Новички и коллектив: принципы эффективной адаптации

«Наконец! Это тот сотрудник, которого мы так долго искали», — восклицает с радостью менеджер по подбору персонала. На что HR-специалист, занимающийся адаптацией и развитием персонала, вдохновенно ответит: «Работа только начинается!». Эйчары внимательно относятся к новичку: он является своеобразной эстафетной палочкой, которая заботливо передается из рук в руки. Работа по его адаптации включает в себя составление специальных программ, проведение мероприятий, направленных на знакомство работника с коллективом и спецификой деятельности компании. Подобное внимание объясняется тем, что в это время закладываются основы для будущего эффективного взаимодействия.

Но при появлении в сложившемся профессиональном сообществе еще одного коллеги особого отношения требует не только новичок, но и коллектив, с которым ему предстоит работать. Приход нового сотрудника в компанию вносит изменения во многие сферы деятельности предприятия.

Коллеги

Чтобы твоя фирма была молодой и крепкой, не нанимай кого бы то ни было до тех пор, пока всем не станет столь невмоготу, что они будут рады новичку, независимо от его должности. Роберт Таунсенд

Все новое интересует, но, в то же время, пугает своей неизвестностью. Мы не знаем, как вести себя с новым человеком, какой у него характер: склочный, конфликтный или наоборот, уверенный и спокойный? В целом, что ожидать от него? Такими вопросами задается и рабочий коллектив перед приходом нового сотрудника.

Так, в одной крупной строительной компании, сотрудники отдела бухгалтерии искренно недоумевали: зачем в штат подразделения вводится дополнительная должностная единица? Работники, за много лет привыкшие друг к другу, устраивали в личностном и профессиональном плане руководство предприятия, но по мере роста компании возникла необходимость увеличить количество специалистов. Только разговор о предстоящих изменениях и перспективах предприятия помог начальнику сломить внутреннее сопротивление подчинённых. Без этой меры ни один новичок не смог бы влиться в сложившуюся команду и достойно проявить себя в деле.

Таким образом, необходимо тщательно готовиться к приходу нового сотрудника, принимая во внимание настроение коллектива. Коллеги — это та среда, которая помогает новичку адаптироваться в новых условиях.
Помните, стресс испытывает не только приходящий, но и принимающий.

Служба безопасности

Данный отдел имеет самое непосредственное отношение к приему нового работника в компанию. Учет материальных ценностей и сохранение коммерческой тайны требуют особого отношения к вновь прибывшим сотрудникам. Пока HR-менеджеры выясняют профессиональные качества соискателя, сотрудники службы безопасности проверяют его моральный облик. Информация о новом человеке берется из различных источников. Например, в сфере торговли существует банк данных некомпетентных продавцов, уличённых в недостачах и других производственных проступках.

Подобные действия помогают обезопасить компанию от недобросовестных работников. Иногда сотрудники охранной службы прибегают к дополнительным мерам: устанавливают видеонаблюдение и прослушивают телефонные разговоры. Но здесь нужно быть осторожным и при приеме на работу прописать в договоре возможные варианты контроля над сотрудниками — несанкционированный доступ к личным сведениям влечет за собой юридическую ответственность.

Руководство

К сожалению, чаще предприниматель или руководитель, имеющий власть хотя бы над одним человеком, несчастлив, когда его власть уменьшается. Б. С. Форбс

Отношения с новым сотрудником необходимо выстроить и непосредственному начальству. Период знакомства и адаптации занимает определенное время, поэтому сразу добиться эффективного взаимодействия невозможно. К тому же руководство не всегда с энтузиазмом и охотой откликается на изменения в кадровом составе, особенно если это касается «ближайшего окружения»: заместителей, помощников, секретарей.

Возникновение новых должностей, расширение отделов организации приводит к тому, что руководитель не способен удержать контроль над ситуацией, пока новые сотрудники еще не усвоили правил профессиональной игры, не знают специфики работы в данной компании.

Служба управления персоналом

Чем больше новых сотрудников появляется в компании, тем сложнее становится система управления: появляются новые должности, изменяется психологическая атмосфера в коллективе, развивается система мотивации. От работы HR-службы зависит, насколько быстро и эффективно начнет осуществляться взаимодействие нового работника с уже сложившимся коллективом.

Какие бы трудности не возникли при организации сотрудничества, как у новичка, так и у старой профессиональной команды, они могут быть преодолены только совместными усилиями.

 Алина Кавыева buildteam.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1