Модель коммуникации Шеннона и Уивера

Модель Шеннона и Уивера была разработана в 1948 году, когда Клауд Элвуд Шеннон написал статью “Математическая теория переговоров” в Техническом журнале системы Белл в содействии с Уоренном Уивером.

Шеннон был американским математиком, а Уивер — ученым. Математическая теория впоследствии стала называться моделью коммуникации Шеннона-Уивера, а также “матерью всех моделей”. Эта схема по сравнению с другими более линейна.

Понятия модели Шеннона-Уивера

  • Отправитель (источник информации) — это человек, который составляет сообщение, выбирает канал для доставки этой информации и посылает ее.
  • Кодировщик (передатчик). Кодировщиком называется человек, использующий аппарат, перекодирующий информацию в последовательность сигналов или знаков. Также передатчиком можно назвать сам аппарат.
  • Канал. Каналом называется среда, через которую посылается сообщение.
  • Раскодировщик (приемник) — аппарат, который преобразует сигналы или символы в первоначальное сообщение или получатель, самостоятельно дешифрующий сообщение.
  • Адресат (пункт назначения) — адресатом называется человек, получающий информацию или место, куда эта информация должна прибыть. Адресат должен задействовать обратную связь, если так предписывалось в сообщении.
  • Помехи. Помехами называется физический шум, такой как окружающая среда, люди, — то есть все, что мешает адресату получить информацию такой, какой она была послана.

Объяснение модели Шеннона-Уивера

Отправитель кодирует информацию и отправляет ее к приемнику, используя технологический канал, например телефон или телеграф. Отправитель кодирует сообщение, используя шифр, понятный аппарату-приемнику. Информация отправляется закодированной сквозь среду.

Адресат теперь должен раскодировать сообщение, прежде чем сможет его прочесть и понять. В некоторых случаях аппарат-приемник может оказаться и раскодировщиком. Канал иногда содержит шум или помехи, а адресат может оказаться неспособен раскодировать полученную информацию, что создаст проблемы с коммуникацией.

Вот пример: мозг человека является отправляющим, а его рот — кодировщиком, который кодирует послание, используя определенный язык. Воздух является средой (каналом), приемником будет ухо другого человека, мозг которого является раскодировщиком и адресатом.

По тому же принципу, посторонние звуки, присутствующие в воздухе мешают им говорить. Когда второй человек отвечает, это называется обратной связью. Когда модель только создали, компонентов было пять. Помехи, как дополнительный элемент, добавили позже.

Так как Шеннон был инженером, эта схема использовалась, прежде всего, для улучшения технологии коммуникаций, предпочтительно телефонных. Целью была максимизация способностей телефона и полное удаление помех.

Впоследствии Уивер применял эту схему ко всем видам переговоров или коммуникаций. Модель прославилась как модель Шеннона-Уивера. В инженерии модель Шеннона также известна как информационная теория и используется в науке для подсчета передачи информации между аппаратами. У нее также есть формула.

Пример модели Шеннона-Уивера

Бизнесмен посылает письмо своему сотруднику, используя текстовое послание с телефона. Он желает написать ему о деловой встрече, связанной с продвижением их бренда. Сотрудник получает неполное письмо из-за помех. Выглядит это так:

Бизнесмен: «У нас будет деловая встреча в офисе …(“в 8 часов утра” пропало из-за помех или проблем с телефонной связью).

Сотрудник (обратная связь): «Когда?»

В этом примере,

  • Отправляющий — бизнесмен,
  • кодировщик — оператор телефонной связи,
  • канал — мобильная сеть,
  • помехи — текст, пропавший из-за плохой связи,
  • раскодировщик — мобильный телефон,
  • пункт назначения (адресат) — сотрудник.

В этом случае роль шума или помех играет проблема с телефонной связью. Обратная связь дает бизнесмену понять, что его письмо дошло не полностью. Сотрудник имеет шанс получить полное сообщение только после обратной связи с отправителем.

Степени коммуникативных проблем

По словам Шеннона-Уивера существуют три степени проблем с коммуникацией. Это:

  1. Техническая проблема — проблема вызвана каналом.
  2. Семантическая проблема — значение сообщения неправильно понято получателем.
  3. Проблема эффективности — как эффективно сообщение вызывает реакцию у адресата.

Преимущества модели Шеннона-Уивера

  • Понятие шума помогает сделать общение эффективнее, убрав источник шума или техническую неисправность, вызывающую помехи.
  • Модель включает и обратную связь, а значит, ее можно применить к любому виду переговоров или коммуникаций.
  • Коммуникация имеет математическую оценку в модели Шеннона-Уивера.

trainingtechnology.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1