Страховой стаж в обязательном пенсионном страховании Российской Федерации

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2008, N 5

Страховой стаж в обязательном пенсионном страховании Российской Федерации

Закон о трудовых пенсиях закрепляет ряд общих правил, связанных с установлением содержания, исчислением и подтверждением страхового стажа. В соответствии с ними определяются требования к страховому стажу, необходимому для назначения трудовой пенсии по старости при нормальном пенсионном возрасте, а также для назначения пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. В тех случаях, когда трудовая пенсия по старости назначается досрочно, к страховому стажу предъявляются повышенные требования, то есть специальные правила, закрепленные, в основном, подзаконными нормативными актами.

Страховой стаж относится к числу новейших категорий российского права социального обеспечения. В настоящее время с этой категорией связаны два основных обстоятельства. Во-первых, начиная с 1 января 2002 г. страховой стаж определяет право на трудовую пенсию. Во-вторых, начиная с 1 января 2007 г. в зависимости от продолжительности страхового стажа рассчитывается размер пособия по временной нетрудоспособности. В первом и во втором случаях понятие, содержание и порядок исчисления страхового стажа различаются. И хотя трудовые пенсии и пособия по временной нетрудоспособности являются разновидностями страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, специфика социального риска, лежащего в основе каждого из видов социального страхования, определяет свои особенности применительно к характеристике страхового стажа. В данной статье рассматривается страховой стаж в системе обязательного пенсионного страхования.

В российском социальном законодательстве понятие страхового стажа появилось впервые 10 лет назад в Федеральном законе от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Тогда он определялся как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачиваются страховые взносы. Страховой стаж должен был заменить традиционную для российского пенсионного права категорию общего трудового стажа, но тогда этого не произошло. Просуществовав формально около шести лет, в 2002 г. данное понятие из текста Закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" было исключено.

Следующее понятие страхового стажа появилось в 1999 г. в связи с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". Согласно ст. 3 данного Закона страховой стаж - это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов. Это наиболее общая из всех имеющихся на сегодня дефиниций, определяющая страховой стаж как родовую категорию, вне зависимости от вида социального страхования, в котором данное понятие может использоваться. Следует отметить, что Закон "Об основах обязательного социального страхования" относится к числу федеральных кодификационных законов, поэтому закрепленные в нем нормы являются наиболее общими и принципиальными для всей системы обязательного социального страхования России.

Далее понятие страхового стажа закрепляет уже Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон "О трудовых пенсиях"), где в ст. 2 сказано, что страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Таким образом, с 1 января 2002 г. уже не трудовой, а страховой стаж является условием, определяющим право на трудовую пенсию.

Как соотносятся между собой понятия трудового и страхового стажа? С одной стороны, страховой стаж можно рассматривать как разновидность трудового стажа. Их объединяет то, что основу обоих составляет труд, работа. В этом смысле понятия трудового и страхового стажа тесно связаны. Можно отметить преемственность законодательства в отношении зачета в страховой стаж периодов, которые не являются работой, следовательно, не подтверждаются взносами. Такая возможность предусмотрена Законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в отношении периодов ухода за ребенком, службы в рядах вооруженных сил и др. Кроме того, аргументом в пользу определенного родства страхового и трудового стажа являются положения п. 2 ст. 29 данного Закона, которые предусматривают включение в страховой стаж периодов работы и иной деятельности, осуществляемой гражданами в прежние годы, до вступления в силу Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

С другой стороны, уплата страховых взносов как обязательное условие зачета периодов работы в страховой стаж отличает данную категорию от традиционного представления о трудовом стаже. В определении страхового стажа, закрепленного в Законе "О трудовых пенсиях", заметно смещены акценты с труда как такового как критерия, определявшего ранее право на пенсию, на финансовый результат этого труда - страховые взносы, составляющие финансовую основу обязательного пенсионного страхования. Таким образом, главным квалифицирующим признаком становится не работа и ее продолжительность, а участие застрахованных лиц в формировании бюджета Пенсионного фонда и степень этого участия. С этим согласуется положение о возможности добровольной уплаты страховых взносов в ПФР за физических лиц, не охватываемых системой обязательного пенсионного страхования, например учащихся, домохозяек и т.п. Данное положение закреплено ст. 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (далее - Закон "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"). Продолжительность уплаты страховых взносов в этом случае и будет составлять страховой стаж. С этих позиций страховой стаж представляется уже самостоятельной категорией, не связанной непосредственно с выполнением какой-либо работы или осуществлением иной деятельности.

Закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" закрепляет ряд общих правил, связанных с установлением содержания, исчислением и подтверждением страхового стажа. Эти правила помещены в гл. III Закона. В соответствии с ними определяются требования к страховому стажу, необходимому для назначения трудовой пенсии по старости при нормальном пенсионном возрасте, а также для назначения пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. В тех случаях, когда трудовая пенсия по старости назначается досрочно, к страховому стажу предъявляются повышенные требования, то есть специальные правила, закрепленные, в основном, подзаконными нормативными актами.

Рассмотрим вначале общие правила. Согласно ст. 10 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в добровольном порядке в соответствии со ст. 29 Закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".

Круг застрахованных лиц определен ст. 7 Закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и охватывает как граждан РФ, так и лиц, не являющихся гражданами РФ, при условии осуществления ими деятельности, установленной законодательством РФ. Закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не раскрывает, какая именно работа и иная деятельность может быть включена в страховой стаж. Из содержания ст. 10 данного Закона следует, что это может быть любая работа при условии уплаты страховых взносов в ПФР. Более подробный перечень видов работы и иной деятельности с указанием некоторых особенностей их учета в страховом стаже и указанием документов, их подтверждающих, содержится в Постановлении Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий". В соответствии с указанным Постановлением к периодам работы относятся:

- периоды работы по трудовому договору; по характеру деятельности это может быть любая предусмотренная трудовым законодательством работа - постоянная, временная, штатная, нештатная, сезонная, надомная и т.п.;

- периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг;

- периоды работы по авторскими лицензионным договорам;

- периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и другие);

- периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, и др.

Кроме того, на основании ст. 24 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" в страховой стаж может включаться работа в качестве священнослужителей также при условии уплаты за эти периоды страховых взносов. В соответствии со ст. 104 Уголовно-исполнительного кодекса РФ время работы осужденных к лишению свободы граждан включается в общий трудовой стаж. При условии уплаты за это время страховых взносов работа осужденных к лишению свободы граждан также будет подлежать включению и в страховой стаж.

К периодам иной деятельности относятся, например, индивидуальная трудовая деятельность, предпринимательская деятельность; творческая деятельность членов творческих союзов; деятельность в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств; деятельность в качестве частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой; деятельность в качестве членов родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными видами хозяйствования, и др.

Согласно ст. 11 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховом стаже учитываются также иные периоды (нестраховые), в течение которых работа или иная деятельность не осуществлялась. Перечень таких периодов исчерпывающий, он включает:

- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

- период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

- период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Важно отметить, что указанные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы или иной деятельности (независимо от их продолжительности). Это положение означает, что данные периоды не имеют самостоятельного значения, они учитываются только в связи с работой. При этом не имеет значения, непосредственно предшествовала (следовала) работа данным периодам или нет. Таким образом, при наличии хотя бы одного дня работы можно включить в страховой стаж несколько следующих друг за другом нестраховых периодов.

В связи с реализацией данной статьи в практике Пенсионного фонда РФ не раз возникали сложности. В частности, статья не предусматривает включения в страховой стаж традиционного для отечественного пенсионного законодательства периода отпуска по беременности и родам. В пп. 2 п. 1 ст. 11 указан близкий по правовому регулированию период - временной нетрудоспособности. И в том, и в другом случае полагается выплата пособия по государственному социальному страхованию. Однако это разные виды пособий. Тем не менее для решения возникшей проблемы Минтрудом России совместно с Пенсионным фондом РФ было подготовлено разъяснение о том, что период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам можно рассматривать как период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (с учетом того, что основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности) <1>.

--------------------------------

<1> Информационное письмо Минтруда России и ПФР от 4 ноября 2002 г. N 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067.

Период ухода за ребенком включается в стаж как матери, так и отцу ребенка. При этом не имеет значения, состоят родители в трудовых отношениях, занимаются иной деятельностью или нет.

Для включения в страховой стаж периода ухода за нетрудоспособными гражданами в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 11 обязательным условием является трудоспособность лица, осуществляющего уход. По общему правилу согласно ст. 63 Трудового кодекса РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. Однако при получении основного общего образования либо оставлении в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет. Этот возраст и следует рассматривать как нижнюю границу трудоспособности применительно к рассматриваемой норме. Согласно ТК РФ дети с согласия родителей могут заключать трудовой договор и с 14 лет, но только для работы в свободное от учебы время, т.е. непостоянно. Осуществление же ухода за нетрудоспособными гражданами предполагает постоянное и, как правило, длительное исполнение обязанностей. Поэтому для включения в страховой стаж указанного периода детям в возрасте от 14 до 15 лет нет достаточных оснований. В то же время, учитывая разнообразие конкретных жизненных ситуаций, полностью исключать такую возможность нельзя. Пенсионный фонд РФ в каждом подобном случае должен рассматривать все имеющиеся обстоятельства и принимать решение на основе их всесторонней и полной оценки. Предельный возраст трудоспособности в данном случае следует связать с общим пенсионным возрастом. В соответствии со ст. 9 Закона N 173-ФЗ нетрудоспособными гражданами признаются лица, достигшие 55 и 60 лет, соответственно женщины и мужчины. Следовательно, до этого возраста их следует признавать трудоспособными, даже если они уже являются получателями досрочной трудовой пенсии по старости, например в связи с работой на Крайнем Севере либо в связи с педагогической деятельностью и т.п.

В связи с учетом в составе страхового стажа периодов, указанных в ст. 11, важно отметить следующее. В отношении двух из этих периодов: ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и прохождения военной службы по призыву - предусмотрено перечисление денежных средств из федерального бюджета в Пенсионный фонд РФ. Порядок перечисления урегулирован Федеральным законом от 21 марта 2005 г. N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву". Согласно этому Закону сумма средств, выделяемых Пенсионному фонду РФ на каждое застрахованное лицо в связи с зачетом в страховой стаж этого лица соответствующих нестраховых периодов, определяется путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии стоимости страхового года на продолжительность нестраховых периодов. То есть имеет значение стоимость страхового года, действующая на дату назначения трудовой пенсии, а не на период времени, когда в действительности имели место уход за ребенком или служба в вооруженных силах. Учитывая, что стоимость страхового года ежегодно повышается, такой порядок, бесспорно, выгоден для застрахованного лица.

Стоимость страхового года утверждается Правительством РФ. При ее определении Правительство исходит из тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и минимального размера оплаты труда. Стоимость страхового года на 2007 г. определена в 1848 руб. <2>. Стоимость страхового года в 2002, 2003, 2004, 2005 и 2006 гг. составляла соответственно 504 руб., 756 руб., 1008 руб., 1209 руб. 60 коп., 1344 руб. <3>. К более ранним периодам применяется стоимость страхового года, установленная в 2002 г., т.е. 504 руб.

--------------------------------

<2> Постановление Правительства РФ от 12 марта 2007 г. N 156 "О стоимости страхового года на 2007 год".

<3> Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 52 "О стоимости страхового года на 2002 - 2004 гг."; Постановление Правительства РФ от 31 мая 2005 г. N 345 "О стоимости страхового года на 2005 год"; Постановление Правительства РФ от 18 июля 2006 г. N 446 "О стоимости страхового года на 2006 год".

Исчисление страхового стажа производится, как правило, в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за пенсией. Это правило применяется и при зачете в страховой стаж нестраховых периодов, перечисленных в ст. 11 Закона. В двух случаях Законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрен льготный порядок исчисления страхового стажа. Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности <4> учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

--------------------------------

<4> См.: Постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 498 "Об утверждении Перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год".

Порядок подтверждения страхового стажа установлен ст. 13 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и конкретизирован в Постановлении Правительства РФ N 555. Этот порядок различается в зависимости от периода, когда осуществлялась работа или иная деятельность: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в ПФР в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" или после такой регистрации.

В первом случае время работы или иной деятельности подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. К числу таких документов относятся трудовые книжки, а при их отсутствии - письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, справки архивных учреждений, свидетельские показания.

Во втором случае время работы или иной деятельности подтверждается строго на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В данном случае единственным документом, подтверждающим страховой стаж, является выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. День регистрации лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета отражен в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Данный учет повсеместно в РФ начал осуществляться с 1997 г. Охват населения происходил неравномерно, поэтому есть лицевые счета, открытые в 1997 г., а есть - только в 2000 г. Но в любом случае периоды работы после 1 января 2002 г., с момента вступления в силу Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", можно подтвердить только данными индивидуального (персонифицированного) учета.

Закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает возможность подтверждения периодов работы свидетельскими показаниями. Разумеется, что такой порядок применяется только к периодам до регистрации лица в Пенсионном фонде РФ. Он используется в тех случаях, когда документы о работе утрачены и восстановить их невозможно. Тогда период работы можно подтвердить показаниями двух свидетелей, знавших заявителя по совместной работе. В зависимости от причин утраты документов свидетели либо должны представить собственные документы о работе за свидетельствуемый период, либо нет. Возраст, с которого допускается подтверждение стажа показаниями свидетелей, - 14 лет. В тех случаях, когда у заявителя документы о работе не утрачены, но в них содержатся неверные сведения, Пенсионный фонд не сможет принять свидетельские показания. Тогда факт работы и ее характер можно установить в судебном порядке. В настоящее время подтверждение стажа показаниями свидетелей - редкий случай в практике Пенсионного фонда, а вот в 80 - 90-е гг. прошлого столетия этот порядок был весьма востребован. Дело в том, что в те годы на пенсию выходили люди, трудившиеся во время Великой Отечественной войны и в годы послевоенного восстановления, когда хранению документов о работе либо не придавалось должного значения, либо они были утрачены по объективным причинам. Кроме того, большие проблемы с доказательством трудового стажа в те же годы возникли у лиц, работавших в колхозах, поскольку трудовые книжки для них были введены только в 1964 г.

В случае массовой утраты документов в результате чрезвычайных ситуаций (экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.) стаж работы может подтверждаться комиссиями по установлению стажа, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов РФ, в соответствии с Постановлением Минтруда России от 24 июня 1994 г. N 50 "Об утверждении Порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций". Применение данного нормативного акта в условиях ведения в Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета маловероятно. Постановление Минтруда России ориентировано прежде всего на восстановление трудовой книжки, а, как известно, ее значение для подтверждения страхового стажа ограничено периодом до 2002 г. Кроме того, в настоящее время Пенсионный фонд РФ осуществляет внесение в лицевые счета сведений о работе и за прошлые периоды, с тем, чтобы вся продолжительность страхового стажа была зафиксирована в базе данных ПФР. Следует надеяться, что массовой утраты сведений индивидуального (персонифицированного) учета не случится.

Специальные правила в отношении страхового стажа применяются при определении права застрахованных лиц на трудовую пенсию по старости досрочно, т.е. при пониженном пенсионном возрасте либо вообще без учета пенсионного возраста. Виды деятельности, подлежащей зачету в страховой стаж в особом порядке, многочисленны, они указаны в ст. ст. 27 и 28 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". К ним, в частности, относятся: работа по Спискам N 1 и N 2; подземная работа; работа в текстильной промышленности; на железнодорожном транспорте и метрополитене; на лесозаготовках и лесосплаве; погрузочно-разгрузочные работы в портах; работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности; работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах; работа в летном, инженерно-техническом, диспетчерском составе гражданской авиации; работа с осужденными; работа на должностях Государственной противопожарной службы; педагогическая деятельность в учреждениях для детей; лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения; творческая деятельность на сцене в театрах и театральных коллективах и др.

Нормативная база, определяющая правила исчисления и подтверждения страхового стажа на определенных видах работ, довольно обширна. Кроме Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Постановления Правительства N 555, в нормативную базу входят следующие основные акты:

- Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ";

- Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ";

- Постановление Минтруда России от 17 октября 2003 г. N 70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Главные различия между страховым стажем, определяющим общие пенсионные права, и страховым стажем, определяющим право на пенсию при пониженном пенсионном возрасте или независимо от возраста, заключаются в следующем.

1. Содержание стажа. По общим правилам в страховой стаж может включаться любая работа, а также иные периоды, которые не являются работой. По специальным правилам в стаж входит только работа, причем в строго определенных условиях, профессиях, должностях (в соответствии с утверждаемыми Правительством РФ списками). В некоторых случаях законодательство допускает возможность суммирования работ с различными особыми условиями труда. Виды работ, подлежащих суммированию, и сам порядок строго регламентируются нормативными правовыми актами. Кроме того, в незначительном объеме допускается включение в стаж иных периодов, например периода временной нетрудоспособности, ежегодного основного и дополнительного отпусков, отпуска по беременности и родам.

2. Подтверждение стажа. В целом подтверждение стажа как в общем, так и в специальном порядке основано на одних и тех же документах. Но для зачета в стаж времени работы в особых условиях необходимо, чтобы эта работа осуществлялась постоянно в течение полного рабочего дня, под которым понимается не менее 80% рабочего времени. Необходимо также установление строгого соответствия наименования профессии, вида производства, структурного подразделения и иных обстоятельств тем, что указаны в списках работ, утвержденных Правительством РФ <5>. В ряде случаев необходимо доказать наличие дополнительных производственных факторов, если они предусмотрены Списками, например, класс опасности вещества, занятость под землей, занятость на определенных механизмах, на работах особым способом и др. В этих случаях для подтверждения стажа могут понадобиться уточняющие документы (технологический регламент, журнал учета спусков в шахту и т.п.). Имеются и иные особенности, например для зачета в стаж педагогической или лечебной деятельности необходимо, чтобы эта деятельность осуществлялась на условиях полного рабочего времени, т.е. не менее чем на ставку, и т.п.

--------------------------------

<5> Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".

3. Исчисление стажа. По общим правилам исчисление страхового стажа производится в календарном порядке (т.е. со дня приема на работу по день увольнения). По специальным правилам кроме календарного возможно льготное исчисление стажа. В льготном порядке исчисляется, например, работа врачей в сельской местности, работа летчиков гражданской авиации, подземная работа в ведущих профессиях: проходчиков, забойщиков и др. Льготный порядок исчисления стажа позволяет увеличивать его продолжительность. Кроме льготных правил, в ряде случаев может применяться порядок исчисления стажа работы по фактически отработанному времени. Это уже не льготный порядок, при таком подсчете в стаж включаются только периоды (дни, месяцы, годы), когда работники были непосредственно заняты на соответствующих видах работ. Данные правила исчисления стажа применяются лишь для строго определенных видов работ, которые в силу технологических и иных особенностей не могут осуществляться на постоянной основе. Таким образом, например, исчисляется стаж работникам специализированных ремонтных организаций, которые могут быть заняты то в химических цехах, то на объектах с нормальными условиями труда. Так же исчисляется стаж работникам, которые в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию при пониженном возрасте. Важно, что минимальной расчетной величиной может быть только полный рабочий день (с учетом установленной трудовым законодательством сокращенной продолжительности работы для определенных профессий (работ). Если работа осуществлялась в условиях неполного рабочего дня (менее 80% рабочего времени), оснований для включения ее в стаж работы с особыми условиями труда нет.

Таким образом, положения законодательства, определяющие требования к содержанию, исчислению и подтверждению специального страхового стажа, существенно отличаются от требований к общему страховому стажу. Нетрудно заметить, что специальные требования более жесткие. Объясняется это тем, что наличие стажа работы в особых условиях труда дает право на льготное пенсионное обеспечение. Требуемая продолжительность специального страхового стажа определена Законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и зависит от вида деятельности и, в ряде случаев, от пола застрахованного лица. Так, стаж работы женщин, занятых на работах, предусмотренных Списком N 1, составляет 7,5 года (мужчин - 10 лет), а стаж работы врачей, работающих в городах и поселках городского типа (вне зависимости от пола), - 30 лет. При этом важно знать, что установленная Законом продолжительность стажа должна быть выработана полностью, иначе право на досрочное назначение пенсии будет утрачено. Исключение из этого общего правила предусмотрено только для стажа работы по Спискам N 1 и N 2, когда допускается учет не менее половины от требуемой продолжительности стажа. В этих случаях право на снижение пенсионного возраста сохраняется, но расчет пенсионного возраста будет осуществляться пропорционально отработанному времени.

Ю.Васильева

К. ю. н.,

доцент

кафедры трудового права

и социального обеспечения

Пермского государственного университета

Подписано в печать

25.04.2008

страховой стаж это

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий