«ПАМАГИИИТЕ», или как справиться со стрессом и выгоранием в команде

«Галя, все пропало!!!», «Все, я больше так не могу!» - когда подобные фразы звучат в офисе ежедневно, это говорит о стрессе и выгорании у сотрудников. Разбираемся в причинах и видах стресса, в плохом влиянии на производительность труда и команду вместе с Ларой Марченко, экспертом по стратегическому развитию и карьере.

Понятие стресса сегодня замылилось, его употребляют, чтобы показать негативную ситуацию, влияющую на  человека. Важно разобраться, с чем мы имеем дело - с эустрессом или дистрессом. 

Эустресс – это здоровый стресс, когда случаются сложные ситуации и организм мобилизует силы, чтобы справиться с ними. Через такой стресс человек зачастую обретает точку роста. Случается везде - в спорте, в личной жизни, в работе. Наш организм, справляясь со стрессом, повышает адаптивность к нему. 

А вот дистресс – это как раз то, что влияет негативно. Этот хронический стресс квалифицируется Всемирной организацией здравоохранения как болезнь. Точнее как синдром, возникающий в результате хронического стресса на работе, с которым не удалось справиться. Этот стресс невозможно преодолеть, он становится губительным. Человек не в состоянии справиться с ним самостоятельно, стресс постепенно разрушает психику. Как следствие, человек заболевает (стресс выражается физически) или живет на низком уровне мотивации. 

Стресс и производительность труда

Любой стресс сотрудников негативно отражается на работе. Во-первых, постоянные оплачиваемые больничные, отлучки, отгулы. Работа либо не выполняется, либо ее объем перекладывается на других сотрудников, либо выполняется, но страдает качество. 

Второй важный момент – низкий уровень мотивации. Исследованиями доказано, что замотивированный сотрудник на 25% продуктивнее. Еще хуже отрицательная мотивация, такой человек саботирует работу и настраивает негативно коллектив (несмотря на то, что продолжает получать зарплату!). Есть такой термин «внутреннее увольнение» - когда человек в голове уволился, и рабочие задачи уже выполняют другие. Он ходит на работу, делает номинальные вещи, чтобы не уволили. 

В таком состоянии сотрудник чувствует, что работа больше не приносит удовлетворение, и может принять решение об увольнении. Сегодня мы живем в ситуации нехватки рабочей силы. И любые потери в команде приводят к провалу в производительности труда. Грамотного сотрудника нужно найти, обучить… это большие временные затраты - ставка может быть не закрыта от 3 месяцев до года, задачи распределяются между остальными членами команды. Когда команда долго перегружена, она начинается сыпаться. 

Почему возникает стресс?

Причины разные, часто они связаны с личностными особенностями. Например, если в обществе есть установка, что много работать – это хорошо. У человека формируется внутреннее убеждение, что он ценится, когда много работает, всегда на связи, даже по выходным и в отпуске. Это связано с социокультурными и психологическими установками: «Меня ценят, только когда я перерабатываю». Сотрудник видит у коллег и руководителей эту установку и боится быть белой вороной. Или руководитель так себя позиционирует, а подчиненному страшно не соответствовать, и он начинает думать, что это норма.

Приведу пример из личного опыта. Руководитель одного подразделения работает из отпуска и этим гордится. Рядом находятся подчиненные, готовые выполнять все задачи. Но руководитель не делегирует, потому в его картине мира он единственный и незаменимый. Как вам такой подход? На мой взгляд, это непрофессионально. Во-первых, он обесценивает свое личное время и сотрудников. Во-вторых, демонстрирует недоверие, считая команду слабой и не способной справиться с задачами. Это демотивирует коллектив. 

Поэтому ситуация, когда человек ценится только потому, что всегда на связи и работает 24/7, деструктивная. Встает вопрос, насколько он эффективен, если не успевает сделать все в рабочее время? 

Гораздо выше ценят сотрудников, которые умеют верно расставить приоритеты и оптимизировать задачи. Чем выше по карьерной лестнице продвигается человек, тем этот навык востребованнее. Грамотный руководитель, наоборот, транслирует важность личного пространства и семьи, заботы о себе и спорта. Тех факторов, которые на физиологическом уровне влияют на уровень стресса. 

Еще один важный момент - образ жизни. Если человек не высыпается, некачественно питается, не получает достаточное количество микроэлементов для энергии, это плохо. Если пища не выполняет основную функцию (быть строительным материалом, источником макро- и микроэлементов, витаминов), а просто вкусная, но при этом пустая, жирная и вредная, это плохо. В таком случае у организма физиологически нет ресурсов для того, чтобы справляться со  стрессом. 

Ну и еще один фактор, вызывающий стресс, - сенсорная перегрузка. Каждый день на нас обрушивается огромное количество информации из всех источников: интернет, мессенджеры, соцсети, телевидение. Иногда мы получаем слишком много информации, которую не в состоянии переработать. Важно давать организму и мозгу время на отдых, менять род деятельности. Сериалы вечером лучше заменить прогулками, книгами и общением с близкими. 

Как справиться со стрессом? 

Дам три полезных совета. 

Первый совет - три кита устойчивости: сон, движение, питание.  

Активность может быть любая - от банальной прогулки 10-15 минут в день, до занятий йогой, растяжкой, спортом. Полезны виды активности, оптимально задействующие все группы мышц. Питание важно сделать разнообразным. Организму нужна богатая микроэлементами пища, достаточное количество клетчатки. Обязательно соблюдать водный баланс. 

Второй совет - контролировать объем входящей информации. 

Лайфхак из личной практики: в течение рабочего дня я ставлю блокировку в телефоне на соцсети. Это очень помогает не отвлекаться. Читаю новости и листаю соцсети утром, а затем вечером. Этого достаточно, чтобы быть в курсе. А в течение дня оставлять один фокус - на работу или отдых (когда вы в отпуске). 

Третий совет - выстраивать личные границы. 

Я со своей командой всегда проговариваю эти границы в нашей работе. Например, звонки и сообщения не раньше 9 часов и не позже 19. После 18 никаких встреч. В отпусках мы отдыхаем. Такая позиция – это осознанный выбор, которому я учу сотрудников. Отпуск – это инвестиция в себя, если качественно отдыхать. А еще это инвестиция в сотрудников, если давать им свободу действий и возможность проявиться. Помните: «Мир стоял до нас, мир стоит с нами, мир будет стоять после нас». Это мой посыл руководителям!

Донесите до сотрудников, что руководители важны, но заменимы. При такой философии можно позволить себе отдых. Важно одновременно и хвалить, и поощрять сотрудников, подчеркивать их ценность. Заслуженная похвала и поощрение поддерживают высокий уровень мотивации. Иногда здорово акцентировать внимание на выполнении даже небольших текущих задач, благодарить за промежуточные результаты.

Честно признаюсь, я не верю в модный сегодня work and life balance. Я считаю, что здесь есть подвох, потому что, работа – это практически 50% нашей жизни, когда мы не спим. Это много. Один из способов борьбы с выгоранием и стрессом - понимать, какую ценность человек реализует на работе. 

Когда человек работает, потому что «надо», это позиция жертвы, которая забирает массу сил и энергии. А если он работает из состояния смысла, для реализации своих ценностей, то и результат другой. Обычно есть две ключевые ценности: первое - личное достижение результатов, второе -  развитие команды. Хорошо, когда работа соответствует ценностям, и не только зарплатным. На основе этих смыслов рождается мотивация и высокая продуктивность.

В завершении подчеркну, что мотивация сотрудников всегда будет выше, когда в коллективе позитивный микроклимат, равномерно распределена нагрузка, выстроены личные границы и не обесценивается личное пространство. 

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий