Мифы о работе в ритейле: где правда, а где нет

Ритейл – та сфера, которая постоянно растёт, развивается. Но пока остаётся мнение, что работать в торговле не очень-то комфортно и престижно. Всему виной мифы, большинство из которых возникли ещё в 90-е. О том, можно ли в ритейле построить карьеру, неплохо зарабатывать и стать по-настоящему ценным сотрудником, мы поговорили с директором по управлению персоналом территории «Восток» торговой сети «Пятёрочка» Еленой Нетяговой.  

Миф 1. Работа в торговле временная, перспектив нет  

Многие воспринимают ритейл как подработку – на время студенчества, каникул или пока не найдут другую работу – посерьёзнее. О карьере вообще речи не идёт. Так происходит, потому что люди часто видят объявления об открытых вакансиях, наблюдают за работой сотрудников в торговом зале, читают необъективные отзывы в Интернете, и на основе этого делают собственные выводы. Возникает ощущение доступности – «если что, то сяду за кассу». И это не только про ритейл – с такими же стереотипами сталкивается ресторанный бизнес, курьерские службы, такси и так далее.

Действительно, на данный момент ритейлеры стали чаще привлекать самозанятых, так как у людей растёт потребность в гибких графиках и коротких сменах. Самозанятые выходят в магазин на определённый отрезок времени, смена длится от 4 до 10,5 часов. Особенно такая форма занятости востребована у студентов, пенсионеров и женщин в декретном отпуске. Но в то же время у нас есть сотрудники, которые работают в «Пятёрочке» и 10, и 15, и даже 20 лет – с момента основания торговой сети.

Насчёт карьеры – те, кто действительно хотят развиваться, растут в ритейле очень быстро. Приходят, к примеру, на позицию кассира, а через полгода-год дорастают до заместителя директора или директора магазина. Можно перейти на офисную позицию, многие компании запускают программы карьерного развития. Плюс в том, что в ритейл можно прийти без опыта, научиться всему на месте и расти.

Миф 2. Невысокие зарплаты, нет льгот для сотрудников

Ещё один миф – в ритейле много не заработаешь. Претензия выглядит так: даже если работаешь много, то на доходе и выплатах это никак не отражается, нет прозрачности. Но, во-первых, в ритейле большая вариативность графиков – 5/2, 3/2, 2/2 и так далее. То есть сотрудник сам принимает решение – сколько он будет работать и получать. Во-вторых, есть системы льгот и скидок, например, на ассортимент магазинов или оплата трансфера до места работы. В-третьих, ритейл быстро реагирует на изменения рынка. Так, у нас используется HR-мониторинг, который позволяет платить конкурентоспособную зарплату сотрудникам во всех регионах. В-четвёртых, разного рода мотивационные проекты. Так, этой весной мы расширили программу «Директор магазина-партнёр», участники которой помимо своей стандартной системы мотивации получают премию по итогам года. На её размер они могут влиять самостоятельно, выполняя и перевыполняя плановые показатели.

Миф 3. В магазинах сложная психологическая атмосфера

Ещё одно утверждение – атмосфера в магазине напряжённая из-за частых конфликтов с покупателями, сложных отношений внутри коллектива, грубости руководителей. Безусловно, для работы в рознице, как и для работы в любой сфере, где есть прямой контакт с людьми, требуется доброжелательность, стрессоустойчивость и коммуникабельность. Это решается с помощью введения единых стандартов сервиса, программ, куда входит, в том числе, и разбор сложных ситуаций с гостями. Помимо этого, как вариант, – подключение сотрудников розницы к сервису телемедицины, куда входят и онлайн консультации психолога, регулярное обучение руководителей магазинов.

Миф 4. В ритейле не найти достойных вакансий

Суть в том, что кандидаты не знают весь спектр профессий, представленных в ритейле. Как правило, люди думают, что работать можно только продавцом-кассиром, максимум директором магазина. Например, выпускник технического вуза хорошо подумает, прежде чем кликнуть на вакансию ритейлера. На самом же деле ритейл – это всегда не только сотрудники магазинов и распределительных центров, но и офисные работники, задействованные в самых разных сферах – ИТ, аналитика, финансы, закупки, HR, коммерческая деятельность, маркетинг, социальные, благотворительные и эко проекты, инвестиции, поставки и так далее. Современные ритейлеры активно развивают собственные маркетплейсы и думают над улучшением логистики, выпускают товары под собственными торговыми марками, инициируют онлайн доставку. Обычно стратегические решения по развитию компании принимаются именно в центральных офисах.

Миф 5. Высокая текучесть и в ритейле не ценят сотрудников

Каждого можно заменить, текучка кадров высокая, в ритейле не ценят сотрудников – так думают многие. Если обратиться к аналитике, то в «Пятёрочке» текучесть кадров снизилась более чем вдвое за три последних года – в 2020 и 2021 году она ниже 40%, что для продуктового ритейла хороший результат. А вовлечённость, наоборот, выросла на 5% согласно исследованию прошлого года.    

Тут важно развивать не только материальную, но и нематериальную мотивацию, потому что людям важно, чтобы их ценили. Это имеет не меньшее значение, чем уровень зарплаты и соцпакет. Необходимо проводить командообразующие тренинги, отмечать успехи сотрудников, отмечать вместе важные даты, говорить чаще спасибо, рассказывать о профессиональных победах сотрудников – на внутренних ресурсах и в СМИ. Для людей это также дополнительная мотивация.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий