коммерческий сектор плотно связан с коммуникациями дистрибуторов с аптечными сетями. Ограниченность круга лиц и числа участников, принимающих решения, дает предпосылки для сокращения числа менеджеров. Впрочем, особенно ценятся менеджеры из компаний конкурентов, но это было на этом рынке всегда.
Медицинские представители
Производителям лекарственных средств придется взять на себя часть рисков дистрибутора. Поэтому медицинские представители будут вынуждены брать часть функций дистрибуторов на себя: т.е. функции менеджера по продажам. Особенно это касается ОТС сегмента. Во всех сегментах коммуникаций медицинского представителя с врачебным сообществом и аптечным сектором требуются новые идеи. А еще больше экономия издержек. Старые форматы коммуникаций практически исчерпали себя. Ожидается реплейсмент (увольнение с последующим набором) медицинских представителей. У некоторых компаний это происходит уже сейчас.
Скорее всего рынок ожидает длительный период восстановления, вслед за резким падением. На такое длительное восстановление понадобится достаточно большой промежуток времени. Учитывая негативные факторы, он будет восстанавливаться дольше всех остальных.
Этот обзор не является аналитическим. В нем использованы частные мнения участников фармацевтического рынка, руководителей в области маркетинга, продаж и HR сферы.
Поделиться